"Профессия - ученик". Как учились в прежние времена

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование.
  • рассмотреть роль образования в жизни человека и общества.
  • познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
  • определить роль печатных книг в развитии образования;
  • привить любовь к своей школе;

Ожидаемый результат:

ученики должны знать/уметь:

  • сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;
  • вырабатывать навыки работы в группе;
  • задуматься над своим отношением к процессу образования.
  • знать основные понятия урока.
  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, сообщения, мультимедийная доска, учебник 1911 г.

ПЛАН

  • Профессия – ученик.
  • Школьное образование.
  • Чему учит школа.
  • Как учили в прежние времена на Руси.
  • Когда появились первые школы на Кубани.
  • Краткая история СОШ № 86
  • Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, а кто такой ученик? А как вы понимаете понятия: школа, образование?

Приложение №1

Школа открывает путь в большой мир, окружающий вас. Вы, конечно, помните, как первый раз пришли в школу, сели за парту. И началась ваша новая жизнь – жизнь ученика.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Законодательством РФ обеспечивается общедоступность общего образования. Оно устанавливает три ступени образования: дошкольное (детские сады), общее школьное, профессиональное (колледжи, университеты и т.д.). В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ “Об образовании” право на образование предоставляет каждому возможность получения общего образования.Следует отметить, что общее школьное образование в нашей стране обязательно.

У вас позади первая ступень школьного образования – начальная школа. А это целых четыре года учебы. Ступени школьного образования: Начальная школа, Основная школа, Средняя (полная) школа.

Основная школа начинается с 5-го класса. Окончив 9 класс, вы получите аттестат об основном школьном образовании. После его получения вы будете решать, поступать ли вам в колледж или училище, где начинается ваша профессиональная подготовка. Если захотите, то можете продолжить учиться в школе и получить полное общее среднее образование. Оно необходимо тем, кто решит поступать в институт или университет. Институты, университеты, академии дают людям высшее образование. Без него нельзя стать, например, врачом. Нельзя стать ученым и профессионально заниматься наукой. А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний вы делаете в школе.

С 5-го класса в расписании ваших уроков появились новые предметы: информатика, английский язык и т. д., изучение которых, поможет вам узнать много полезного и интересного. Но подумайте, можно ли сказать, что все, чему человек должен научиться, укладывается в школьные уроки? В школьном расписании ни в одном классе вы не найдете уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты, товарищества. А ведь школа учит и этому, и еще многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит потому, что школьная жизнь не ограничивается уроками. В школах проводятся праздники, вечера, походы, экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми и т.д.

Раньше вместо слов “пойти в школу” говорили “отдать в ученье”. Тем самым отмечали основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

Чтобы применять знания при решении различных задач, которые встречаются не только в школе, но и в повседневной жизни, нужны еще и умения. Например, очень важно уметь быстро читать, грамотно писать, составлять план рассказа или алгоритм решения математической задачи.

Повседневные занятия позволят вам перевести умение в навык. Например, вы уже не думаете, как писать буквы, рука как бы сама их пишет. Не шепчите вы и текст, который читаете,- глаза легко и быстро пробегают по строчкам. Это значит, что у вас выработан навык письма и чтения, то есть ваши действия автоматизировались, стали привычкой.

Школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведет знакомая с первого класса дорога, но и сама жизнь. У каждого из нас в жизни много школ и учителей. Часто так и говорят: “Прошел хорошую жизненную школу”.

Многие ребята посещают еще и специальные школы: художественную, музыкальную или спортивную. Везде есть учебные пособия, библиотеки, учителя, а уж чему вы научитесь, зависит от вас. И оценки за вашу учебу вам поставит сама жизнь.

Можно ли сделать вывод, что ваша успешная учеба в школе важна не только для вас, но и для общества?

Доводы в пользу обучения: возможность найти хорошую и интересную работу; уважение окружающих; -материальная обеспеченность; понимание происходящих событий; собственная независимая позиция в жизни.

А сейчас давайте совершим путешествие в прошлое. Узнаем, как учились в прежние времена.

