Цель:
- закрепить умение различать именительный и винительный, родительный и дательный падежи по совокупности их признаков, правильно определять тип склонения имен существительных;
- развивать познавательную активность учащихся на основе творчества А. С. Пушкина.
- воспитывать доброжелательность, любовь к чтению.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, диски: А. С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…” \ отрывок из романа “Евгений Онегин” \,“Прелюдия № 4”, таблица “ Склонение имён существительных”, рисунки.1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока “ Склонение имен существительных”.
Наш урок будет немножко необычным. Мы с вами посетим квартиру А. С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12, в Санкт– Петербурге. <Рисунок 1>
– А. С. Пушкин переехал сюда в начале октября 1836 года. В этих стенах протекли последние четыре месяца его жизни. Здесь он пережил тяжёлую драму, создавал свои последние совершенные творения, здесь на полуслове оборвались его поэтические замыслы и записи.
– Чтобы посетить эту квартиру, необходимо:
- выполнить мин. чистописания;
- словарную работу;
- закрепить умение определять тип склонения;
- выполнить физкультминутку;
- обобщить знания о падежах им. сущ.;
- подвести итог;
- получить домашнее задание.
– Именно эти ключи, заработанные нами, помогают открыть дверь в каждую комнату.
3. Минута чистописания.
– Перед нами входная дверь. <Рисунок 2> Заработаем ключ. Для этого откройте тетради, отступите две строчки от последней работы и запишите сегодняшнюю дату…
\ Пп, пу,оп \
4. Словарная работа.
– По небольшой лестнице поднимаемся в вестибюль. <Рисунок 3>
Что такое вестибюль? Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
– Здесь мы невольно задерживаемся: ведь по этой вестнице поднимался к себе домой, к семье, к книгам, к своему письменному столу А. С. Пушкин. И по этой лестнице смертельно раненого поэта нёс после дуэли на руках его верный слуга Никита Козлов.
-Назовите предметы из этого помещения, написание которых нужно запомнить. \Лестница, растение \
– Что висит на стене? \ Картина \
– Кто изображён на картине? \ Человек \
– Как называется картина с изображением человека? \ портрет \
– Если портрет нарисован карандашом, то в этом случае как мы можем назвать это изобразительное искусство? / рисунком \
– Запишите все названные словарные слова.
– Объясните написание этих слов.
5. Закрепление умения определять тип склонения.
5.1. Ответы на вопросы учителя.
– Мы входим в переднюю комнату. <Рисунок 4>
– Прежде чем ее рассмотрим, вспомните:
- какую часть речи мы изучаем?
- Как изменяются имена существительные?
- Как ещё называется изменение им. сущ. по падежам?
- Какие типы склонения имён существительных в единственном числе вы знаете?
- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?
– Приведите примеры из этой картины.
– Составьте предложения с этими словами.
5.2. Работа с учебником чтения.
– Откройте учебники по лит. чтению на стр. 96. Назовите им. сущ. из стихотворения
“ Няне” и определите, к какому склонению они относятся.
\ запись в тетр.: 1скл. 2 скл. 3 скл. \
6. Физкультминутка.
Слушание отрывка “ Уж небо осенью дышало…”, выполнение разгрузочных упражнений.
7. Обобщение знаний о падежах имени существительного.
7. 2. На доске текст, в котором не хватает слов.
– Вставьте подходящие по смыслу им существительные и определите падеж.
Привлекает к себе внимание \ где? \ в … Пушкина \ что? \ … поэта. Книги , книги, книги … В старинных переплётах, они строго стоят \ на чём? \ … вдоль \ чего? \ …
\ Пропущены слова: в кабинете, библиотека, на полках, стен \
8. Итог урока.
– Мы точно перенеслись в прошлый век, побывав в последней квартире А. С. Пушкина.
– Что ещё мы повторили за урок? <Рисунок 5>
9. Домашнее задание.
– Повторите правила на стр. 25– 26.