Различие процессов УСВОЕНИЯ понятий (как внешне данных ребенку единиц научного знания) и их ОБРАЗОВАНИЕМ (понятий – когнитивных структур) М.А.Холодная определяет следующим образом : «с психологической точки зрения образование понятий – это процесс превращения отдельных единиц объективно существующего знания в субъективные ментальные структуры, существующие уже «внутри» опыта человека в качестве психических новообразований (Веккер,1976; Холодная ,1883). При всей сложности описания процесса ОБРАЗОВАНИЯ мы все же попытаемся проанализировать психологические механизмы лежащие в основе данного процесса. А употребляя в дальнейшем слово «понятие» будем иметь ввиду интегральное когнитивное образование, которое с точки зрения своего психологического устройства характеризуется разнообразием когнитивного состава , процессами словесно –образного перевода и разноуровневым характером организации семантических признаков.
Образование понятий в учебной деятельности предполагает специально разработанную систему заданий, ориентированных на разные составляющие понятийных структур. В качестве составляющих понятийных структур выступают три модальности опыта – словесно-речевое определение- визуальная схема и чувственно-сенсорная. Более того, как показывают исследования, общий показатель сформированности понятийных структур тесно связан с мерой участия в их работе чувственно сенсорных впечатлений.
У взрослых значения корреляции степени включенности чувственно-сенсорных впечатлений с общими показателями сформированности понятийных структур равны:
при
1) отсутствии чувственно-енсорных впечатлений = – 0,437(Р = 0,01)
2) при слабо-средней выраженности = 0,634 (Р = 0,001)
и при
3) сильной выраженности коэффиент корреции = – 0,166 (не значима).
Другими словами, чрезмерная выраженность отрицательно сказывается на продуктивность работы понятийной структуры, однако обязательное наличие чувственно- сенсорного компонента говорит о сформированности и понятийной структуры. [1]
Говоря о необходимости для образования понятий чувственно-сенсорного компонента, не стоит забывать, что мышление на основе чувственно сенсорных впечатлений (на основе конкретных образов) это прерогатива деятельности правого полушария.
И здесь мы выходим на проблему организации обучения детей младшего школьного возраста с учетом развития и деятельности двух полушарий головного мозга.
Как известно, этот период характеризуется преобладанием в развитии правого полушария (особенно у мальчиков). [2]
Правополушарное мышление образное, комплексное, характеризуется одномоментным схватыванием большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формированием за счет этого целостного и многозначного контекста. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. «левополушарное» мышление это работа с отвлеченными абстракными понятиями, это аналитическая деятельность предполагающая четкое(критериальное) выделение частей из целого, действия по алгоритму и по правилу.
Наша культура, а следовательно и процесс вхождения в эту культуру через образование и воспитание рассчитаны на активное включение в мыслительные процессы деятельности левого полушария. Школа одной из главных своих задач считает как раз развитие и тренировку логического мышления, поэтому все усилия педагогов направлены на стимуляцию левополушарных возможностей и, ребенок с первых месяцев попадая в школьную ситуацию явно испытывает ситуацию дискомфорта. И именно в первом классе (в возрасте 6-7 лет) происходят существенные изменения в межполушарном взаимодействии. Происходит выраженный сдвиг ассиметрии влево.
Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не опираются на образные представления. Между тем такая опора вполне продуктивна. Мы остановимся на приемах, которые активизируют работу правого полушария при овладении навыками счета.
Виды мыслительной деятельности используемые ребенком при счете.
Само по себе понятие числа достаточно абстрактно для ребенка усвоившего счет 1-2-3-4-5…и т.д. как считалочку, и как часто, в первом классе мы видим детей, которые для решения арифметических примеров в пределах 10 не просто считают по пальцам (или используя другие конкретные предметы: палочки, геометрические фигурки, клеточки,…), а каждый раз их пересчитывают, даже если они только что отсчитали 3 фигурки, добавили 2, чтобы найти ответ начнут свой счет с пересчета первых трех. Такой способ решения задачи ребенку необходимо выполнять на первых этапах, для усвоения смысла арифметических действий, но в дальнейшем долгое пересчитывание ведет к низкой скорости вычислений. Адаптируясь к школьным требованиям он волне успешно может найти выход в таких ситуациях опираясь, например, на способ решения примеров с опорой на числовую прямую.
Таким образом мы видим, что выполняя элементарные действия с числами ребенок может использовать приемы, которые активизируют правополушарное (образное, интуитивное, целостное) или левополушарное(аналитическое, свободно действующее с абстрактными понятиями) мышление.
Первый способ- формирование понятия числа происходит, как результат установления общего свойства равных по количеству множеств. Именно здесь в сознании ребенка появляется «образ» числа. При опоре на него ребенок в дальнейшем довольно легко ориентируется в заданиях связанных с составом чисел, решением простых арифметических задач на сложение-вычитание, сравнение чисел, увеличение чисел на несколько единиц. Так как, выполняя даже абстрактные операции разложения числа на части практически «видит» или «представляет» его. На такой способ знакомства с числами ориентированы, скажем, развивающие игры «Точечки» или таблица «Сотня» описанные Никтиным Б.П [3], такой способ образования понятия предполагала многолетняя практика обучения математике по традиционной методике.
Второй способ – использование для счета числовой последовательности. Такой способ значительно увеличивает скорость выполнения арифметических действий, а в некоторых случаях дает основу для интуитивного представления о бесконечности ряда и о принципе непрерывности (ребенку самостоятельно или с помощью учителя в определенный момент пользуясь моделью числовой прямой остается только озадачится вопросом: а что на числовой прямой может находиться в интервалах между обозначенными целыми числами?)
