Программа профилактической работы по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – “состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Результаты диспансеризации, проводимой в Володарском районе с 2001 года, констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,2% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих патологию и инвалидность.

Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины:

-Володарская ЦРБ не располагает возможностями оказания практической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Всего лишь два раза в месяц ведет прием приезжий специалист;

-проблема адаптации двигательного режима в группе и внедрения оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в процесс оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

-отсутствие существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня;

-недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем.

Районная программа “Здоровье” раскрывает стратегию путей, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости, сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста в Володарском районе, наш детский сад является участником реализации данной программы.

Программа “Крепыш” предлагает дополнение к разделу “Физическое воспитание” в программах, используемых ДОУ. Программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ (воспитателями, инструктором по физической культуре). Действие программы циклично. Один цикл – один год

Цель программы:

выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
  3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

  1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  3. Развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
  3. Воспитывать положительные черты характера.

В результате реализации данной программы к концу определенного года обучения могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости
  2. Положительные результаты темпов прироста физических качеств.
  3. Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
  4. 4.Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей

Алгоритм системы профилактической работы

Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных разделов:

  1. Условия.
  2. Диагностика
  3. Развитие движений
  4. Лечебно-профилактическая работа
  5. Закаливание
  6. Здоровый образ жизни
  7. Взаимодействие с родителями

I раздел. Условия

Построение здоровьесберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра, но неизменным остается подход с точки зрения общедидактических принципов:

  1. Дистанции, позиции при взаимодействии.
  2. Активность, самостоятельность, творчество.
  3. Стабильность– динамичность.
  4. Комплексирование и гибкое зонирование.
  5. Эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого
  6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

II раздел. Диагностика

  • Обследования специалистов;
  • Оценка физического развития по центильным шкалам;
  • Заболеваемость;
  • Эмоциональное состояние ребенка;
  • Показатели двигательных навыков.

Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.

I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой

II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.

III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни) <Приложение 1>

III раздел. Развитие движений

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка.

Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач. <Приложение 2>

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

  • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;
  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;
  • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;
  • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,
  • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

  1. Систематичность занятий физической культурой.
  2. Дозирование по числу повторений физических упражнений
  3. Постепенность наращивания длительности нагрузок.
  4. Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
  5. Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
  6. Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

Ежедневно включаются во все занятия по выбору воспитателя

  • оздоровительная гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковая гимнастика

Для проведения физкультурных занятий рационально комплектуются подгруппы детей на основании медицинских показаний здоровья ребенка.

Программа “Родничок” под ред. Л.С.Сековец представляет систему комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет) с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая в настоящее время адаптируется в нашем МДОУ. Программа создана на базе МДОУ №452 г.Н.Новгорода, чей опыт используется нашим детским садом в течение нескольких лет.

Комплексы оздоровительных занятий состоят из трех частей.

В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.

В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

Для оздоровления детей используются подвижные игры Страковской В.Л., а также составляются свои варианты этих игр

Для достижения поставленных задач используются игры с разной нагрузкой:

С незначительной и умеренной нагрузкой.
C умеренной и тонизирующей нагрузкой.
С тонизирующей и тренирующей нагрузкой.

IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.

Тесный контакт со специалистами (врач-педиатр, врач– невролог, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.

Работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный.

Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне.

Используются: ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.

Во втором периоде необходимо использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Используются: полоскание рта и горла лечебными растворами, закладывается оксолиновая мазь в нос, травяной чай, оздоровительные напитки, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности.

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляются медицинскими работниками. Четкое и точное выполнение рекомендаций специалистов является неотъемлемым правилом. <Приложение 3>

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Проводятся занятия лечебной физкультурой инструктором ЛФК.1 раз в месяц воспитатель проводит занятие на тренажерах под руководством инструктора.

V раздел. Закаливание

Главное требование: “не навреди!”.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Два правила:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна:
  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

Закаливающий комплекс в дошкольном учреждении разрабатывается медицинскими работниками, но, перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия, их последовательность и методика организации обсуждаются с воспитателями и родителями.

VI раздел. Здоровый образ жизни

  • Гигиеническая культура
  • Азбука здоровья
  • Разумное закаливание
  • Физическая культура
  • Оптимальные условия для развития движений
  • Оптимальная двигательная активность

Обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктатный (когда наглядно пооперационно учат действию), применяя игровые приемы.

В среднем дошкольном возрасте дети обучаются подгруппами или фронтально на специальных занятиях.

В старшем дошкольном возрасте основной метод – ежедневные упражнения.

VII раздел. Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  1. Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  3. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
  4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
  5. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

Работа по просвещению родителей организуется на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей.

1 группа – родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования. а также по проблемам здоровья ребенка.

2 группа -родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стремятся понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией – педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

В педагогическом взаимодействии с родителями разных групп используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

  • информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;
  • инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги;
  • “открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале и зале ЛФК; закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
  • физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;
  • занятия в семейном клубе “Папа, мама, я – спортивная семья”; “Здоровье”;
  • демонстрация видеофильмов о жизни группы, распространение видео, DVD c участием детей, информация на сайте МДОУ <dou74.ru>
  • выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)

Другие работы автора можно посмотреть на сайте <dou74.ru>