Использование ИКТ в работе учителя-логопеда начальной школы

Разделы: Начальная школа


Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

О. Б. Воронкова [1, с.153] подробно освещает методический и практический аспект работы в MS PowerPoint. “Компьютерная презентация – это файл… Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран по ходу выступления, но и напечатать на бумаге или прозрачной пленке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны”.

Мои разработки логопедических занятий выполнены в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора. Авторские разработки занятий применяются для:

  • развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
  • развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
  • автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • развития связной речи и познавательных способностей (“Сериация”, “Четвертый лишний”, “Загадки”).

На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.”).

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

Использованная литература:

  1. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н/Д, 2007.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.,2007.
  3. Логопед, № 5/2008.
  4. Кукушкина О.И. Текстовый редактор MS Word и развитие письменной речи детей. М., 2004