Раннее обучение геометрии (обучение геометрии с 5-го класса)

Разделы: Математика


Геометрия является самым
могущественным средством
для изощрения наших умственных
способностей и дает нам
возможность правильно мыслить и рассуждать.

(Галилео Галилей)

Геометрия – один из важнейших предметов, причем не только среди предметов математического цикла, но и вообще среди всех школьных предметов. Ее целевой потенциал охватывает необычайно широкий ареал, включает в себя чуть ли не все мыслимые цели образования.

В последнее время ученых математиков и специалистов в области математического образования все больше и больше привлекает элементарная геометрия.

Геометрии есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию.

Геометрия, да и математика в целом представляет с собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Специфика геометрии, прежде всего, определяется ее направленностью на формирование и развитие пространственных представлений учащихся, на формирование и развитие логического мышление.

Цель: ознакомление с опытом работы обучения геометрии с 5 класса как отдельного предмета по своей программе.

Задачи:

  • составление программы (календарно-тематического плана в 5-6 классах);
  • зачетная система теории;
  • составление задач на прямоугольный треугольник и треугольников, четырехугольников, проведением высоты, диагональ, получающихся прямоугольный треугольник;
  • составление задач на квадрат и на прямоугольник от простого к сложному;

Эксперимент начался в 2004/2005 учебном году. Экспериментом охвачены 4 класса разных годов. Успеваемость повысился, дети быстро захватывают новые понятия, определения, сдают зачет, тем самым излагают свои мысли по теме. Учащиеся пользуются тем же учебником, что и по математике, поэтому нет нагрузки тяжести. Два часа из 5 отведенных на математику выкроили для геометрии и по вторникам и по пятницам у 5 и 6-го класса проводится урок геометрии. Составила соответственно несколько задачников, дидактических материалов, много проводим словарных работ, диктантов с элементами логики, построений.

Связь с математикой не прерываем т.к. когда проходим дроби разные, то данные квадрата, прямоугольника, треугольника, круга, окружности, прямоугольного параллелепипеда бывают дробными.

Специфика геометрии, прежде всего, определяется ее направленностью на формирование и развитие пространственных представлений учащихся, на формирование и развитие логического мышления, умения и навыков проведения доказательных рассуждений. Эффективную помощь в формировании и развитии этих умений и навыков способны оказать помощь задачи на вычисление периметра и площади квадрата и прямоугольника, задачи на построение и вычисление периметра и площади квадрата и прямоугольника.

Чтобы помочь учителям начальных классов и учителям 5-6-х классов, обучающим геометрию с 5 класса, составила задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника от простого к сложному.

Задачи на построение являются важным средством формирования у учащихся геометрических представлений в целом. В процессе геометрических построений учащиеся в практическом плане знакомятся со свойствами геометрических фигур и отношений, учатся пользоваться чертежными инструментами, приобретают графические навыки. В правильности многих математических утверждений в большинстве случаев школьники убеждаются также в процессе геометрических построений.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.

Все эти задачи помогут учителям развить у учащихся наглядное представление квадрата, прямоугольника, логическое мышление, умения и навыки решения геометрических задач.

Учащиеся в старших классах затрудняются на уроках геометрии при решении задач и в ЕГЭ тоже, поэтому учителям надо уделять огромное внимание на теорию планиметрии, много давать решать задачи, каждый раз и много раз проводить повторение теории планиметрии, давать решать задачи на повторение тех или иных тем. Еще лучше начать обучение геометрии с 5-го класса, выделив 2 часа из предусмотренных 6 часов и не выходя из программы обучения, лишь немного добавив простую теорию для решения задач.

V класс – геометрия
Примерное почасовое планирование
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
(учебник Н.Я. Виленкин и другие. 1995 г. 2-е издание).

Пункт учебника

Содержание обучения

Стр. в учебнике

Часы, определяемые на тему

§ 1.

Что такое геометрия  

1

п.3

Точка, прямая, плоскость

17

3

П.2

Отрезок. Длина отрезка

9

3

П.2

Треугольник

9

3

  Контрольная работа № 1  

1

П.4

Координатная прямая

23

3

  Координатная плоскость  

2

  Самостоятельная работа  

1

  Координатная плоскость  

3

  Контрольная работа № 2  

1

П.17

Формулы

118

1

П.16

Квадрат числа

113

3

  Контрольная работа № 3  

1

  Повторение  

1

  Формула пути  

3

П.19

Единица площадей

129

3

  Контрольная работа № 4  

1

  Повторение  

1

П.22

Окружность и круг

151

6

П.20

Прямоугольный параллелепипед

137

2

П.21

Объем прямоугольного параллелепипеда

142

3

  Повторение  

2

  Самостоятельная работа  

1

  Повторение  

1

  Контрольная работа № 5  

1

П.41

Углы. Виды углов

278

4

  Самостоятельная работа  

1

П.42

Измерение углов

285

4

  Контрольная работа № 6  

1

  Повторение курса геометрии 5 класса  

8

  Итоговая контрольная работа  

1

VI класс – геометрия
Примерное почасовое планирование
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
(учебник Н.Я. Виленкин и другие. 1999 г.6-е издание).

Пункт учебника

Содержание обучения

Стр. в учебнике

Часы, определяемые на тему

  Повторение  

4ч.

П14,15

Смежные, вертикальные углы

24,25

4ч.

П9

Треугольник

14

4ч.

  Контрольная работа № 1  

1ч.

  Повторение  

2ч.

П26,45

Координатная прямая и плоскость

153.259

6ч.

  Повторение  

3ч.

  Контрольная работа № 2  

1ч.

  Повторение  

3ч.

П.24

Длина окружности и площадь круга

142

4ч.

П.25

Шар

147

3ч.

  Повторение  

1ч.

  Контрольная работа № 3  

1

  Повторение  

1

П43,44

Параллельные и перпендикулярные прямые

252,255

6ч.

П.46

Диаграммы

285

2ч.

  Повторение  

1ч.

  Контрольная работа № 4  

1ч.

  Повторение  

1ч.

П.50-59

Четырехугольники

81-92

7ч.

  Контрольная работа №5  

1ч.

  Повторение  

7ч.

  Итоговая контрольная работа  

1ч.

На уроках геометрии учащиеся должны уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать;
  • вычислять площадь основных геометрических фигур;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии ;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы ;
  • решение геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя справочники и технические средства ) ;
  • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Геометрия важна для научного мировоззрения, ибо нельзя понять, как устроен мир, не зная геометрии. Раннее обучение геометрии или разделение программы т.е. изучение как отдельный предмет научит учащихся:

  • иметь наглядное представление об основных фигурах;
  • уметь изображать указанные фигуры;
  • практически измерять и решать задачи;
  • говорить перед учащимися при сдаче зачета т.е. выступать;
  • поможет лучше учиться геометрии в старших классах и при сдаче ЕГЭ.