Методическая разработка интегрированного урока ИЗО, художественного труда и физики "Тепловые явления в жизни и быту народов Ямала" (8-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Вид: урок закрепление знаний, умений и навыков.
Тип:урок-исследование.
Цель: формирование целостного представления о тепловых явлениях в природе через понимание единства формы жилища и одежды народов Севера и понимание значения конструкции жилища и декора одежды в суровых климатических условиях.

Задачи:

  • Развить пространственное воображение, логическое и художественно-образное мышление, внимание, память.
  • Развить познавательную активность учащихся через проведение исследовательской работы и составление задач на основе полученных результатов.
  • Воспитать у учащихся глубокое уважение к культуре народов Ямала.

Оборудование. Макет чума, куклы в национальной одежде народов Севера. Наглядные пособия: «Обувь», «Чум и его конструкция», «Форма чума и одежды». Развертка чума, тетрадь по физике, бумага, ножницы, клей, сувениры, мультимедиа.

Методы и формы работы.

  • работа со справочной литературой;
  • работа по художественному труду;
  • творческое конструирование;
  • групповая форма работы;
  • индивидуальная форма работы;
  • метод сравнения и сопоставления;
  • метод исследования.

Подготовка к уроку.

  • Учащиеся должны подготовить сообщения:
  • о конструкции чума (2 чел.)
  • о конструкции и декоре одежды (2 чел.)
  • об очаге в чуме (1 чел.)
  • подготовить задачи по теме «Тепловые явления» (4 чел.)
  • выполнить сувениры,
  • выполнить макет чума,
  • выполнить куклы в национальной одежде.
  • Учителя ИЗО и художественного труда и учитель физики:
  • провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения их знаний по теме исследовательской работы;
  • рекомендовать учащимся литературу по вопросам исследования единства формы, конструкции и декора чума и одежды народов Севера;
  • подготовить творческие группы по созданию макета чума и кукол;
  • распределить учащихся перед уроком по творческим группам по 6 человек;
  • оформить класс наглядными пособиями;
  • подготовить материалы для конструирования.

 

План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока, цель.
3. Повторение знаний об одежде народов Севера.
4. Исследовательская работа. Сообщение о форме и конструкции чума. Решение задач о тепловых явлениях в чуме.
5. Творческое задание по конструированию чума и определение формы полога в нем.
6. Итоги урока. Вывод, оценки учащихся.

ХОД УРОКА

1. Приветствие педагогов. Здравствуйте, ребята. Займите свои места, подготовьтесь к уроку.

2.Учитель ИЗО. Природные условия нашего края суровы. Коренные жители на протяжении веков совершенствовали жилище и одежду, которые наилучшим образом защищают их от жестоких морозов зимой и от гнуса летом.

Учитель физики. Ненцы, ханты и другие народы Севера накапливали опыт ведения своего хозяйства, вырабатывали правила выживания в условиях тундры.
Непременным условием жизни на Севере является сохранение тепла. Создавая совместными усилиями свое жилище, одежду, мужчины и женщины интуитивно пользовались законами неизвестных им наук. Назвать эти науки, объяснить эти законы – вот цель нашего урока-исследования.

Учитель ИЗО. Сегодня мы заслушаем сообщения о конструкции и декоре одежды, об устройстве и форме чума, будем решать задачи, исследуем тепловые явления и выполним творческое задание по конструированию.
Мы прикоснемся к мудрости народа, на земле которого мы живем. И подведем итоги наших знаний.

3. Учитель ИЗО. Поговорим об одежде народов Севера. Почему удобна эта одежда? Каковы ее свойства?

