Загадки на уроках биологии

Разделы: Биология


Словарь русского языка С.И.Ожегова определяет загадку как «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании».
Советский энциклопедический словарь определяет загадку как «жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Развивая мышление, загадка стремится через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
Загадки можно широко использовать на уроках биологии при изучении многих тем курса ботаники, зоологии, анатомии и даже общей биологии, а также при проведении различных внеклассных мероприятий, конкурсов кроссвордов. Использование на уроках вопросов-загадок, кроссвордов-загадок позволяет сделать урок интереснее, насыщеннее.
В настоящей работе показаны некоторые возможные варианты использования загадок на уроках и во внеклассных мероприятиях.
В приложении к работе приведен перечень отобранных в различных литературных источниках биологических загадок.

Литература

  1. В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. М., АСТ-ПРЕСС, 1998
  2. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М., Правда, 1990.
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение, 1990.
  4. Первое сентября. Биология. № 1-24, 2003; № 1-24, 2004; № 1-24, 2005; № 1-24, 2006; 1-6, 2007.
  5. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. № 1-12, 2000; № 1-12, 2001; № 1-12, 2002; № 1-12, 2003; № 1-12, 2004; № 1-12, 2005. М., №7, 2007. Школа-Пресс 1.