Учить человека творчески мыслить, изобретать что-то новое, оригинальное следует с раннего возраста. Программа трудового обучения в школе дает элементарные основы в области прикладного творчества. Многолетний опыт работы в школе подтвердил, что наиболее активно развивается пространственное мышление учащихся на занятиях конструирования. Огромные возможности в данном вопросе дают кружковые занятия по моделированию и конструированию из бумаги. Занятия бумагопластикой объединяют в себе различные образовательные области: черчение, изобразительное искусство, труд. Данные занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, развивают глазомер.
В публикации мы предлагаем несколько кружковых занятий по теме «Бумагопластика».
Занятие 1. «Азбука бумагопластики»
Цели:
- познакомить учащихся с историей возникновения бумаги, с основными приемами работы в технике бумагопластики;
- изучить условные обозначения, правила техники безопасности;
- воспитать аккуратность, терпение.
Оборудование: Наборы разных видов бумаги, ножницы, линейка, карандаши, лекала, клей ПВА.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Работа по теме
Задание 1
Что нам понадобится для работы зашифровано ниже. Расставьте буквы в нужном порядке: угбама; акорнт; оинжцны; анакашдр; лейнкаи; лекй.
Из истории бумаги
Мы пишем, рисуем, режем, сгибаем,
Чертим и клеим, мнем, отрываем.
Чтоб оказаться в сказке бумажной,
Ловкие пальчики - как это важно!
Родиной бумаги считают Китай. Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево и бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» - так называли бумагу, изготовленную из бамбука. Тайну изобретения бумаги строго хранили в тайне. Через два столетия в Индии научились выделывать бумагу из старых парусов, канатов, сетей. [2]
Японская бумага - из коры шелковицы - по качеству превзошла китайскую. Технология изготовления бумаги из древесины подобна той, которую используют осы при создании гнезд. Этот секрет разгадали в Европе в XIX веке. В старину бумагу делали из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Бумажную массу зачерпывали ситом и опрокидывали на гладкую доску.
Отжимая воду прессом, лист сырой массы высушивали.
К концу XVIII века появились бумагоделательные машины. Теперь бумага вырабатывалась на бесконечно вращающейся сетке и сбегала непрерывной лентой, сворачиваясь в плотные, тяжелые рулоны.
Задание 2
Виды бумаги
Назовите разновидность бумаги, о которой идет речь.
__________-наиболее дешевая и распространенная бумага. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается на сгибах, хорошо впитывает клей и влагу. Используется в основном для печатания дешевых изделий.
__________-тонкая, цветная бумага, применяемая для изготовления бумажных цветов, украшений, гирлянд. Имеет слегка мятый вид.
__________-цветная бумага, лицевая сторона которой покрыта бумажным ворсом. Применяется в декоративных работах, аппликациях, для отделки картонажных изделий.
__________-прозрачная бумага, используется для копирования чертежей, рисунков и надписей.
__________-бумага, оклеенная с одной стороны тончайшей водонепроницаемой пленкой. Используется для расфасовки жидких продуктов вместо стеклянной посуды.
Слова для справок: чертежная, газетная, калька, писчая, гофрированная, бархатная, оберточная, папиросная.
Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами
- ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
- не оставлять ножницы в раскрытом виде;
- клеем пользоваться очень осторожно;
- не допускать попадания клея в глаза; (при попадании немедленно промыть теплой водой)
- по окончанию работы тщательно вымыть руки.
3. Практическая работа.
Чтобы освоить азбуку бумагопластики изучим следующие приемы (см.Таблица 1) [2]
Приёмы работы Таблица 1
Название | Изображение |
Завитки. Нарезать полоски шириной 0,5-1,5 см и накрутить на карандаш или спицу. | |
Параллельные складки. Продавить линии на нужном расстоянии и прогнуть детали. | |
Криволинейные линии. Начертить произвольные линии и продавить поочерёдно с разных сторон. | |
Круглые детали. Начертить несколько окружностей и продавить поочерёдно в разные стороны. |
Занятие 2-5
Сюжетная композиция в технике бумагопластики
Цель:
- познакомить учащихся с сюжетной композицией;
- выполнить композицию на тему сказки «Дюймовочка»;
- развивать творческие способности и воображение;
- воспитывать аккуратность, целеустремлённость.
Оборудование: листы плотной бумаги, ножницы, клей ПВА, карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Разработка композиции «Дюймовочка»
3. Выполнение композиции
Композиция – (от лат. compositio — составление, связывание) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Сюжетная композиция - пространственно-временная динамика изображаемого.
Работа над композицией «Дюймовочка» выполняется в следующей последовательности:
- Составление композиции, выбор персонажей (Дюймовочка, лягушки, кувшинка, деревья, другие декорации).
- Распределение обязанностей между учащимися по выполнению персонажей.
- Определение размеров фигур и способов выполнения.
Выполнение композиции
Учащиеся выполняют фигуры персонажей композиции. При работе следует правильно организовать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности. Технология выполнения композиции «Дюймовочка» представлена в таблице 2.
В технике бумагопластики можно выполнить любую тематическую композицию. На рис. 1 предложено несколько вариантов таких работ по сказам Г.Х. Андерсена.
Технология выполнения композиции «Дюймовочка» Таблица 2
№ | Описание операции | Изображение | Инструменты |
1 | Выполнить детали лягушки: лапы, глаза, голову. Форма деталей – сектор круга. Продавить по окружностям поочерёдно с двух сторон. | Ножницы, линейка, циркуль | |
2 | Соединить детали лягушки | Клей | |
3 | Выполнить две лягушки разных размеров для композиции | Ножницы, линейка, циркуль, клей | |
4 | Вырезать лист кувшинки и загнуть концы. Вырезать лепестки кувшинки в форме цифры 8 и загнуть концы. Соединить детали цветка. | Ножницы, линейка, клей | |
5 | Вырезать детали куклы:-основа юбки и воротника- сектор круга;- основа туловища, головы, шляпы – конус;- волосы- полоски бумаги завить на карандаш. | Ножницы, линейка, циркуль, клей | |
6 | Составить композицию | - |
Литература
- Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент. 1988 г.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. 1998 г.