Внедрение технологий учебной дискуссии во внеклассную работу классного руководителя
Классные часы являются основным компонентом системы работы
классного руководителя. Они проводятся с разными воспитательными
целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в
зависимости от поставленных целей, возраста учащихся, опыта
классного руководителя и школьных условий.
Идеей внедрения технологии учебной дискуссии во внеклассную работу
классного руководителя является соединение новых педагогических
технологий с воспитательной деятельностью учителя, педагога,
организатора. Данная технология, нацелена на выполнение таких
педагогических задач:
- Быть активным
- Уметь чётко формулировать свои мысли
- Развить навыки уверенного поведения
- Быть значимым для окружающих
- Развить умение бесконфликтно общаться
- Научиться грамотно отвечать на возражения
- Развитие логического мышления
- Формирование умений задавать вопросы
- Формирование умений отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке
- Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
- Развитие коммуникативных способностей учащихся
- Умение работать в малых группах
Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая
используется для изучения двух или нескольких различных точек
зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины
(правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают,
что мышление в споре интенсивно развивается.
Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются
процессом приобретения знаний и процессом формирования личности.
Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность.
Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично:
обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии,
философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав
такую форму общения, получение истины, рассмотрение вопроса с
разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.
Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов
методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и
представляет противника в свете достойной позиции.
Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль
социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека.
Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные
психологические потребности подростка – ощущение взрослости,
самоутверждение, сравнительная самооценка.
В ценностно-ориентированной деятельности для учеников
привлекательна дискуссия, т.к. можно поспорить с одноклассниками и
учителем, всё подвергнуть сомнению, приводя свои доводы, отстаивать
свою собственную точку зрения. Организационно дискуссия позволяет
включить в работу весь класс и как воспитывающая форма имеет много
достоинств:
- Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
- Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
- Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
- Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины
Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:
- Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
- Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения
- Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею
Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используется во время работы.
- С уважением относиться друг к другу
- Чтобы высказаться, поднимаем руку
- Порядок выступлений определяет ведущий
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности
Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:
- Формулировка темы
- Постановка проблемы (противоречия)
- Формирование малых групп и групп экспертов
- Форум
- Общегрупповая дискуссия
- Выступление экспертов
- Смена проблем у групп
Использование седьмого пункта технологической цепочки (смена проблем у групп) особенно важен, т.к. позволяет осуществить коэволюционный подход – соразвитие всех идей, подведение содержательного итога, оценочного итога.
Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:
- Радиация – зло или благо?
- Что такое детский алкоголизм?
- Нужно ли высшее образование?
- Учиться на «отлично» – это легко?!
- Карманные деньги – роскошь или необходимость?
- Досуг – это организованное время или отдых? и т.д.
Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.