Психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы "Картина нашего настроения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема: Картина нашего настроения.

Цель: Формирование положительных эмоций на основе совместной продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Учить детей распознавать свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмоции, способствующие улучшению самочувствия и настроения.
  • Воспитывать мотивацию на совместную продуктивную деятельность.

Оборудование: свеча; картина “Настроение”; пиктограммы; цветные бабочки; маркеры; аудио запись релаксационных мелодий; клубок нитей, специализированный кабинет с мягким покрытием и сенсорным оборудованием.

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в кабинет и становятся в круг. Психолог встречает детей с зажженной свечей в руках)

Психолог: Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу справа со словами “Я рада тебя видеть!”.

Психолог: Давайте скажем “Доброе утро!” солнцу, небу, и всем нам.

Все хором:

“Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!”

(Дети садятся на стулья, расположенные кругом)

Психолог: Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам принять друг друга такими, какие вы есть, со всеми достоинствами и недостатками. В этом нам поможет упражнение на принятие и взаимодействие в общении: “Я принимаю вас…”

(Дети повторяют слова и жесты за ведущим)

Психолог:

“Я… принимаю Вас
Мои уши… слышат Вас
Мои глаза… видят Вас
Мой разум…направлен на Вас
Мое сердце… с Вами
Между нами мир… любовь… счастье и согласие!”

Психолог: Чем мы будем сегодня заниматься?

“Сегодня мы будем варить настроение
Положим чуть-чуть озорного веселья
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить три минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару,
Положим еще свои лучшие сны
И свежий, приятный запах весны.
Заглянем под крышку - там у нас не варенье,
Там наше отличное…(дети хором)... настроение!”

Психолог: Для того, чтобы поднять наше настроение, выполним упражнение “Муха”.

Представьте, что вам на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. Муха перелетает с места на место. Вот она села на левый глаз, губы, правую щеку, лоб, на подбородок, на плечо, на ногу…

Муху мы прогнали, теперь нам никто не мешает продолжить наше занятие.

(Звучит спокойная музыка со звуками природы, пением птиц)

Психолог: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох. Представьте себе летний день на лесной поляне. Ярко светит солнце, поют птицы, веет легкий ветерок, который несет ароматы цветов. Попробуйте найти среди них тот, который похож на вас, который можно назвать вашим именем. Возьмите его в руки и рассмотрите, вдохните его запах. Постарайтесь запомнить этот цветок. Теперь глубоко вдохните - выдохните и откройте глаза.

Сегодня мы с вами постараемся создать картину нашего настроения. У нас уже есть лесная поляна (дети подходят к картине). Посмотрите, чем она отличается от той, которую вы представляли? Верно, здесь совсем нет цветов. Я для вас приготовила необычные цветы. У каждого цветка есть свое лицо, свое настроение. Выберите цветок, похожий на вас и прикрепите его к картине.

Психолог: Вот и ожила наша поляна и стало веселее. Ребята, свое настроение можно выразить словами, а можно обойтись и без слов. Давайте выразим свое настроение в движении, изображая фигуры. Мы сейчас будем двигаться под веселую музыку, прыгать, танцевать – на слово “Огонь!”, а по сигналу: “1,2,3-замри!”- вы должны изобразить фигуру, которая соответствует вашему настроению

(Дети двигаются под музыку и по команде изображают фигуры)

Психолог обращается к детям по имени и задает нелепые вопросы:

  • Каким цветом твоя фигура?
  • Чем пахнет твоя фигура?
  • Какая на вкус твоя фигура?
  • На что похожа твоя фигура? и др.

(Дети остаются в кругу)

Психолог: Восстановим наше дыхание. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох - представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая- съезжаете с нее, как с горки со звуком “Ух!”.

(Дети выполняют упражнение 3 раза и остаются в кругу)

Психолог: Представьте, что ваше тело – окаменевший, замерший ствол дерева. Весна…почва начинает прогреваться на солнышке и дерево постепенно просыпается. Вот согрелись корни дерева – ваши ноги (медленно наклоняемся к ногам и постепенно поднимаемся вверх по телу). Теплый сок пошел по стволу вверх. Ваши веточки оживают, появляются листочки (руки медленно через стороны разводим вверх). Листочки распускаются и наполняются светом солнца и влагой. Поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох – выдох.

(Дети садятся на стулья)

Психолог: Ребята, я хочу вам напомнить одну историю, как один маленький мальчик придумал такие слова: “Пусть всегда будет солнце!”. Давайте споем эти строки.