Изложенные выше положения подтверждают необходимость использования как приемов развивающих образное представление о конкретном числе (основа таких приемов – активность правого полушария ГМ) , так и частично форматизированное, абстрагированное (правополушарное) мышление. А отсюда следует , что для преодоления трудностей в период научения счету в пределах 10 необходимо выстраивать работу так, чтобы активизировались оба полушария и ориентация только на один из способов работы с числами ведет к дальнейшим проблемам
А теперь попробуем показать возможности организации работы двух типов мышления в процессе выполнения предлагаемых нами приемов и тренировочных упражнений.
Приемы опирающиеся на образное мышление (правополушарное)
Именно на такой способ формирования понятия числа ориентирован на модифицированный нами вариант разминки-физминутки на подсчет точек, елочек и черточек.
«Сколько точек будет в круге – столько раз
поднимем руки.
Сколько елочек зеленых – столько сделаем
наклонов,
Ну-ка, прыгни столько раз, сколько вишенок у нас.
Сколько черточек до точки, столько встанем на
носочки»
А так же игра на внимание «Сколько?»
Главное условие всех этих упражнений ограниченное восприятие множества предметов с последующим называнием количества. Ограничение во времени восприятия исключает возможность использования только приема пересчета (формируем целостный образ данного числа, когда ребенок просто «видит», что предметов на рисунке 3, 4,5 и т.д.) а в ситуациях с большими числами дети начинают использовать счет 2-ми,3-ми,5-ми.
Вариант оформления карточек для физминутки и игры «Сколько»
Первоначально демонстрируются сами приемы присчитывания по 2,3,5, затем демонстрируются карточки, в которых предметы располагаются группами, а затем дети выбирают удобный для них способ быстрого подсчета. Такие упражнения выполняют не только роль физминутки, но и активизируют работу правого полушария, что особенно необходимо на уроках математики достаточно загруженных заданиями логического, аналитического характера (развивающих левополушарный тип мышления).
Упражнения направленные на формирование образа чисел можно оформить в виде интерактивных Презентаций (которые довольно легко может создать учитель владея программой PowerPoint). Для проведения таких уроков необходим класс ИВТ, мультимедийный кабинет или персональный домашний компьютер, т.к. каждый ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Компьютерные технологии позволяют автоматизировать навыки, более эффективно использовать время урока. В течение короткого времени тренировки или выполнения задания происходит коррекция ошибок и, главное, каждый из детей получает результат (или оценку) своей работы.
Выполнение упражнений в заданном ритме (можно установить время демонстрации задания) работает на развитие скорости реакции и концентрирует внимание младшего школьника. В приложении представлен вариант такой игры выполненной в программе PowerPoint – «Счёт-пересчёт».
Упражнения первого уровня предполагают наличие умения пересчитывать предметы перечисленными выше способами (называние каждого предмета, счет предметов расположенных по кругу, счет группами).
Второй уровень заданий предполагает наличие автоматизированного навыка. (Время восприятия ограничено).
Упражнения 3 уровня направлены на развитие памяти при оперировании с числами и результатами пересчета.
В качестве еще одного тренажера формирующего образ чисел в пределах 10 является игра «Елочка».
Приемы, опирающиеся на абстрактное мышление (левополушарное)
Параллельно продолжается работа по ознакомлению с приемами сложения и вычитания с помощью числовой прямой, и автоматизация навыка счета.
Учебный материал представленный в учебнике дополняем играми:
- Математической игры «Домино», главное условие эффективного ее применения – использование ее в качестве домашнего задания (научиться складывать круг за 1 минуту, 30 секунд, …) ССЫЛКА на файлы Домино.
- Карточек-засечек (главная особенность данного приема – выполнение всего задания на время, и последующий анализ учителем или самим ребенком, насколько точнее сделана работа (по наличию ошибок) и как увеличилась скорость вычислений) [4] ССЫЛКА на файл примеры засечек.
- Тренажеров (компьютерных игр) «Счет-сложение в пределах 10», «Счет-сложение с переходом через 10», «Счет-вычитание с переходом через 10», «Сравнение чисел в пределах 10», «Сравнение чисел в пределах 10».
Успешность данной системы работы по формированию навыка счета основана на использовании приемов учитывающих:
- возрастные особенности и уровень сформированности мыслительных операций учащихся первого класса;
- стадии формирования умственных действий;
- особенности правополушарного и левополушарного мышления младших школьников;
- влияние познавательного интереса и мотивации на формирование ЗУН(ов).
И как результат – высокий процент качества в
группах работающих по данной системе.
Качество при высокой скорости вычислений
(среднее время на решение 15 примеров по группе
составляет 1,5 минуты) без опоры на
наглядный материал и оперирования предметами
(т.о. можно говорить об автоматизированном навыке
счета в пределах 10)-94%-100%. При обязательном (100%)
выполнении работы в 15-20 примеров, 73-80% детей
класса решают без ошибок, остальные допускают не
более 1-2 ошибок. Такие результаты еще раз
доказывают, что для освоения навыка счета
необходимо учитывать особенности формирования
самого понятия числа а так же при усвоении
формального навыка оперирования с
числами(левополушарный прем) опираться на
образное мышление (правополушарное мышление) и
данные приемы работы решают эту задачу.
Литература:
1. Холодная М. Психология интеллекта
2. Сиротюк Л.А. Обучение детей с разным типом
мышления.
3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или
развивающие игры. – М.: Просвещение,1991.
4. Данный прием заимствован из опыта работы
педагогов Носовой Т.А. и Тараканова.