Урок географии "Река Чумыш: малым рекам Алтая – долгую жизнь"

Разделы: География


Тип урока: урок новых знаний

Форма проведения: урок-конференция

Вид работы: работа в творческих группах

Цели и задачи:

Образовательная:

  • создать условия для формирования понятий: гидрологические показатели реки Чумыш, паводок, наводнения;
  • обеспечить усвоение знаний о физико-географическом положении реки Чумыш;
  • продолжить формирование умений работать с картой, таблицами, графиками, дополнительной литературой.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление: умение сравнивать гидрологические показатели реки Чумыш по годам, выделять главные признаки наводнения.
  • создать условия для формирования умений работать со статистическими материалами .
  • развивать зрительную, слуховую, моторную память.

Воспитательная:

  • создать условия для воспитания бережного отношения к малой реке Алтайского края – реке Чумыш.
  • прививать интерес к изучению родной природы, проблемам ее экологии.
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи при работе в группе; умение формулировать и высказывать свое мнение, выслушивать мнение товарищей.

Оборудование: физическая карта Алтайского края, физическая карта России, атласы Алтайского края, таблички с ключевыми словами, набор цветов и деревьев, плакат «Река»..На партах находятся таблички с названиями групп, листы контроля для командиров, листы для ответов учащихся, фигурки деревьев и цветов из клейкой ленты.

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа в группе, выступления учащихся с сообщениями, работа с картами атласа, контурными картами, таблицами, проблемный метод, частично – поисковый метод, использование субъективного опыта учащихся .

Ход урока

1. Подготовительный этап

Накануне проведения урока – конференции учитель предлагает учащимся провести подготовительную работу :

  • разделиться на 6 групп: «Географы», «Историки, «Гидрологи», «Группа Шойгу», «Экологи», «Пресс-центр»
  • учащимся распределить роли в группе: командир, оформитель, докладчики.

Каждая группа по своему направлению заранее находит материал для урока в библиотеке, школьном краеведческом музее .

2. Мотивационно – целевой этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать внутренние воды Алтайского края. Скажите, какие виды внутренних вод есть в нашем поселке Тальменка?

Учащиеся отвечают: озеро Хомутинка, река Чумыш и приток Чумыша - река Тальменка.

Учитель: А к какому виду рек относится Чумыш? Ведь по территории Алтайского края протекают большие и малые реки? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте физическую карту № 6 в «Атласе Алтайского края»

Учащиеся работают с картой атласа, отвечают: главная река Алтая – Обь, Чумыш один из её притоков, малая река края.

Учитель: Сегодня на уроке, который пройдет, как урок-конференция мы узнаем много нового о реке, которая протекает буквально в нескольких метрах от нашей школы. Накануне этого урока вы провели большую подготовительную работу, познакомились с правилами работы в группах. Каждая группа получила опережающее задание для урока, которое готовилось индивидуально каждым членом группы. Сегодня у вас есть возможность получить от 0 до 5 баллов за вашу работу на уроке. Оценивать вашу работу на уроке будет командир группы. На каждом столе имеется листок контроля, в который командир каждой группы выставляет баллы за работу на уроке. Ваши положительные оценки в конце урока будут выставлены в журнал. В каждой группе ребята будут обмениваться своими наработками, отбирать лучшие материалы и определять выступающих от своей группы. После выступления материалы своей работы, оформленные на листе, сдайте секретарю «Пресс – центра».

Кому что не понятно? Есть ли вопросы? Тогда продолжаем работу. Для дальнейшей работы на уроке нам понадобятся атласы, учебники, тетради, ручки, карандаши, контурные карты.

(Ученики готовятся к дальнейшей работе на уроке)

Учитель: Итак, ребята, сегодня на нашем уроке, в год 70 – летия Алтайского края мы будем изучать одну из малых рек Алтая – Чумыш. Запишите в тетради тему урока: «Река Чумыш: малым рекам – долгую жизнь!» Как вы считаете, о чем нам необходимо узнать, чтобы изучить эту тему? Скажите, ребята, почему изучив такие знаменитые реки Алтайского края, как Обь, Бия, Катунь, повидав их во время туристических походов, мы целый урок посвятим реке Чумыш?

Ответы учащихся:

  • это река нашей малой Родины
  • узнав много о великих реках России и мира, мы почти ничего не знаем о своей, в которой купаемся каждое лето, мимо которой каждый день проходим, спеша в школу!
  • есть русская народная пословица: «Любить свою Родину – это знать ее!»

Учитель: А теперь определим задачи, которые помогут узнать нам как можно больше о реке Чумыш.

