Цели. Учить различать и называть цифру 6; закреплять состав чисел 5 и 6; формировать вычислительные навыки в пределах 6; повторять последовательность чисел в пределах 10; развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации; воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование. Учебник “Математика. 1 класс” Демидова Д.Е.(1часть) демонстрационные шарики (с числами с одной стороны и выражениями - с другой); образец написания цифры 6; демонстрационный домик для записи состава числа 6; два шара, выражающие настроение; рисунки с изображениями Пятачка, Мудрой Совы, Кролика; таблички с текстами о цифре.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять.
Буду правильно считать.
Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний
У. Скажите, кто и в какой сказке своим подарком на день рождения развеселил грустного именинника?
Дети. В сказке Бориса Заходера “Винни-Пух и все-все-все” Пятачок принес ослику Иа-Иа надень рождения шарик и очень его этим обрадовал.
У. Сегодня к нам на урок пришли герои этой замечательной сказки с различными заданиями, чтобы посмотреть, как вы учитесь, думаете, рассуждаете.
На доске изображение Пятачка и шаров с числами. (Приложение 1)
- Попробуйте ответить на мой вопрос в рифму:
Кто же перед нами?
Д. Пятачок с шарами.
У. Что изображено на шарах?
Д. Числа.
- Числовой ряд.
- Ряд натуральных чисел.
У. Сколько шариков на доске?
Д. 10 шариков.
У. Давайте их хором посчитаем.
Дети считают.
- Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили?
Д. Число 4 стоит не на своем месте. Числа 6 и 4 нужно поменять местами.
У. Расскажите все, что вы знаете о числе 5.
Д. Число 5 стоит за числом 4.
- Число 5 стоит между числами 4 и 6.
- Число 5 больше числа 6 на 1.
- 5 - это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2,4 и 1.
У. Винни-Пух не может пройти по мостику к ослику Иа пока мы с вами не вспомним состав числа5.
Ученики называют возможные варианты состава числа 5, а учитель записывает их на доске. (Приложение 1)
- Все ли случаи состава числа 5 вы назвали?
Д. Да.
У.Давайте проверим, перешел ли Винни Пух через мостик. (Приложение 1)
Подведем итог этой части урока. Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задания Пятачка и Винни Пуха?
Д. Счет, знание последовательности чисел, состав числа 5.
У. Зачем нужно знать состав числа?
Д. Чтобы уметь быстро решать примеры и задачи.
У. Молодцы! Пятачок и Винни очень довольны вашей дружной работой и правильными ответами. Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
Физкультминутка. Проводит ее Кролик (Приложение 1)
III. Постановка проблемы урока
Учитель предлагает детям закрыть глаза.
На слайде записаны выражения. (Приложение 1)
Откройте глаза. Что видите?
Д. На слайде были написаны числа, а теперь - выражения.
У. Пятачок предлагает вам новое задание. Как вы думаете, каким оно будет?
Д. Найти значение выражения.
- Вычислить.
У. Поиграем в игру “Молчанка”. Я показываю на пример, а вы называете ответ молча, т.е. записываете в тетрадях только ответы.
Откройте свои тетради. Итак, начали. Проверка. (Приложение 1)
- Какие задания вызвали у вас трудности? Какие задания новые?
Д. 6-4 = 2; 5+ 1 = 6.
У. Какова тема урока?
Д. Число и цифра 6.(Приложение 1)
У. Какова цель урока?
Д. Познакомиться с числом и цифрой 6. Выучить состав числа 6.
IV. Открытие нового знания (Приложение 1)
У. На доске изображена линейка. Какие цифры на ней пропущены? Назовите недостающие цифры.
Сначала класс с помощью веера показывает пропущенную цифру, а затем учитель вписывает ее.
- Покажите, каким числом заканчивается наш числовой ряд. Расскажите, как получить число 6.
Д. К 5 прибавить 1.
У. Покажите, как обозначается цифра 6. Где в окружающем мире можно увидеть цифру 6?
Д. Номер автобуса, номер квартиры, номер дома, на часах, на линейке. (Приложение 1)
У. Расскажите все, что вы знаете о числе 6.
Д. Число 6 стоит за числом 5, между числами 5 и 7.
На что похожа цифра 6? Что она вам напоминает?
Д. Цифра 6 похожа на крендель, на крючок.
Цифра 6- дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С.Я.Маршак
V. Работа в прописях
На доске вывешивается образец написания цифры 6 и рисунок Мудрой Совы. (Приложение 1)
У. Мудрая Сова будет учить вас писать цифру 6. Посмотрите на образец ее написания. Назовите элементы, из которых она состоит.
Д. Из одного овала и крючка.
У. Начинаю писать цифру чуть ниже правого угла клетки,веду кривую линию слева-направо до нижней стороны клетки и пишу овал.
Напишите цифру 6 в воздухе. Объясните последовательность написания цифры 6 и покажите указкой на образце.
Откройте учебник на странице 68, задание 4 пропишите цифру 6. Посмотрите внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 6, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 6, отступая одну клетку. Найдите самую красивую цифру и подчеркните ее.
- Как можно получить 6?
(Приложение 1) Состав числа 6.
В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите ряд.
На доске:
6 1 5 2 4 3
5 1 4 2 3
- Что вы назвали?
Д. Все случаи состава числа 6.
У. Сколько таких случаев получилось? Д. 5 случаев.
У. Давайте прочитаем хором все случаи состава числа 6.
VI. Первичное закрепление знаний
У. Откройте учебники на странице 68, найдите задание 4.
У. Выполните задание 8с комментированием у доски.
2 4=6 | 1 5=6 | 6 5=1 |
6 3=3 | 6 2=4 | 3 1=4 |
Проверка (Приложение 1)
Ученики по очереди комментируют свои записи
Дети выполняют задание.
- Проведите взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, поставьте знак “+”; если вы нашли ошибку - значит, знак “-”. Обсудите в парах правильность выполнения задания.
Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поднимите руку те, кто ошибся. Прочитайте свои записи. Разберем допущенные ошибки.
VII. Закрепление полученных знаний
У. Не все справились с самостоятельной работой. Мы поработали над ошибками. Давайте проверим, все ли вы запомнили.
Задание на развитие логического мышления.(Приложение 1)
А теперь проверим, кто самый внимательный и смекалистый. Посмотрите на задание слайд 13. Что нужно сделать?
С помощью счетных палочек выложите на парте фигуру.
Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата,
Посмотрите, что у вас получилось.
Теперь уберите еще 2 палочки.
VIII. Итог урока
У. Наш урок подходит к концу.
Что нового вы узнали? Какие задания вам понравились больше?
Какие задания были для вас самыми трудными? На слайде у вас осталось два шарика, которые показывают свое настроение.
Поднимите руку у кого веселое настроение.
Объясните, почему у вас веселое настроение?
У меня все получилось.
Я хорошо отвечал.
Я правильно выполнил все задания.
А у кого грустное настроение? Почему?
У меня не все получилось.
Я не смог выполнить все задания правильно.
Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение-залог успеха в любом деле. Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. Урок окончен. Вы славно потрудились!