Информационные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с представлениями древних народов о форме и движении Земли, с учениями древнегреческих ученых.
  2. Сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли.
  3. Развивать воображение, логическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения.
  4. Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе.

Оборудование:

  1. Слайдовая презентация по теме урока.
  2. Учебник по окружающему миру – 1 класс.
  3. Рабочая тетрадь.
  4. Тарелка, мяч, фигурка человечка, юла, картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи.
  5. Глобус.
  6. Фигурки красной, жёлтой и зелёной ракет.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Организация класса.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?

Приветствие.

Гигиенические требования.

2. Проверка домашнего задания.

Как называется страна в которой мы живём? (Россия) слайд № 2. Презентация

Назовите город в котором мы живём? (Томск)

У каждого государства есть свои символы, присущие только ему.

Назовите известные вам символы. (Герб слайд № 3, флаг слайд № 4, Гимн слайд № 5)

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, а вы никогда не задавали себе вопрос, на что похожа наша планета? (Слайд № 6)

- Как вы думаете, кто такие космонавты?

- Каких космонавтов вы знаете?

- Кто был первым космонавтом?

- Как вы думаете, какую форму имеет Земля?

- Ответить на этот вопрос вам поможет сегодняшний урок.

4. Объявление темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока “На что похожа наша планета?. Сегодня на уроке вы узнаете, что глобус – это модель Земли, представлениями древних народов о форме Земли, познакомитесь с формой и движением Земли.

5. Восприятие и усвоение нового материала.

Наша страна большая. Очень интересно и увлекательно путешествовать по родной стране. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку вы узнаете его название.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знаю все - и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар. (Земля)

Ребята, мы живем на планете, имя которой Земля.

Что вы знаете о нашей планете? (Ответы детей)

Муравьишка предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета?

Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.

Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края земли? (Да)

А если земля - шар? Можно ли дойти до края? Учитель показывает шар. (Нет, нельзя)

Но если Земля имеет форму шара, то многие люди ходят по ней вверх ногами!? (Демонстрация)

Так какую же форму имела Земля?

Как же изменялись представления людей о Земле?

Представления о Земле в древности.

У древних людей, живущих в разных условиях, вырабатывались свои представления о Земле.

Слайд № 7. У жителей побережья океана. Предположение о том, что Земля - плоский круг, окружённый водой.

Слайд № 8. Представление о мире у древних народов севера. Северный полюс мира ассоциировался у них со страной мёртвых.

Слайд № 9. У древних индийцев.

- Многие десятилетия школьники зачитываются веселой повестью Л.И.Лагина “Старик Хоттабыч”. В ней есть такой эпизод, когда главный герой Волька Костыльков на экзамене по географии вынужден был говорить словами джина Хоттабыча, который, видя затруднения Вольки, решил ему “помочь”. Вот ответ Вольки экзаменаторам: “Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с нее вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой “океан”. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница”.

Так какую же форму имела Земля?

Откройте учебник на с. 38, рассмотрите верхнюю картинку.

– Старик Хоттабыч жил в те давние времена, когда действительно люди думали, что Земля – диск. Все остальное время он просидел в бутылке и не знал о новых открытиях, что Земля – шар.

Слайд № 10. Показывает снимок Земли из космоса.

Какие доказательства шарообразности Земли вы привели бы Хоттабычу?

(Кругосветные путешествия доказали, что Земля – шар. Снимки из космоса подтверждают, что Земля – шар. Вода не стекает, потому что работает закон всемирного тяготения)

Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а слегка приплюснутый сверху и снизу.

- Земля образовалась 4600 млн. лет из газа и пыли. Она была настолько раскалена, что возник шар из жидкого камня. С течением времени его поверхность остыла и покрылась твердой коркой. Ученые считают, что за миллионы лет форма суши и климат на Земле менялись. Некоторые животные вымирали и появлялись другие, способные выжить в новых условиях.

- Вы, наверное, слышали, что и до сих пор находят останки больших животных мамонтов, которые жили миллионы лет назад.

- Земля имеет около 40000 км по экватору. Понадобится целый месяц, чтобы объехать ее кругом со скоростью 55 км/ч.

