Словарь русского языка С.И.Ожегова определяет
загадку как «изображение или выражение,
нуждающееся в разгадке, истолковании».
Советский энциклопедический словарь определяет
загадку как «жанр народно-поэтического
творчества; иносказательное поэтическое
описание какого-либо предмета или явления,
испытывающее сообразительность отгадывающего».
Развивая мышление, загадка стремится через свое
«поэтическое» окошечко познакомить человека с
окружающим его миром, привлечь внимание к таким
сторонам предметов и явлений, которые невидимы
для глаза, привыкшего схватывать только внешние
их признаки.
Загадки можно широко использовать на уроках
биологии при изучении многих тем курса ботаники,
зоологии, анатомии и даже общей биологии, а также
при проведении различных внеклассных
мероприятий, конкурсов кроссвордов.
Использование на уроках вопросов-загадок,
кроссвордов-загадок позволяет сделать урок
интереснее, насыщеннее.
В настоящей работе показаны некоторые возможные
варианты использования загадок на уроках и во
внеклассных мероприятиях.
В приложении к работе приведен перечень
отобранных в различных литературных источниках
биологических загадок.
- Приложение 1. Игра «Расшифруй фразу».
- Приложение 2. «Загадочные кроссворды»
- Приложение 3. Загадки о растениях
Литература
- В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. М., АСТ-ПРЕСС, 1998
- Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М., Правда, 1990.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение, 1990.
- Первое сентября. Биология. № 1-24, 2003; № 1-24, 2004; № 1-24, 2005; № 1-24, 2006; 1-6, 2007.
- Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. № 1-12, 2000; № 1-12, 2001; № 1-12, 2002; № 1-12, 2003; № 1-12, 2004; № 1-12, 2005. М., №7, 2007. Школа-Пресс 1.