Классный час "Красота спасает мир"

Разделы: Внеклассная работа


Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Цели проведения классного часа:

Воспитательная: формировать познавательную потребность, эмоциональное представление и восприятие красоты природы, человека, способствовать формированию экологической культуры.

Развивающая: развитие ассоциативного мышления, умений удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее “разумом”.

Оформление и оборудование: Плакаты с изображением цветов, фотогазета “Мы хранители красоты”, слайды, цветущие цветы.

Ход мероприятия

Этапы

Методы

1. Организационный момент. Взаимное приветствие.  
2. Актуализация. Мотивация. Входная рефлексия – ассоциация.
3. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы классного часа Сообщение преподавателя.
4. Сценарий.
  • рассказ преподавателя;
  • выразительное чтение стихов;
  • информационные технологии – показ слайдов;
  • музыкальное сопровождение;
  • беседа.
5. Подведение итогов. Обобщение преподавателя, презентация фотогазеты.

Сценарий

Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Студентам раздаются чистые листы бумаги.

Задаётся задание: Какие у вас возникают ассоциации, когда вам говорят слово “красота”. Напишите одно слово, которое вам первое приходит в голову. По результатам ответов преподаватель обобщает ответы и делает общие выводы о представлении красоты студентами.

Рассказ преподавателя: Красота спасает мир уже давно, поскольку помогает растениям, животным и человеку приспособиться к окружающей среде.

Красота – сильный раздражитель, имеющий сферу влияния на все стороны жизни. Она не всегда бросается в глаза, ее надо уметь разглядеть, тем белее, что сегодня вообще наблюдается дефицит красоты, а то и ещё страшнее – влечение к жестокости, порой неосознанной, но, увы, это так.

Любовь к красоте природы и человека, как ее частице – важная тема в произведениях поэтов и художников. На примерах из их книг можно убедиться, что любовь к живой природе должна быть всемирной, тогда не будет войны, не будет угрозы всем живущим на Земле.

Читает студент (чтение сопровождается показом слайда):

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев

Объявляется тема классного часа “Красота спасает мир”.

Мы познакомимся с красотой природы через поэзию и искусство, конечно со всеми произведениями искусства сегодня невозможно познакомиться, т.к. их огромное количество.

Настоящая красота начинается с цветковых растений. Еще Ч. Дарвин говорил: “Цветы считаются самыми прекрасными произведениями природы, но они резко отличаются от зелёной листвы и тем самым прекрасны только ради того, чтобы обращать на себя внимание насекомых”

Красотой Цветов можно восхищаться бесконечно.

Читают 2 студента (чтение сопровождается показом слайдов “Цветы”):

В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

И. Бунин

Рассказ преподавателя:

С древних времён человек верил в божественное происхождение растений. Об этом свидетельствуют мифы и легенды, пришедшие к нам из глубины веков. Очень многие цветковые растения по мифам и легендам имеют неземное происхождение. Японцы, например, считают, что в растении запечатлена вся Вселенная и через него можно постичь гармонию.

Хризантема

В Японии чтят хризантему не только как вестницу уходящего лета. С магическими свойствами цветка связывают предание о происхождении страны. В давние времена правил будто бы в Китае жестокий император, и однажды ему стало известно, что на одном из ближних островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок было под силу лишь человеку с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император, его свита были людьми грешными и не рискнули сами отправиться на заветный остров, а послали туда триста молодых юношей и девушек. Те нашли хризантему, но не вернулись к жестокому императору: очарованные благодатной природой острова, основали они новое государство – Японию.

Хризантема изображена на государственном флаге Японии, на печатях, денежных знаках. Высшая награда в этой стране – Орден Хризантемы. До недавнего времени даже одежду из тканей с изображением хризантемы, по существующим законам, имели право носить лишь члены императорского дома. Горе тому, кто вздумал бы ослушаться: его ждала за это смертная казнь. В Японии в свое время был принят закон: преступников, подделывающих деньги или почтовые марки с эмблемой в виде шестнадцатилепестковой хризантемы, тоже приговаривали к смертной казни.

Правда, однажды этот закон оказался бессильным, несмотря на явную подделку.

Задание студентам: Предположите, как художники сумели обойти закон? (В соцветии императорской хризантемы – шестнадцать краевых цветков, а преступники стали рисовать с четырнадцатью или пятнадцатью цветками. Так ловко был обойден суровый закон.)

Красота растений, цветов необходима как приспособленность для продолжения вида. Но растения и украшают Землю, очищают воздух, лечат людей и животных.