- Весит Земля приблизительно 6000 млн. млн. млн. тонн.

- Земля, на которой мы живем, имеет форму шара. Но заметить это трудно. Поэтому люди долгое время считали, что Земля плоская, а сверху покрыта, как колпаком, небесным сводом.

Слайд № 11

В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, возвращавшимися из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара.

Физминутка

Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, вместе пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем мы бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Хорошо мы отдохнули.
Сядем тихо, будто мышки,
Присмирела детвора,
И работать нам пора.

Слайд № 12

А моряк - путешественник Магеллан (Фернандо Магеллан родился в Португалии в 1480 году. Перешел на службу испанского короля. В 1519 году корабли Магеллана отправились в кругосветное плавание от берегов Испании), решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал, что она круглая. Его корабли три года плыли вперёд и вперёд, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны

В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели, что Земля - шар. (Учебник с.38, рисунок слева)

Прочитайте, какой же вывод делает Мудрая Черепаха.

Так на что же похожа наша планета - на мяч или на тарелку? (На мяч)

Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха? (Глобус)

Уже первые спутники в середине прошлого века сфотографировали шарообразную Землю из космоса. Эти фотографии совсем как глобус, который стоит у меня на столе.

Глобус - модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод земли.

Говорят, что глобус – это уменьшенная модель Земли. Как вы думаете, почему уменьшенная?

(Глобус выполнен в масштабе. На самом деле Земля имеет огромные размеры. Действительно, средний радиус Земли составляет 6371 км. Он точно такой же, как Земля. Как машины: есть большой автомобиль “Жигули”, а есть игрушечная моделька, но в ней все сделано точно так же, как у настоящего автомобиля)

Как вы думаете. Земля неподвижна или она движется? (Ответы детей)

Теперь рассмотрите рисунки на правой странице (с. 39). Земля намного меньше Солнца. Она движется вокруг Солнца, словно самолётик вокруг башни карусели, и вокруг своей оси, подобно волчку. (Учитель демонстрирует вращение волчка)

Прошло 100 лет. Слайд № 13. На экране – портрет Галилея.

Итальянский астроном, математик, физик, механик Галилей жил в XVII веке. Он сделал много научных открытий. Он открыл, что число звезд на небе значительно больше, чем можно увидеть простым взглядом. Галилей доказал, что все небесные светила имеют форму шара. Он построил телескоп, который увеличивает истинные размеры в 32 раза и в результате многочисленных наблюдений доказал, что Земля круглая. Церковники заставили великого ученого отречься от утверждения, что Земля вращается. Но своим ученикам он тайно говорил: “А все-таки - она вертится!”.

Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Черепаха. (Чтение вывода)

6. Викторина-обобщение (на экране).

Какой видели Землю жители побережья, народы Севера и индейцы?

Какую форму имеет Земля?

Кто совершил первое кругосветное плавание? (Фернандо Магеллан)

Чьи это слова: “А все-таки – она вертится!” (Галилей)

7. Итоговая беседа.

- Сегодня мы познакомились с темой “На что похожа наша Земля”. Убедились в том, что Земля имеет форму шара. Выяснили, что для лучшего познания земной поверхности ученые создали модель Земли – глобус.

8. Рефлексия (работа в рабочей тетради).

А сейчас возьмите ракеты, и покажите, какое у вас настроение после нашего урока. Красная ракета – урок понравился и я всё понял; зелёная ракета – урок не очень понравился и я не всё понял; жёлтая ракета – урок не понравился и я ничего не понял. Наклейте в тетрадь выбранную ракету около изображения планеты. Покажите, на какой ракете вы отправитесь в космос?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Список литературы:

  1. М.В.Ревенко. “Малышам о географических открытиях”. Издательство “Педагогика-Пресс”, 1992 г.
  2. Райнер Кёте. “ Путешественники-первооткрыватели”. Издательство “Слово”, 1991 г.
  3. В.Горьков, Ю.Авдеев.“Космическая азбука” Издательство “Детская литература”, 1990 г.
  4. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 1 класс. Издательство “ВАКО”, 2007 г.