(Дети исполняют хором припев песни)

Психолог: А сейчас мы все вместе придумаем свою песню. Придумайте самое свое заветное “Пусть…!”

(Дети хором поют “Пусть всегда будет…”, а каждый учащийся добавляет свое слово)

Психолог: Я хочу, чтобы все ваши желания исполнились, и навсегда вас покинула грусть и печаль. Ребята, я думаю, что вам всем приятно получать комплименты и слышать добрые слова. Я уверена, что у каждого из вас есть положительные качества. Когда вы входили в кабинет, я почувствовала, как между вами тянуться ниточки тепла, нежности. Давайте подарим тепло друг другу, протягивая нить. Произносите добрые и теплые слова тому, кому бросаете клубок.

( Дети бросают клубок другому, произносят комплименты и закрепляют нить на своем пальце. Таким образом получается паутина)

Психолог: Каждый из вас – часть клубочка тепла. Почувствуйте тепло друг от друга. Сохраните теплые отношения в вашем коллективе, а я сохраню эту паутину в знак теплых отношений с вами.

Продолжая ощущение единства, я предлагаю вам ощутить себя одним цветком, где каждый из вас – лепесток этого цветка.

(Дети садятся в узкий круг нагнувшись к полу и берутся за руки. Звучит спокойная музыка )

Психолог: Наш цветок еще в бутоне. Но вот пригрело солнышко, и бутон стал постепенно раскрываться (дети под музыку постепенно поднимаются, имитируя, как цветок распускается). Какой красивый цветок, он радует глаз! Я желаю, чтоб ваша жизнь была такой же прекрасной и яркой.

(Дети встают и подходят к картине)

Психолог: Вернемся к нашей картине. Солнце светит, но не греет, т.к. нет лучиков. Давайте нарисуем солнечные лучи, посылая, таким образом, тепло тем, кому пожелаете. Произнесите имя того, кому посылаете свое тепло.

(Дети рисуют на солнце лучи, называя имена своих друзей)

Психолог: Нашим цветам на лесной поляне нужно не только тепло, но и влага. Я предлагаю вам превратиться в капельки дождя и полить нашу цветочную поляну.

(Дети выполняют упражнение “Австралийский дождь”: по цепочке, повторяя за соседом справа, постукивают кончиками пальцев по груди, по коленям, по полу ногами, затем в обратном порядке)

Психолог: Цветы мы полили, солнышко светит ярко, излучая тепло, значит с настроением у нас все в порядке. Можно расслабиться и немного отдохнуть.

( Дети ложатся на мягкое покрытие, приняв удобную позу на спине. Звучит релаксационная музыка со звуками природы, шумом прибоя, криком чаек. Выключается свет и включается психологическое оборудование для релаксации: аквариум, водопад, сенсорный шар и др.)

Психолог: Сделайте глубокий вдох – выдох. Закройте глаза. Ваши руки – расслаблены, мышцы лица – расслаблены, все тело – расслаблено. Почувствуйте расслабление во всем теле. Вам легко дышать, спокойно, уютно и тепло. Я желаю вам увидеть цветные сны, где исполнятся ваши самые заветные желания…

(Дети расслабляются в течение 15 минут)

Психолог: Настало время пробуждаться. Откройте глаза, потянитесь, улыбнитесь. Встаньте и сядьте на свои места.

  • Кому из вас удалось увидеть чудесный сон? Кто желает поделиться своими впечатлениями?
  • Выскажите свои ощущения от нашего занятия.
  • Были ли на занятии такие моменты, которые вам хотелось бы повторить еще?

(Дети высказывают свои ощущения)

Психолог: Я предлагаю поиграть в игру “Покажи, кто…?” Поднимите руку вверх и укажите , кто на занятии был самый активный?

  • самый веселый?

  • самый счастливый?

  • самый грустный?

  • самый лохматый? и т.д.

(Дети указывают рукой, полагаясь на свое мнение)

Психолог: Вернемся к картине. Я предлагаю дополнить нашу картину разноцветными бабочками. Выберите бабочку такого цвета, с каким настроением вы уходите.

(Каждый выбирает бабочку и прикрепляет ее к картине. Дети становится в круг. Звучит спокойная музыка.)

Психолог: Сохраните теплоту ваших сердец, дотрагиваясь ладонями друг до друга- правая ладошка вниз, а левая- вверх. Я вас благодарю за работу на занятии, похлопаем себе.

(Дети ударяют правой ладошкой о левую соседа. Затем становятся в тесный круг, обняв друг друга)

Психолог: Спасибо за прекрасный день! Спасибо нам, до новых встреч!