Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов двадцатого века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи. Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий.
В нашей школе традиционно учитель-логопед сопровождает ребенка с этапа подготовительных к первому классу занятий. Поскольку наша школа общеобразовательная, обследование проходит не с целью отбора, а с целью сбора информации о состоянии речи будущих учеников и с целью действенной помощи ребенку-логопату. Например, при профилактическом осмотре будущих первоклассников в феврале-апреле 2008 года из 105 детей выявлено 50 детей, имеющих речевые патологии разной тяжести.
Во время консультаций внимание родителей акцентируется на существующей проблеме и даются подробные рекомендации по устранению речевых недостатков у детей. Мы поступаем так уже много лет, и такая практика дает хорошие результаты: к первому сентября у 10-15 детей, как правило, речь бывает исправлена, и дети, вливаясь в школьный коллектив, не испытывают психологического и речевого дискомфорта, лучше адаптируются и усваивают программу. Их речемыслительные способности значительно улучшаются.
Скорректированный на уровне устной речи дефект позволяет во многих случаях предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.
К сожалению, не всем удается преодолеть речевые дефекты к моменту поступления в школу, и этим детям необходимо посещать логопедические занятия.
Совершенно очевидно, что после четырех уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического занятия. И здесь просто необходимо применять здоровьесберегающие технологии, которые позволяют и дать расслабиться ребенку на занятии, и активизировать внимание, и сконцентрировать память, и «погасить» негативные эмоции, словом,-с удовольствием и эффективно продолжить обучение.
В своей практике использую цветотерапию, музыкальную терапию (музыка Моцарта, Брамса, Шопена, Чайковского на переменах и вовремя релаксации на занятиях), релаксация с использованием двд-дисков. Очень любят ученики пальчиковые упражнения с «поющими шариками», можжевеловыми шариками, каштанами, орехами, а также просто пальчиковую гимнастику. Эти упражнения вносят элемент занимательности и, конечно, способствуют разработке, тренировке мелкой моторики, улучшению состояния речи, мыслительной деятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д.
И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
Прекрасно снимают напряжение во время занятий игрушки-антистрессы: в один из моментов я предлагаю погладить игрушку-антистресс, сказать ей добрые слова. Ученики делают это с большим удовольствием: их лица озаряются улыбкой, в глазах появляется доброта. После таких минут отдыха они ощущают приток сил и вновь принимаются за работу с удовольствием.
Особо хочется отметить применение на индивидуальных занятиях массажа кисти. Его цель – активизация чувствительных точек на кисти. Данный массаж имеет успокаивающий эффект, положительно влияет на развитие речи.
Работа учителя логопеда с применением здоровьесберегающих технологий дает возможность ребенку обрести уверенность в себе и улучшить результаты в учебе.