Учащийся. Примерное сообщение о мужской одежде сопровождается демонстрацией куклы (Рисунок 1) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 2, 3, 4).
Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей. Малицу часто называют индивидуальным чумом, микрожилищем. И это не случайно. Подобно чуму она надежно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра. Человеческая фантазия до сих пор не придумала другой одежды столь экологичной, столь подходящей к суровому климату.
Малица шьется мехом внутрь. Ее поверхность – хорошо выделанная кожа. Сама форма этой одежды – конусообразность подобно чуму – повышает устойчивость человека во время сильного ветра.
Шапка и рукавицы, пришитые к малице, не пропускают ветер за ворот и в рукава. В рукавицах с внутренней стороны всегда остается прорезь. Через нее свободно проходит рука, когда нужно разжечь огонь, выстрелить из ружья, выполнить другие работы. Холодный воздух сквозь нее почти не проникает.
Пушистая оторочка капюшона тоже не просто декоративный элемент – она уменьшает открытую часть лица. Лицевой вырез стягивается ремешками и благодаря им плотнее прилегает к лицу.
Главная ценность в одежде – это мех оленя. Его воздействие на человека поразительно. Он обладает прекрасными теплозащитными свойствами. Вот почему издревле северяне шьют малицу мехом внутрь, надевают на голое тело.
Мех создает стабильный воздушный зазор между телом и холодным слоем шкуры оленя. Длинный волос создает как бы свой микроклимат для тела человека.
Во время движения мех малицы постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. При контакте с кожей он очищает ее от шлаков, впитывает чрезмерную влагу. Происходит это за счет особого строения волоса. Кожа человека остается чистой и эластичной. Вот почему кочевники никогда не знали бани – она им была не нужна.
Надевали малицу обычно с поясом, с небольшим напуском выше уровня ремня – чтобы не сковывать движения при работе топором, при управлении упряжкой.
Украшение малицы скромное – это прокладка в швы яркого цветного сукна.

Учащийся. Примерное сообщение о женской одежде сопровождается демонстрацией куклы (Рисунок 2) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 5, 6, 7).
Женская верхняя зимняя одежда – ягушка в отличие от мужской имеет разрез спереди. При сшивании шкур в швы вставляются лоскутки разноцветного сукна. Рукава ягушки прямые, сильно суживающиеся к обшлагу и широкие в пройме. Верхняя часть рукава шьется с лифом, так что одежда на плечах шва не имеет. Воротник обычно делают из меха песца или лисицы. Этим же мехом обрабатывают полы. К бортам от воротника до колен пришиваются завязки из ровдуги, по 7 с каждой стороны. Завязывают их изнутри, для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса. Вдоль бортов пришивают полоски меха из шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает холодный воздух сквозь разрез.
Женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и темного цвета с прослойкой цветного сукна на плечах, по бортам, по рукавам. Ягушки шьются из белого или из черного меха оленя. Праздничная ягушка отличается от будничной цветом  и обилием украшений. Шитье ягушки – очень длительный процесс, занимающий от одного до двух лет.
Традиционно из меха оленя шьется и женская шапка. Подкладка у нее из меха песца или зайца. Она не пришивается к ягушке. За счет веса украшений низ шапки плотно ложится на плечи, не поднимаясь от ветра. Сейчас ненецкие женщины часто носят шерстяные платки, надевая шапки только в длительные поездки.

Учащийся. Примерное сообщение об обуви сопровождается наглядным пособием (Рисунок 3) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 8, 9).
Традиционная мужская и женская обувь у коренных народов Севера почти не различалась по покрою. Зимой носили сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу или «пимы» – сапоги с голенищами выше колен. Меховую обувь носили с меховыми чулками – липтами, которые шились мехом внутрь.
Женская меховая обувь отличалась от мужской цветом и орнаментальными композициями. Обязательный элемент орнамента на женских пимах – треугольники из меха контрастного цвета на пятке и лицевой стороне паголенка. На лицевой стороне мужских пим обозначаются лишь две параллельные полосы – нижняя и верхняя. Головка женских пим, нередко, украшается по бокам меховой геометрической аппликацией.
Подошва пим делается обычно из щетки оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс бывает направлен назад. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются.
Красивыми считаются белые пимы, чаще всего они сшиваются из сочетания белых и темных кусков.
Летняя обувь шьется из обработанных кусков оленьей кожи – замши, по форме напоминающей зимние кисы.

