Цели:
- В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.
- Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
- Развитие творческой активности.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу – зачину должны угадать, что это за сказка, дать ей полное название и указать имя автора.
I. «Начинает сказка сказываться»
- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна, у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому». (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
- «Жили-были старик со старухой, у них была дочка да сынок маленький. Дочка, дочка», – говорит мать. «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, а ты смотри за братцем Иванушкой». (Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали». (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
- «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей не было». (Русская народная сказка «Снегурочка»).
– Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех
помнит зачины русских народных сказок. Но наш
конкурс только начинается, и в дальнейшем могут
отличиться те, кому не повезло в самом начале.
Вы внимательно читали, а сейчас должны
внимательно выслушать вопрос и полно дать ответ
(чтобы мы поняли). Подумайте, а после отвечайте.
Дайте время подумать другим.
Каждый найдет себе вопрос по силам.
II. «Портретная галерея»
– Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками и карандашами, а описаны словесно. Я сейчас вас познакомлю со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать её полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
- «Безобразнее коряги, нос изогнут, словно
крюк,
Ноги – как у раскоряги, и корявы сучья рук».
(Шурале. Сказка-поэма «Шурале». Габдулла Тукай).
- «Княжна-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава
Выступает, будто пава…»
(Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
- «Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет». (Снегурочка. Русская народная сказка).
- «На лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать». (Василиса-премудрая. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
- «На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». (Крестьянин. Два мороза. Русская народная сказка).
- «Девочка маленькая, такая хорошенькая. Девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке». (Красная шапочка. Братья Гримм «Красная шапочка»).
III. «Сказочная почта»
Учитель: Вот у нас появились новые
знатоки сказок, которые героев сказочных знают
хорошо. Посмотрим, как будут отвечать на
следующие вопросы.
Ведь нам путь дальше, в сказку. И чем дальше, чем
больше чудес. Вот, например, сказочная почта.
Слышали о такой? Во многих сказках герои
переписываются, получают друг от друга самые
различные послания. У меня в руках сказочные
письма сказочных героев. Вам нужно отгадать, кто
и кому их послал, в какой сказке вы читали такое
письмо.
Кто автор сказки?
Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
- «Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей».
(Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту. К.И.Чуковский «Айболит).
- «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа и всё, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотой». (Зверь лесной, чудо-морское – девице, купеческой дочери. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
- «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских садах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании». (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку королевы. С.Я.Маршак «12 месяцев»).
– Надо сказать, что вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесены правильно, сказочные телеграммы, указы разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале.
IV. «Сказочный концертный зал»
– В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и петухи, и волки, и коты. Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петуха:
«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку».
А вот петушок спасает котика-братика:
«Стрень, грень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!»
– Вот эти певцы примут участие в нашем
сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша
задача: надо по песенке узнать героя сказки, её
автора и название.
Итак, первый номер нашей концертной программы.
«Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок»)«Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Я коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную».
(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»).«Сестрица моя, Алёнушка,
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
(Козленочек, братец Иванушка).Кто и в какой сказке «при честном, при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный.
V. «Пир на весь мир»
– Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед – пир сказочный?
- «Наварила манной каши и размазала по тарелке…
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
- «Съешь моего ржаного пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
Изукрасила каравай разными узорами мудреными.
По бокам города с дворцами,
Садами, да башнями – сверху птицы летучие,
Снизу – звери рыскучие».
(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»).
- «Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле». (Старуха – старику. Русская народная сказка «Колобок»).
- «Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль – лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
VI. «Кто в теремочке живёт?»
Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как
полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот
не попало», но все равно никто, наверное, не
скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!
Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой.
И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте
прогуляемся по сказочному царству-государству,
зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь:
кто и в какой сказке живет по этому адресу?
Кто из писателей-сказочников поселил своих
героев в этом доме?
- «Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты».
(Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- «Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…»
(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»