До X века на Руси школ не было. Малыши учились, общаясь с взрослыми, не зная грамоты и не имея книг.

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века.. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Кто мог учиться в школе, и какие изучали предметы? Сообщение ученика.

Внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, Янка, основала женский монастырь в Киеве и создала в нем школу для обучения девушек.  Раньше считалось, в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного.

В XIV-XVI вв. основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучением грамоте стали заниматься и специальные “мастера” недуховного звания, которые за “кашу да гривну денег” учили грамоте в течение 2-х лет.

Читать древнюю рукописную книгу трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых, восклицательных знаков и т.д. Писцы не делали и пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.

Расшифруйте это предложение: КНГЛЧШЙПДРК.

Здесь написано: “Книга лучший подарок”.

Школа XVI века была школа зубрежки. Ученик нараспев повторял то, что говорил учитель. Азбуку заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название (А-аз, Б-буки, В-веди, Г-глагол, Д-добро, Е-есть.) В алфавите тогда было не 33 буквы, как сейчас, а 43. Например, нет букв кси, пси, ижица. Раньше в алфавите не было букв Э и Ё, они появились позже.

Заучив эти названия букв, было трудно научиться читать. После ученики заучивали отрывки из церковных книг. За непослушание и невыученные уроки учитель “сокрушал ребра” розгами, заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника. “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

А как к подобному обучению относится Л.Н. Толстой. Сообщение ученика.

В середине XVI века в России возникло книгопечатание по инициативе Ивана Грозного. Первооснову книгопечатания изобрели в XI веке в Китае. В Европу это изобретение пришло 400 лет спустя.

Весной 1564 года в Москве на печатном дворе печатник Иван Федоров напечатал первую на Руси книгу “Апостол”. Также Иван Федоров напечатал “Часослов”, первый русский “Букварь” и т.д.

Образование XVI-XVII вв. Книгопечатание. 1564г. Иван Федоров и Петр Мстиславец в Москве выпустили первую печатную книгу “Апостол”. 1565 г. был издан “Часословец” - это книга для обучения грамоте. В 1581 г. – “Библия”.

Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. На партах появились красиво изданные учебники. Раньше, ученики старательно записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним у подножия кафедры. Учили сначала азбуку, потом Часослов, то есть молитвы, богослужебные тексты и письмо. На этом обучение обычно заканчивалось.

Образование в Московском государстве в допетровское время.

Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже – деление и умножение.

Первое пособие по арифметике. По простой системе счисления (“малое число”) изучали единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), сотни тысяч (легионы), миллионы (леодры). По сложной системе (“число великое словенское”) миллионы (тоже тьмы), триллионы (тоже легионы), триллионы триллионов (тоже леодры, другое название - септиллионы), вороны (леодры леодров – число из 49 цифр). Изучали и дроби: числитель называли “верхним числом”, а знаменатель – “исподним числом”.

В XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами.

В XVII веке обучение начальных знаний чаще проходило в домашних условиях. За соответствующую плату учителями были священнослужители и чиновники приказов. Практически ничего неизвестно о каких-либо школах в других городах помимо Москвы.

В начале XVIII века Петр I издал указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. Там учились дети не только дворян, но и простых горожан и солдат.

В эпоху Петра I были созданы специальные школы: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Школа навигацких и математических наук и другие. Петр издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы: цифирную школу должен был пройти каждый дворянин. В училищах низшей степени, так назывались “цифирные школы”, воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Эти школы открылись более чем в 40 городах России.

При обучении применялись строгие наказания. Например, в Московской академии в каждом классе, кроме учителя, сидел матрос с длинным хлыстом в руке. Ленивых или непослушных пороли тут же в классе.

Какие еще преобразования произошли в образовании при Петре I?

Сообщение ученика.

В это время был введен гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени.Новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования.

С 1792 года, когда Черноморское казачье войско переселилось на правобережье реки Кубань, и вплоть до 1803 г. у него не было ни одной официальной школы, хотя частное обучение практиковалось.

1 августа 1803 г. В Екатеринодаре по инициативе тогдашнего войскового атамана Ф.Я. Бурсака открыта первая начальная школа на Кубани.

