Тема урока: Лиственница - наше чудо дерево.
Цель: Раскрыть особенность лиственницы как дерева, растущего в тайге.
Задачи:
- рассмотреть разнообразие видов хвойных в Якутии;
- определить роль лиственницы в жизни человека;
- продолжить формирование умений работать литературой, анализировать, обобщать.
- обобщить знания об изученных орфограммах, закрепить знания учащихся в составе слова, о способах образования сложных слов.
- сформировать навыки употребления простых глагольных сказуемых в речи и на письме.
- составить научно-популярный текст, используя глаголы в роли простых глагольных сказуемых.
Оборудование: карточки, дополнительная и справочная литературы.
Основные положения урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
Русовед: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с учителем биологии попробуем соединить, казалось бы, несоединимое, проведем урок совместный урок русского языка и биологии.
3. Р.: Сообщение целей и задач урока.
4. Словарный диктант
Сердцевина, древесина, трахеит, кутикула, семенные чешуи, пыльца, семязачаток, яйцеклетка, мегаспора, эндосперм, семяпочка, голосеменные, ветровал, ветролом.
- какие правила русского языка мы видим в этом диктанте?
- Все ли слова этого диктанта являются исконно русскими, назовем их.
5. Работа на доске:
разбор по составу слов семязачаток, яйцеклетка, голосеменные, ветровал.
6. Биолог: Теперь проведем проверку знаний терминов с помощью теста:
Задания теста:
- По способу питания растения гетеротрофы /нет/
- Голосеменные имеют цветок и плод. /нет/
- Мужские гаметофиты –это пыльцевые зерна, несущие половые клетки спермии. /да/
- Яйцеклетка развивается в мужских шишках /нет/
- В эндосперме хранится запас питательных веществ./да/
- Сердцевина у хвойных плохо выражена /да/.
- Кутикула – это слой особого вещества, которое находится внутри хвои. /нет/
- Устьица погружена в ткань листа, что снижает испарение воды. /Да/
- Семена помогли растениям расселиться на суше и на сухом климате /да/
Ответы: да-3,5,6,8,9. нет-1,2,4,7
7. Многообразие голосеменных.
Смотри на страницу учебника 71-73
Чем отличаются? (строением листьев)
Классификация (Работа по литературе)
Царство - Растения
Отдел - Голосеменные
Класс - Хвойные
Семейство - Сосновые
Род - Лиственница; Род Сосна; Род Ель; Род Пихта
Виды: Л. Каяндера; Л. Гмелина; Л. сибирская
Определить:
- Какой вид лиственницы растет в наших лесах? (определить по карте на стр.8 ареалы видов лиственниц) Л.Каяндера.
- По какому признаку отличаются виды лиственниц?
8. Значение хвойных деревьев в жизни человека
Групповая работа (работа по карточкам)
Р.: Сравним тексты карточек с текстом характеристики лиственницы.
- какой текст показался вам более доступным? И почему?
(простота, доступность, нет терминов)
Р: Для составления научно-популярного текста научные факты, сведения излагаются в доступной форме, понятной массовому читателю-неспециалисту.
9. Закрепление:
- Какой вид лиственницы растет в наших лесах?
- Можно ли назвать лиственницу чудо - деревом?
10. Д/з.
Р: Составить научно-популярный текст на тему: Лиственница – королева нашего леса.
Б: Составить характеристику сосны и ели из книги Тимофеева П.А. «Деревья и кустарники Якутии».
11. Выставление оценок.
Заключение урока.
Приложение - Карточки.