Классные часы являются основным компонентом
системы работы классного руководителя. Они
проводятся с разными воспитательными целями. Их
формы и технологии могут иметь множество
вариантов в зависимости от поставленных целей,
возраста учащихся, опыта классного руководителя
и школьных условий.
Идеей внедрения технологии учебной дискуссии во
внеклассную работу классного руководителя
является соединение новых педагогических
технологий с воспитательной деятельностью
учителя, педагога, организатора. Данная
технология, нацелена на выполнение таких
педагогических задач:
- Быть активным
- Уметь чётко формулировать свои мысли
- Развить навыки уверенного поведения
- Быть значимым для окружающих
- Развить умение бесконфликтно общаться
- Научиться грамотно отвечать на возражения
- Развитие логического мышления
- Формирование умений задавать вопросы
- Формирование умений отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке
- Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
- Развитие коммуникативных способностей учащихся
- Умение работать в малых группах
Учебная дискуссия – это форма сотрудничества,
которая используется для изучения двух или
нескольких различных точек зрения по какой-либо
проблеме с целью установления истины (правильной
точки зрения). Педагогические исследования
показывают, что мышление в споре интенсивно
развивается.
Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как
классный час являются процессом приобретения
знаний и процессом формирования личности. Ученик
в ходе дискуссии начинает восприниматься как
личность.
Тематическое поле этой формы групповой
деятельности безгранично: обсуждаться могут
ситуативные вопросы, конфликтные коллизии,
философские категории, эмоциональные отношения.
Дети, попробовав такую форму общения, получение
истины, рассмотрение вопроса с разных сторон,
выдвигают свои вопросы для обсуждения.
Дискуссия – эффективное средство в разрешении
групповых конфликтов методом анализа, т.к.
снимает психологическое напряжение и
представляет противника в свете достойной
позиции.
Эта методика помогает детям в ходе групповой
работы осмыслить роль социальных норм жизни,
роль общества для отдельного человека.
Данная педагогическая технология позволяет
удовлетворить основные психологические
потребности подростка – ощущение взрослости,
самоутверждение, сравнительная самооценка.
В ценностно-ориентированной деятельности для
учеников привлекательна дискуссия, т.к. можно
поспорить с одноклассниками и учителем, всё
подвергнуть сомнению, приводя свои доводы,
отстаивать свою собственную точку зрения.
Организационно дискуссия позволяет включить в
работу весь класс и как воспитывающая форма
имеет много достоинств:
- Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
- Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
- Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
- Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины
Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:
- Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
- Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения
- Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею
Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используется во время работы.
- С уважением относиться друг к другу
- Чтобы высказаться, поднимаем руку
- Порядок выступлений определяет ведущий
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности
Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:
- Формулировка темы
- Постановка проблемы (противоречия)
- Формирование малых групп и групп экспертов
- Форум
- Общегрупповая дискуссия
- Выступление экспертов
- Смена проблем у групп
Использование седьмого пункта технологической цепочки (смена проблем у групп) особенно важен, т.к. позволяет осуществить коэволюционный подход – соразвитие всех идей, подведение содержательного итога, оценочного итога.
Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:
- Радиация – зло или благо?
- Что такое детский алкоголизм?
- Нужно ли высшее образование?
- Учиться на «отлично» – это легко?!
- Карманные деньги – роскошь или необходимость?
- Досуг – это организованное время или отдых? и т.д.
Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.