Ученики формулируют задачи урока:

  • изучить физико-географическое положение реки
  • узнать историю освоения реки, ее использования.
  • определить основные гидрологические показатели реки
  • рассмотреть стихийные бедствия в Тальменке, связанные с рекой Чумыш. - выделить проблемы реки, продумать пути их решения.

(Учитель выслушивает ответы детей и записывает их на доске)

3. Ознакомление с новым материалом

Учитель: как вы думаете, с какого вопроса следует начать изучение нашей реки? Действительно, начнем с ее физико-географического положения. Обсудите этот вопрос в группах выскажите общее мнение. Для работы используйте карту № 6 «Атласа Алтайского края» и карту № 46 атласа «Природа России», учебник «География Алтайского края», стр. 92 -100

Ученики работают в группах: обсуждение вопроса и формирование общего мнения.

Работа с картой и учебником. (Ответ представителя группы «Географы» у доски сопровождается показом на физической карте Алтайского края): река Чумыш берет свое начало в соседней Кемеровской области, в горах Салаирского кряжа. Здесь его исток. Течет с северо - востока на юго – запад по широкой долине и в районе села Усть – Чумыш Тальменского района впадает в реку Обь, являясь её правым притоком. Длина реки –644 км, площадь бассейна 23900 км. Река Чумыш относится к типу рек со смешанным питанием. В весеннее время преобладает снеговое питание, в летний и осенний период – дождевое, а зимой – грунтовое.

Учитель: итак, группа «Географы» помогла нам выполнить первую поставленную в начале урока задачу. А теперь нам надо узнать об истории реки. Группа «Историки», готовясь к уроку, подготовила опережающее задание. Ребята расскажут об истории реки, ее названии, использовании человеком.

Ответ учащихся группы «Историки»: первое упоминание о реке можно встретить в исторических документах начала 18 века. Первое упоминание Тальменки, как населенного пункта в переписи 1721 года читается, как «поселение долинно - приречного типа»: большая часть улиц Тальменки расположена по берегам реки Чумыш и с точки зрения науки топонимики являются гидронимами (улицы Чумышская, Береговая, Речная )

Особое значение для Тальменки река приобретает в начале 20 века, когда правительством молодой Республики Советов в 1931 году было принято решение о строительстве Лесозавода № 17. Сырье для его работы (бревна) сплавляли мулем (россыпью) по реке Чумыш с верховьев Салаирского кряжа. Чтобы контролировать уровень воды в реке, в 1934 году Алтайский центр Гидрометеослужбы создает Тальменский гидропост, работа которого не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Свою работу он выполняет и в настоящее время

Учитель: А теперь, ребята, нам нужно выполнить следующую задачу, поставленную нами в начале урока – определить основные гидрологические показатели реки Чумыш. Об этом расскажут учащиеся из группы «Гидрологи».

Ответы учащихся:

  • Первый ученик: основным показателем состояния реки является уровень воды в см. Измеряется с помощью десяти (столбиков)- реперов. Они расположены на расстоянии 1 метра друг от друга, т.е. на высоту 10 метров от водной поверхности. Потому что при высоте уровня воды 9 м 37 см вода выходит из берегов и в поселке Тальменка начинается наводнение. Измерять уровень воды можно с помощью водомерной линейки.
  • Второй ученик рассказывает о толщине льда на реке в зимнее время. Измеряется она в сантиметрах, ледомерной линейкой и буром. При большой толщине льда зимой- до 50 см и таянии его весной, в русле реки может создаться угроза наводнения
  • Третий ученик рассказывает о высоте снежного покрова на льду. Ведь при таянии снега весной также «поднимается» уровень воды в реке. Измеряется этот показатель снегомерной линейкой. Высота снега на льду может достигать высоты 80 см.

Учитель: а теперь ребята из «Группы Шойгу» расскажут о стихийных явлениях, связанных с рекой.

Учащийся – «представитель МЧС» рассказывает о катастрофических наводнениях 1985, 2004 года в поселке Тальменка, о возможном наводнении 2007 года, демонстрирует фотографии наводнений в поселке Тальменка

Учитель: А сейчас ребята, подумайте, какие большие проблемы есть у малой реки Алтая? Чем они вызваны?

Учащиеся работают в группах: обсуждают, приходят к общему решению: основные проблемы реки – экологические. Люди, живущие рядом с рекой, не задумываются о том, что наносят ей огромный вред. Свои ответы аргументируют:

  • жители нашего поселка моют свои автомобили в реке, тем самым, загрязняя воду в ней
  • на берегах Чумыша ведутся массовые вырубки леса.
  • по берегам реки расположены фермы, доильные площадки. Стекающий навоз, вода после мытья фляг, доильных аппаратов загрязняют воду, она начинает «цвести»
  • на полях применяют удобрения, химические вещества которых стекают с полей в реку.
  • Алтайский коксохимический Комбинат в городе Заринске для своих нужд забирает большое количество воды из реки. Чумыш начинает мелеть, летом его можно перейти вброд!