Учитель ИЗО.
1) Каким образом достигается сохранение тепла в одежде и обуви?
2) Какую роль играет украшение одежды, помимо декоративности?
3) Какую форму имеет малица?
Вывод: Сохранение тепла достигается формой и уменьшением количества швов, т.е. конструкцией одежды. Украшение одежды, ее декор, имеют теплосберегающую функцию. Итак, мы говорим о единстве конструкции, формы и декора.

Учитель физики. Рассказывая об одежде и обуви, вы рассмотрели и вопросы об их теплопроводности. Материал одежды и ее покрой дают возможность сохранять тепло. Воздух между телом и одеждой в своем беспорядочном движении передает энергию тела одежде. А одежда, имеющая контакт с наружным воздухом, сохраняет тепло, уменьшая конвекцию воздуха.
Сделаем вывод: теплота, т.е. энергия беспорядочного движения частиц тела, передаваемая другому телу, может быть уменьшена за счет свойств веществ.

4. Учитель ИЗО. Исследуя форму и конструкцию чума, ребята выполнили его макет. Вам слово.

Учащийся. Примерное сообщение о конструкции чума сопровождается демонстрацией макета (Рисунок 4) и мультимедиа (Приложение 1, слайды 10, 11, 12, 13).
Традиционным жилищем ненцев является чум. Он имеет коническую форму, поэтому устойчив при метелях и ветрах, прочен и практичен. Снег легко скатывается с его поверхности.
При установке чума соблюдается определенный порядок. Место для установки чума выбирают мужчины. Основу чума составляют прочные шесты – 40-45 штук, которые устанавливаются по окружности вершинами один к другому, в результате остов чума приобретает форму конуса.
Сначала устанавливают два основных шеста, которые вверху скрепляют между собой веревочной петлей. В нее собираются остальные шесты. Вверху образуется дымовое отверстие, которое является форточкой, вентилятором и светильником. От числа шестов и их длины зависит размер чума.
Покрышки для чума шьют из оленьих шкур. На покрытие одного чума идет обычно 60-70 шкур. Служат они много лет, но требуют постоянного ухода.
Выделка шкур входит в обязанности женщин. Для зимнего времени ненцы шьют двойные покрышки для чума: мехом внутрь и мехом наружу. Для лета используют одинарные покрышки – только мехом наружу.
В настоящее время для покрытия чума часто используется брезент. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест.

Учащийся. Примерное сообщение о внутреннем устройстве чума и зонировании жилого пространства в чуме сопровождается демонстрацией мультимедиа (Приложение 1, слайды 15, 16, 17, 18, 19).
В центре чума размещался очаг. Справа и слева от очага расположены спальные места. Слева от входа располагались хозяева, справа – родственники или гости. Над спальными местами нередко вешался полог из ситца для защиты хозяев от холода или комаров.
Место, расположенное за очагом, считалось священным. Там помещались изображения семейных духов и ценные предметы семейного обихода. Сейчас там хранят посуду, радиоприемники, книги.
Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают доски. Затем циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают оленьими шкурами и устраивают постель.
Так происходит защита от холода спальных мест.

Учитель физики. На примере решения задач мы докажем, что форма чума оптимальна для сохранения тепла в жилище.

Решение количественных задач

Задача 1. Определить массу воздуха чума, имеющего размеры: высота чума h = 5 м, диаметр чума d = 8 м.

Решение.

  1. r = d : 2 = 8 : 2 = 4м;
  2. V = * * r2 *h = * 3,14 * 42 * 5 = 80м3;
  3. Плотность воздуха = 1кг/м3.

т = * V = 1кг/м3 * 80м3 = 80 кг;

Задача 2. Определить количество теплоты, которое потребуется на нагревание чума от температуры –30оС (средняя зимняя температура Крайнего Севера) до температуры +30оС (температура комфортного проживания, при которой покрытие чума, выполненное из шкуры оленя, не испортятся).

  1. (t2 – t1) = (+30оС)– (– 30оС) = + 60оC
  2. Q = c * m * (t2 – t1) = 1000 * 80 кг * 60оС = 4800000 Дж = 4,8 * 106 Дж.

Задача 3. Определить массу сухих дров, необходимых для обогрева чума.

