Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Результаты диспансеризации, проводимой в Володарском районе с 2001 года, констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,2% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих патологию и инвалидность.
Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины:
-Володарская ЦРБ не располагает возможностями оказания практической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Всего лишь два раза в месяц ведет прием приезжий специалист;
-проблема адаптации двигательного режима в группе и внедрения оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в процесс оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
-отсутствие существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня;
-недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем.
Районная программа “Здоровье” раскрывает стратегию путей, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости, сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста в Володарском районе, наш детский сад является участником реализации данной программы.
Программа “Крепыш” предлагает дополнение к разделу “Физическое воспитание” в программах, используемых ДОУ. Программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ (воспитателями, инструктором по физической культуре). Действие программы циклично. Один цикл – один год
Цель программы:
выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
- Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные задачи:
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
- Развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
Воспитательные задачи:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
- Воспитывать положительные черты характера.
В результате реализации данной программы к концу определенного года обучения могут быть достигнуты следующие результаты:
- Снижение уровня заболеваемости
- Положительные результаты темпов прироста физических качеств.
- Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
- 4.Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей
Алгоритм системы профилактической работы
Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных разделов:
- Условия.
- Диагностика
- Развитие движений
- Лечебно-профилактическая работа
- Закаливание
- Здоровый образ жизни
- Взаимодействие с родителями
I раздел. Условия
Построение здоровьесберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.
В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.
В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра, но неизменным остается подход с точки зрения общедидактических принципов:
- Дистанции, позиции при взаимодействии.
- Активность, самостоятельность, творчество.
- Стабильность– динамичность.
- Комплексирование и гибкое зонирование.
- Эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого
- Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
II раздел. Диагностика
- Обследования специалистов;
- Оценка физического развития по центильным шкалам;
- Заболеваемость;
- Эмоциональное состояние ребенка;
- Показатели двигательных навыков.
Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.
I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой
II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни) <Приложение 1>
III раздел. Развитие движений
При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка.
Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач. <Приложение 2>
При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:
- обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;
- способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;
- умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;
- формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,
- содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;
Условия реализации двигательного режима:
- Систематичность занятий физической культурой.
- Дозирование по числу повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок.
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
- Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.
Ежедневно включаются во все занятия по выбору воспитателя
- оздоровительная гимнастика;
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика
Для проведения физкультурных занятий рационально комплектуются подгруппы детей на основании медицинских показаний здоровья ребенка.
Программа “Родничок” под ред. Л.С.Сековец представляет систему комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет) с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая в настоящее время адаптируется в нашем МДОУ. Программа создана на базе МДОУ №452 г.Н.Новгорода, чей опыт используется нашим детским садом в течение нескольких лет.
Комплексы оздоровительных занятий состоят из трех частей.
В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.
В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.
В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.
Для оздоровления детей используются подвижные игры Страковской В.Л., а также составляются свои варианты этих игр
Для достижения поставленных задач используются игры с разной нагрузкой:
С незначительной и умеренной
нагрузкой.
C умеренной и тонизирующей нагрузкой.
С тонизирующей и тренирующей нагрузкой.
IV раздел. Лечебно-профилактическая работа
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.
Тесный контакт со специалистами (врач-педиатр, врач– невролог, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.
Работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный.
Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне.
Используются: ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.
Во втором периоде необходимо использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Используются: полоскание рта и горла лечебными растворами, закладывается оксолиновая мазь в нос, травяной чай, оздоровительные напитки, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляются медицинскими работниками. Четкое и точное выполнение рекомендаций специалистов является неотъемлемым правилом. <Приложение 3>
Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища
Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.
Проводятся занятия лечебной физкультурой инструктором ЛФК.1 раз в месяц воспитатель проводит занятие на тренажерах под руководством инструктора.
V раздел. Закаливание
Главное требование: “не навреди!”.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
Два правила:
- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна:
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.
Закаливающий комплекс в дошкольном учреждении разрабатывается медицинскими работниками, но, перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия, их последовательность и методика организации обсуждаются с воспитателями и родителями.
VI раздел. Здоровый образ жизни
- Гигиеническая культура
- Азбука здоровья
- Разумное закаливание
- Физическая культура
- Оптимальные условия для развития движений
- Оптимальная двигательная активность
Обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктатный (когда наглядно пооперационно учат действию), применяя игровые приемы.
В среднем дошкольном возрасте дети обучаются подгруппами или фронтально на специальных занятиях.
В старшем дошкольном возрасте основной метод – ежедневные упражнения.
VII раздел. Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
- Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
- Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).
Работа по просвещению родителей организуется на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей.
1 группа – родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования. а также по проблемам здоровья ребенка.
2 группа -родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стремятся понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией – педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями разных групп используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;
- инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- “открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале и зале ЛФК; закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;
- занятия в семейном клубе “Папа, мама, я – спортивная семья”; “Здоровье”;
- демонстрация видеофильмов о жизни группы, распространение видео, DVD c участием детей, информация на сайте МДОУ <dou74.ru>
- выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)
Другие работы автора можно посмотреть на сайте <dou74.ru>