Учитель: К чему может привести такое отношение людей к малой реке Алтая?

Учащиеся отвечают: Река может погибнуть!

Учитель: И теперь сами ответьте на вопрос: актуальна ли тема нашего урока – конференции «Река Чумыш : малым рекам Алтая – долгую жизнь»?

Ученики отвечают: конечно, да! Мы хотим видеть реку нашей малой Родины глубокой, полноводной, с чистой, прозрачной водой!

Учитель: подумайте, а что можем мы сами для этого сделать?

Ученики отвечают: мы можем

  • провести экологическую акцию и очистить берега реки от мусора
  • изготовить на уроках технологии плакаты, на уроках рисования их оформить и поместить на берегах реки
  • организовать работу «Голубого патруля в нашей школе.
  • эта проблема может стать темой социального проекта, который выполнит наш класс.

4. Закрепление изученного

Учитель: А теперь, ребята, давайте поработаем с контурными картами. Нанесите на контурную карту Алтайского края исток и устье Чумыша, реку Обь, наш поселок, Салаирский кряж (учитель вывешивает плакат с номенклатурными названиями на доске).

Ученики выполняют задание на своих контурных картах, показывают командирам групп.

Учитель: Ребята, в работе нашей конференции принимает участие школьный «Пресс – центр», секретарь которого подведет итоги работы групп.

Выступление секретаря: на основании выступлений, подготовленных группами, наш Пресс – центр подводит итоги нашей пресс- конференции, заслушав выступления представителей всех групп:

  1. река Чумыш - главная река Тальменского района, правый приток великой сибирской реки Обь - именно на берегу Чумыша в 1721 году возникло поселение Тальменка.
  2. основными гидрологическими показателями реки являются уровень реки, толщина льда, высота снега на льду – именно они определяют вероятность наводнений
  3. самыми страшными для тальменцев были наводнения 1985 и 2004 годов. Если бы Правительство Р.Ф. не выделило Тальменскому району денежные средства в размере 6,5 млн. рублей, на которые очистили русло реки в 2005 году - риск последующих наводнений был очень велик
  4. основными последствиями экологических проблем реки являются: - сокращение видового разнообразия животных и растений
  5. падение уровня воды в реке летом (обмеление).
  6. ухудшение качества воды.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отлично поработали. Нашли ответы на все вопросы о нашей малой реке Чумыш, которые поставили перед собой в начале урока. Наша пресс – конференция завершила свою работу. Изучены проблемы реки, её основные географические и гидрологические характеристики, стихийные явления, выявлены проблемы реки. Учащиеся из школьного «Пресс – центра» подвели итоги нашей работы на уроке. Этим вы закрепили свои новые, полученные на уроке знания. И пусть ваши знания будут «берегами» нашей реки. А берега надо укреплять! Как вы считаете, как можно закрепить берега Чумыша в жизни?

Учащиеся отвечают: чтобы закрепить берега реки, надо высадить вдоль их растения.

Учитель: Так давайте высадим растения по берегам реки, а что – деревья или цветы – выбирайте сами, главное, чтобы было надежно для реки! Те, кто сегодня на уроке получил крепкие, надёжные знания – подойдите к плакату «Река Чумыш» и посадите деревья. Кому не удалось достаточно закрепить на уроке свои знания – посадите вдоль берегов реки цветы. Фигурки деревьев и цветов из самоклеющейся бумаги у вас на партах

Ученики выходят к доске и на плакате «Река» вдоль берегов «высаживают» заранее приготовленные из самоклеющейся бумаги деревья по берегам реки.

Учитель: Ребята, после того, как вы выполнили все задания, поработали в группе, вы смогли получить свои баллы – оценки. Попрошу командиров огласить общее количество баллов и предполагаемые оценки учащихся за этот урок, которые я выставлю в журнал.

Командиры групп сообщают количество баллов, набранные каждым членом группы и предполагаемые оценки за урок.

5. Информация о домашнем задании

Учитель: Для того, чтобы лучше запомнить, что сегодня мы изучили на уроке, прочитайте дома параграф № 9. Желающие могут выполнить необычное задание: подготовить кроссворды по теме нашего урока. Их мы предложим разгадать учащимся нашей школы во время проведения «Недели географии». Спасибо всем. До свидания!