Как выглядела школа и училище того времени описано в книге Родная Кубань,С.118-119.

С открытием первой екатеринодарской школы совпал приезд на Кубань К.М. Россинского. При его участии, эта школа стала в 1806 г. училищем, чтобы “можно было юные сердца образовывать”.

Обратите внимание на слайд. Как выглядят гимназист и гимназистка XIX века.

Дети посещали церковнославянскую группу, где читали “Часослов” и обучались письму. За гривну медных денег преподаванием занимались полуграмотные дьячки. Через три года школу реорганизовали в уездное училище.

В 1863 году атаман граф Сумароков-Эльстон в своем циркуляре пригласил лиц начальствующих и население позаботится об открытии станичных школ, а к 1867 году количество вновь открытых школ равнялось 100.

К 1871 году общее количество станичных школ возросло до 179; с 1871 по 1880 год прибавлено 72 школы, а к 1886 году в области насчитывалось 296 учебных заведений,, в том числе 1 классическая гимназия, 2 реальных училища,1 училище семинария, 2 женских гимназии,1 женская прогимназия, 11 низших учебных заведений и 278 начальных народных училищ. Е.Д. Фелицин

У нас в станице с 1848 существовала церковно – приходская школа при церкви во имя “Рождества Пресвятой Богородицы”.

1904 году школу № 15 (85) основал как одноклассное женское училище Василий Дзюк В августе 1917 года школа преобразована в школу с 10-летним образованием.В настоящее время ее возглавляет Василейко Н.Н.

Первое упоминание о школе № 19 (86) относится к 1867 году, а основал ее местный казак Селявко Иван Феофанович. До 1941 года она была начальной школой.Новое здание школы было рассчитано на 200 учащихся, а в данный момент в школе обучается около 500 человек С 1989 года школу возглавляет Назарова Л.Л.

К 1917 году российская система образования традиционно включала в себя три ступени: – начальную - это народные училища, церковно-приходские школы, - среднею – это гимназии и реальные училища, - высшую – это университеты, институты, академии.

В декабре 1917 года проведена реформа правописания. Из употребления исчезли “ять” и “твердый знак” (в конце слов). Их шутливо стали называть “контрреволюционными буквами”.

Посмотрите, пожалуйста, как выглядел учебник 1911 года.

После прихода к власти Советской власти по всей стране возникли кружки ликвидации неграмотности (ликбезы). С 1918 года “все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, все они имеют право идти по этой лестнице до ее наивысших ступеней”. Вводилась светская единая школа, совместное обучение, равное право на образование. Школа объявлялась бесплатной на всех ступенях, общедоступной и обязательной. Начальной ступенью был назван детский сад, а наивысшей – университет. Образование объявлялось бесплатным, из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены. Согласно Декрета Совнаркома от 1919 года “Все население республики в возрасте от 8 до 50-ти лет, не умеющие читать или писать, обязано учиться грамоте”. Бесплатным было не только образование, но и распределение газет среди населения. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота.

С 1906 года начинает работать попечительство, на средства которого существовала и получила дальнейшее развитие наша школа. После него в разные годы школу возглавляли Яковлева Лидия Ивановна и Царевская Екатерина Васильевна. До 1941 года школа давала начальное образование.

Наша школа во время ВОВ? Сообщение ученика.

В 1946 году директором стал участник Великой Отечественной войны Петр Кононович Нарыжный. Школа стала семилетней. По его инициативе, в 1970 году было начато и вскоре успешно завершено строительство нового здания школы. На смену ему пришла Шуствол Ефросинья Федоровна. После директором был назначен Свердлик Степан Филиппович. В январе 1989 года в нашу школу пришла работать директором Назарова Лариса Львовна. 22 августа 1986 года возникла необходимость изменить порядковый номер школы с № 19 на № 86.

Подведение итогов. Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, ваша профессия. Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, следует проявить усилия: перечитать текст в учебнике, спросить непонятное у учителя, обратиться за помощью к одноклассникам или родителям.

Кроссворд и домашнее задание в Приложение № 2.