Учитель физики. Вывод: Удивительно мудро сконструирован чум. Это самое удобное жилище для проживания в тундре и в настоящее время. Без газа, угля, электричества чум сохраняет жизнь людей. Небольшие затраты энергии на его нагревание при использовании малого количества дров, не нарушат экологию окружающей среды. Это сохранит равновесие сил живой природы.

Учитель ИЗО. Следующий этап. Работаем в группах. Мы знаем, что в чуме тепло и уютно. Его внутреннее пространство может быть разделено на зоны: днем – условно на мужскую и женскую, ночью – на спальные места отделенные пологом. Вам необходимо сконструировать:

  • одежду оленеводов – малицу и ягушку (Рисунок 5) (2 чел.);
  • макет чума; (2 чел)
  • полог в нем, отделяющий место для сна и определить форму полога (2 чел.).

Учитель ИЗО. Анализ работы групп. Вы на практике доказали единство формы одежды и жилища. Выполнили конструкцию чума (вход, дымоход полог). Применили декоративные элементы для украшения одежды (Рисунок 6).

Учитель физики. Сообщение о самом важном в чуме – об очаге.

Учащийся. Примерное сообщение об очаге сопровождается демонстрацией мультимедиа (Приложение 1, слайд 14)
Место для нового стойбища определяет мужчина, а первую вещь в основание чума – железный очажный лист – кладет женщина. С очага начинается сооружение чума. Очаг размещается в середине чума, и поэтому все предметы в жилище находятся на равном от него расстоянии. Как бы не располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня.
Дрова для очага собирают и сушат женщины. Издавна считалось, что женщина ведет разговор с огнем, высказывает пророчества по треску дров, по силе и цвету пламени.
В прошлом для обогрева и приготовления пищи ненцы использовали костер, который разводили на железном листе. Над костром на специальное приспособление подвешивали котел для приготовления пищи. Сегодня очаг представляет собой печь «буржуйку» с трубой, выходящей наружу в том месте, где перекрещиваются шесты. Справа и слева от очага укладывают по одному бревну. Они служат для защиты пола от возгорания. Огонь на языке лесных ненцев – «ту».

Учитель физики. Решение качественной задачи:
Почему по всему объему чума воздух имеет приблизительно одинаковую температуру?
Решение. Чум имеет форму конуса, поэтому в его нижней части больше пространства и места, чем в верхней части. Нагретый воздух поднимается вверх, давление воздуха вверху возрастает. Этот теплый воздух под давлением вытесняет холодный воздух, находящийся в нижней части чума и температура воздуха становится приблизительно одинаковой.
Вывод: Теплый воздух в чуме дает возможность использовать весь объем чума без страха за здоровье человека.

5. Учитель ИЗО. Выводы.

– Сравните чум с современным домом. В чем его преимущество?

Примерный ответ. Преимущество чума в сравнении с современным домом в простоте сооружения. Чум обеспечивает жизнедеятельность и тепло в холодное время года.
– В чем его недостатки?

Примерный ответ. Чум недолговечен по сравнению с каменным домом. В нем нет удобств в привычном для нас понимании.

– Для чего нам следует изучать мудрость народа, накопленную веками и передаваемую от поколения к поколению, от отцов к детям?

Примерный ответ. Потому, что гениальное всегда просто. Все лучшее собирает народная мудрость. В ней собраны секреты выживания людей.

Учитель физики. Итак, в результате наших исследований, мы пришли к выводу: создавая свои жилища и одежду, народы Ямала интуитивно использовали знания по физике, архитектуре. Перечислим их:

  • знания о тепловых явлениях в жизни;
  • о сохранении тепла различными материалами;
  • знания о конусообразной форме и ее свойстве сохранять тепло;
  • об устойчивости конусообразного сооружения;
  • о создании конструкции конуса из подручных материалов.

Оценки за урок.

– Я прошу встать ребят, которые проводили исследования, готовили сообщения, составляли задачи, создавали наглядные пособия и сувениры. Спасибо вам за ваш труд, который оценен на «5», а тем, кто принял участие в обсуждении проектов в практических работах и расширил свои знания – оценка «4».

– Спасибо за урок. Нашим гостям  на память мы дарим небольшие сувениры.