Цели:
- знакомство с произведениями, сочетающими в себе музыкальные качества: песенность, танцевальность и маршевость;
- развитие эмоционально-сознательного восприятия музыкального образа;
- развитие музыкальных способностей;
- развитие исполнительского мастерства, т.е. вокально-хоровых навыков;
- воспитание чувства сопереживания, уважения к человеку;
- воспитание музыкальной культуры школьника.
Музыкальный материал:
- “Мы – третьеклассники”, “Мы – девочки”, “Мы – мальчики” - исполнение.
- “Прелюдия № 7” (ля мажор), “Прелюдия № 20” (до минор) Ф. Шопена – слушание.
- Мелодия из 3-ей части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.
- “Трус не играет в хоккей” - исполнение.
Оборудование: интерактивные средства: компьютер, доска, презентация по жизни и творчеству Ф. Шопена и Л. Бетховена; музыкальный центр, микрофоны, фортепиано.
Ход урока
Организационный момент.
Вход под “Полонез” Ф. Шопена.
Музыкальное приветствие.
Эпиграф: “Это не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой”.
У.: Мы с вами встречались с различной музыкой и обращали внимание на то, что компо-зиторы, подчеркивая различные черты характера людей или настроения, используют соответст-вующие качества музыки. Подумайте, через какое музыкальное качество лучше передать решительность характера мальчиков?
Д.: Через маршевость, так как музыка получается строже, воинственней.
У.: А какая музыка может лучше подчеркнуть нежность, мягкость, доброту девочек?
Д.: Песенная, танцевальная (спорят, приходят к выводу, что песенность больше отражает ласку, мягкость, а танцевальность – игривость, беспечность).
У.: Человек не может долго жить вдали от родины. Даже если он уехал на время, то мысли его невольно будут возвращаться к дому, к родным.
(Возникает беседа, вытекающая из жизненного опыта детей. Например: уезжая на отдых, вспоминают ли они свой дом? Что вспоминают? Хорошее или плохое? Даже если им на отдыхе хорошо, всё равно тянет домой.)
У.: Что такое родина? Это не только дом и город. Это и …
Д.: Друзья, ласковые руки мамы, это и школа…(Детям всегда вспоминаются лучшие минуты в их доме).
У.: Подлинная личность сильна своей верой, твёрдостью духа, своей любовью. Не всегда такой человек находит понимание среди окружающих. Тогда он обращается к будущему, в неизведанное далёко. Сейчас вы услышите два таких звуковых обращения. Попытайтесь “про-честь” их. Нужно очень внимательно вслушаться в музыку и рассказать о своих ощущениях.
- Слушание. “Прелюдия № 7” Ф Шопена.
(Дети рассказывают о своих ощущениях. Можно применить приём “ рассказ на ушко учителю ”).
У.: Как бы вы назвали эту музыку?
Д.: Воспоминания… Песня о родине… Разлука…
У.: О чём же рассказала нам музыка?
Д.: О сердце, о душе композитора… Как скучал он по родине… О своих близких вспоминал…
У.: А какой родина являлась композитору в воспоминаниях?
Д.: Красивой, нежной, дорой.
У.: Через какое музыкальное качество композитор передал это?
Д.: Танцевальность…Песенность…(Дети приходят к выводу, что музыка песенно – танцевальная).
У.: Давайте напишем письмо от лица Шопена, которое он послал нам с этой музыкой.
(Дети сочиняют письмо, и оно под музыку зачитывается. Например: “Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя родина. Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался. Но приходит утро, и я снова должен находиться в окружении порой ненавистных мне людей, бороться за своё существование. Меня окружают суровые будни”.)
- Без перехода, без связки звучит “Прелюдия № 20”.
У.: Какое это письмо? О чём оно вам рассказывает? Что переживает Шопен? Как вам отвечает на эти вопросы музыка?
Д.: У него тяжело на сердце… его что – то мучает… Ему хочется плакать…
У.: С болью рассказывает композитор о родине, он вместе с ней скорбит о её тяготах.
Д.: Наверное, ему было плохо, потому, что он далеко от дома… он не мог вернуться, поэтому и написал такую скорбную музыку…
У.: Вы, верно, заметили это, а что помогло вам так понять композитора?
Д.: Музыка была такая тяжёлая, похоронная… Она звучала аккордами… Звуки были низкие, громкие… она была как похоронный марш.
У.: Музыка в произведении была неизменной?
У.: Что в ней поменялось? Какая она стала?
Д.: Стала тихая, спокойная и т. д.
У.: А интонации менялись или остались теми же?
Д.: Были грустными и остались печальными.
У.: Вам больнее, тяжелее на сердце, когда вы кричите, плачете или когда у вас комок к горлу подкатывает и хочется плакать, а заплакать не получается? ( Обращение к чувственному опыту детей.)
Д.: Когда очень обидно, очень больно, но не кричишь.
У.: А у композитора настроение стало лучше? Ему легче или тяжелее?
Д.: Нет, у него ещё больнее на душе стало. (Хотя музыка затихает.)
У.: Вы молодцы, очень внимательные, умеете слышать других, сопереживать им. Шопен – удивительный человек. Он жил в Париже, но судьбу своей родины – Польши, переживал очень близко, глубоко страдал за неё, мучился. А танцевальная музыка могла бы так передать скорбь?
Д.: Нет, только маршевая.
У.: А какие ещё чувства может передать маршевая музыка?
Д.: Мужество…Героизм…Чувство победы…
У.: Музыка кого композитора очень ярко передаёт эти чувства?
Д.: Бетховена.
- Исполнение мелодии из 3-й части Пятой симфонии (на слог “до”).
У.: Людей, совершающих героические поступки, называют героями. И в нашей жизни такие люди тоже встречаются. Побеждают на олимпийских, мировых соревнованиях, устанав-ливают олимпийские, мировые рекорды. Кто?
Д.: Спортсмены. Они этому очень рады…
- Исполнение песни “Трус не играет в хоккей”.
Итог урока.
У.: Теперь вы видите, что различная музыка может передать различные состояния: то светлые воспоминания, то тяжёлые думы. Вы услышали две прелюдии великого польского композитора Фредерика Шопена. Скажите, почему они так различны, что случилось с их автором?
Д.: Он жил далеко от дома и вспоминал родину, то спокойную, то скорбную… Он переживал, что не может вернуться.
У.: И, несмотря на это, он не забывал ни одной минуты о ней! Последним завещанием композитора была просьба похоронить его сердце на родине.
Выход из класса под песню – марш И. Дунаевского “Спой нам, ветер”.