План-конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить умение различать именительный и винительный, родительный и дательный падежи по совокупности их признаков, правильно определять тип склонения имен существительных;
  • развивать познавательную активность учащихся на основе творчества А. С. Пушкина.
  • воспитывать доброжелательность, любовь к чтению.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, диски: А. С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…” \ отрывок из романа “Евгений Онегин” \,“Прелюдия № 4”, таблица “ Склонение имён существительных”,  рисунки.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Тема сегодняшнего урока “ Склонение имен существительных”.

Наш урок будет немножко необычным. Мы с вами посетим квартиру А. С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12, в Санкт– Петербурге. <Рисунок 1>

– А. С. Пушкин переехал сюда в начале октября 1836 года. В этих стенах протекли последние четыре месяца его жизни. Здесь он пережил тяжёлую драму, создавал свои последние совершенные творения, здесь на полуслове оборвались его поэтические замыслы и записи.

– Чтобы посетить эту квартиру, необходимо:

  • выполнить мин. чистописания;
  • словарную работу;
  • закрепить умение определять тип склонения;
  • выполнить физкультминутку;
  • обобщить знания о падежах им. сущ.;
  • подвести итог;
  • получить домашнее задание.

– Именно эти ключи, заработанные нами, помогают открыть дверь в каждую комнату.

3. Минута чистописания.

– Перед нами входная дверь. <Рисунок 2> Заработаем ключ. Для этого откройте тетради, отступите две строчки от последней работы и запишите сегодняшнюю дату…

\ Пп, пу,оп \

4. Словарная работа.

– По небольшой лестнице поднимаемся в вестибюль. <Рисунок 3>

Что такое вестибюль? Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

– Здесь мы невольно задерживаемся: ведь по этой вестнице поднимался к себе домой, к семье, к книгам, к своему письменному столу А. С. Пушкин. И по этой лестнице смертельно раненого поэта нёс после дуэли на руках его верный слуга Никита Козлов.

-Назовите предметы из этого помещения, написание которых нужно запомнить. \Лестница, растение \

– Что висит на стене? \ Картина \

– Кто изображён на картине? \ Человек \

– Как называется картина с изображением человека? \ портрет \

– Если портрет нарисован карандашом, то в этом случае как мы можем назвать это изобразительное искусство? / рисунком \

– Запишите все названные словарные слова.

– Объясните написание этих слов.

5. Закрепление умения определять тип склонения.

5.1. Ответы на вопросы учителя.

– Мы входим в переднюю комнату. <Рисунок 4>

– Прежде чем ее рассмотрим, вспомните:

  • какую часть речи мы изучаем?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Как ещё называется изменение им. сущ. по падежам?
  • Какие типы склонения имён существительных в единственном числе вы знаете?
  • Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?

– Приведите примеры из этой картины.

– Составьте предложения с этими словами.

5.2. Работа с учебником чтения.

– Откройте учебники по лит. чтению на стр. 96. Назовите им. сущ. из стихотворения

“ Няне” и определите, к какому склонению они относятся.

\ запись в тетр.: 1скл. 2 скл. 3 скл. \

6. Физкультминутка.

Слушание отрывка “ Уж небо осенью дышало…”, выполнение разгрузочных упражнений.

7. Обобщение знаний о падежах имени существительного.

  • Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
  • Как определить падеж имён существительных?
  • Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Родительный от дательного?

7. 2. На доске текст, в котором не хватает слов.

– Вставьте подходящие по смыслу им существительные и определите падеж.

Привлекает к себе внимание \ где? \ в … Пушкина \ что? \ … поэта. Книги , книги, книги … В старинных переплётах, они строго стоят \ на чём? \ … вдоль \ чего? \ …

\ Пропущены слова: в кабинете, библиотека, на полках, стен \

8. Итог урока.

– Мы точно перенеслись в прошлый век, побывав в последней квартире А. С. Пушкина.

– Что ещё мы повторили за урок? <Рисунок 5>

9. Домашнее задание.

– Повторите правила на стр. 25– 26.