С цветами по красоте соперничают птицы. Жизнь птиц, как и многих других животных разнообразна и прекрасна. Пение птиц можно сравнить лишь с цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы – разнообразием издаваемых звуков. Поют в основном самцы. Пение птиц имеет адаптивное значение. У одних песня состоит из скрипучих выкриков, у других – из мелодичных трелей. Но не возможно этого не замечать. Например, своей песней самец соловья демонстрирует, что он вырос в благородной среде и обучался нотной грамоте у лучших профессоров в лучших консерваториях своей популяции.

Звучит фрагмент записи “Песня жаворонка” П.И. Чайковского, сопровождается слайдами образов птиц.

Наблюдая за образом жизни и поведением многих птиц, человечество может многому научиться (красоте звучания голосов, красоте поведения, общения, ухаживания). Например, самцы некоторых видов, чтобы очаровать даму сердца, танцуют, причём демонстрируя при этом удивительное изящество и грациозность. Мастера таких ритуальных танцев – журавли. Некоторые птицы многие годы живут парами, у них есть песня-дуэт несомненно объединяющая их (журавли).

Во многих произведениях поэтов и композиторов воспета внешняя красота, особенности поведения птиц.

Читает студент:

Глухарь

Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется глухарь.
Тонкий дух весенней благодати,
Свет звезды – как первая слеза…
И глухарь, кудесник бородатый,
Закрывает желтые глаза.
Из дремотных облаков истории
Яркий блеск, холодная заря,
И звенит, чумная от восторга
Заревная песня глухаря.
Счастлив тем, что чувствует и дышит,
Красотой восхода упоен,
Ничего не видит и не слышит,
Ничего не замечает он!

Дм. Кедрин.

Задание студентам: Создайте мысленный образ по произведению. (Обсуждение нескольких образов).

Рассказ преподавателя:

Красота у человека играет примерно ту же роль, что и красота животных. При выборе партнера обычно преимущества получает красивый и сильный. Красота человека тоже адаптивна. Представления о красоте у разных народов разные. С точки зрения пигмеев, крупные белые женщины безобразны: белая кожа кажется им ужасной, а размеры тела разорительными (прокормить такую жену очень дорого). У народов, населяющих пустыни Африки, красивыми считаются толстые невесты (перед свадьбой их специально откармливают). Красотой человека восхищались художники, скульпторы выражая это в своих работах.

Показ слайдов с изображением работ Леонардо да Винчи, Огюста Родена – скульптора, Рафаэля и др.

К сожалению со временем у человека при выборе партнера, кроме красоты физической и душевной, большую роль стали играть факторы искусственного отбора, в первую очередь материального благополучия (марка автомобиля, величина счета в банке, наличие недвижимости и.д.). Понятно, что поскольку между физической и душевной красотой и уровнем материальной обеспеченности прямой связи нет, то такой искусственный отбор может оказать отрицательное влияние на красоту человечества.

Искусство, которое отражало красоту природы и человека и помогало делать более гармоничными отношения человека с природой и отношения между людьми. Однако в современном мире искусство и культура становятся, к сожалению, факторами разрушения природы, а значит и разрушения человечества.

Подведение итогов

Почему же красота спасает мир?

Красота – всё, что радует нас, очаровывает, радует. Уверена, что красивое окружение испускает благостные вибрации, позволяя жить более спокойно и счастливы, при этом сохраняя наш мир природы.

Даже живя в центре мегаполиса, можно искать и находить красоту пробивающегося через асфальт росточка, красоту полёта птиц в небесах, небывалую красоту рассвета и заката. Хочешь стать красивым – стремись к красоте во всех ее проявлениях. Можно окружить себя красивыми вещами, посещать музеи в поисках красоты произведений искусства, выезжая на природу в поисках нетленной и бесконечной красоты жизни.

Даже очень красивое от природы лицо со временем станет непривлекательным, если оно не имеет внутренней красоты добра, любви.

Демонстрируется фотогазета с фотографиями студентов группы.

Посмотрите на свои изображения на фотографиях какие вы все красивые, добрые и нежные черты лица. Вы наполнены красотой, но со временем может все измениться – можно потерять душевную и физическую красоту, тогда в вашей жизни большую роль станет играть фактор искусственного отбора, а это ведет к разрушению.

Сохраните свою красоту, красоту Земли. Расширяйте пространство красоты в своей жизни. И красота продолжит спасать мир!

Читает преподаватель:

Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидеть великое небо.
Своими руками глаза себе
Не закрой.

Н. Рерих

“В тексте рассказа преподавателя использована информация из статьи “Для чего нужна красота”, Б.М. Миркин и др. Научно-методический журнал “Биология в школе”, №8, 2006, с.69.”

Презентация