Интегрированный урок математики во 2-м классе. Игра-путешествие "По волшебному лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторить материал, изученный в 1 классе;
  2. Совершенствовать вычислительные навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20, с переходом через десяток;
  3. Повторить состав чисел;
  4. Развивать мышление, общеучебные навыки;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Нарисованные фигурки Лесовичка, белки, медведя, лисы, утят, бурундука, карточки-памятки с правилами поведения в лесу, нарисованные ягоды земляники, абак, карточки с цифрами, таблица и магический квадрат, карточки с индивидуальными заданиями. На доске заранее нарисована план-схема путешествия в виде сказочного леса.

Ход урока:

1. Организационный момент:

– Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу. В ходе этого путешествия мы будем выполнять интересные задания, которые помогут нам закрепить знания таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

2. Устный счёт

У леса нас встречает Лесовичок:

– Здравствуйте, ребята! В мой волшебный лес вы сможете попасть только тогда, когда расскажете мне о том, как нужно правильно вести себя в лесу. В этом вам помогут памятки, но чтобы их увидеть, вы должны решить примеры, которые записаны на обороте (дети устно решают примеры, переворачивают карточки и вспоминают правила поведения в лесу).

  1. 7+4 – не ломай ветки деревьев и кустарников;
  2. 8+4 – не повреждай кору деревьев;
  3. 9+6 – не рви цветы в лесу;
  4. 7+6 – не лови насекомых;
  5. 7+8 – не разоряй муравейники;
  6. 6+6 – не разоряй птичьи гнёзда;
  7. 7+5 – не оставляй мусор в лесу;
  8. 9+3 – не разжигай костёр.

– Ну, молодцы, вы справились с этим заданием, добро пожаловать в волшебный лес.

3. Сказочный лес

Учитель: – Вот мы и попали в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес. А кто же это на ветке дерева притаился? (Загадывает загадку).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(А. Рождественская)

(Ответы детей)

– Молодцы, конечно же, это белка!

Белка большую часть жизни проводит на деревьях. Быстро лазает, легко перепрыгивает с ветки на ветку, прыжками двигается по земле и быстро плавает. Белка очень запасливый зверёк. Неподалёку от своего дупла она устраивает кладовую, где хранит орехи, нанизывает на ветки деревьев грибы.

Эта запасливая хозяюшка предлагает вам выполнить задание: «Две белки нашли 16 грибов. По сколько грибов может взять себе каждая белка?» (На доске абак с кармашками, дети вставляют карточки с цифрами – состав числа 16).

4. Чистописание

– А теперь покажем белочке, как мы умеем красиво писать. Вспомним правила посадки при письме, положение тетради. Проведем минутку чистописания. Вспомните самое маленькое однозначное число (дети называют число, учитель на доске закрепляет карточку с цифрой 1). Как правильно написать цифру 1? Из скольких элементов состоит цифра 1?

(Вызванные ученики пишут цифру на доске с устным описанием её написания, а потом все пишут в тетрадях одну строчку цифры 1).

Белочка благодарит детей и путешествие продолжается.

5. Лесной хозяин

– Вдруг навстречу выходит… как вы думаете, кто? (Загадывает загадку)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

(Ответы детей)

– Да, ребята, конечно же, это медведь.

Несмотря на большие размеры и кажущуюся неуклюжесть, медведь передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу на спячку. Выходит в конце апреля – начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьев, любит мёд.

Решите задачу, которую задаёт медведь. (Учебник, задача №5, стр.4, подробный разбор задачи, краткая запись. Сильные ученики выполняют задачу самостоятельно, те, кто затрудняется, продолжают разбор с учителем (наглядная демонстрация)).

Дети записывают решение задачи в тетрадях.

6. Физминутка:

«Мишка шёл, шёл, шёл,
Мишка ягодку нашёл.
Вот какая ягодка,
На, дарю тебе!»

7. Чудесная поляна

Учитель: - Ребятки, посмотрите, какая чудесная поляна! А сколько здесь земляники! Давайте полакомимся.

Игра «Земляничная поляна». (На земляничках написаны примеры, чтобы съесть земляничку, надо их решить). Устно решают примеры из учебника: № 2, стр.4.

Отдохнули на полянке, подкрепились и пошли дальше.

8. А вот и озеро виднеется.

Но кто же это притаился за кустом?

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса…

Во время охоты лиса проявляет редкую сообразительность и осторожность. Она – хищница. Кто же её заинтересовал?

У озера утятки
Играют дружно в прятки.
Лиса близко притаилась,
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела –
разбегайтесь, кто – куда!

(Дети решают устно примеры, записанные на обороте фигурок утят, ответы записывают в тетрадях через запятую).

– Какое число самое маленькое?

– Какое число самое большое?

– Назовите соседей числа 14.

9 + 9 =…
7 + 7 =…
8 + 8 =…
6 + 6 =…

9. Физминутка:

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться –
Надо сильно потянуться!

10. Кто в кустах?

– Ребята, а это что за зверек промелькнул в кустах?

У него в полосках спинка,
Хвостик легкий как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Ф. Талызин)

Ответы детей.

– Правильно, ребята, это бурундук. А хотите узнать, где живёт бурундук? Вы узнаете это, выполнив такое задание: перед вами таблица и квадрат с числами. Вы должны вставить в пустую клеточку квадрата недостающее число, чтобы квадрат стал магическим (объяснение). Недостающее число укажет вам на правильный ответ.

Где живет бурундук? В норе В дупле В гнезде
5 7 3

 2  7  6
 9     1
 4  3  8

В отличие от белки, бурундук большую часть времени проводит на земле, быстро бегает, хорошо лазает на деревья. Питается ягодами, плодами, семенами кустарников, грибами, зелеными частями растений.

11. Карточки

А ещё бурундук принёс нам карточки с индивидуальными заданиями. (№3, стр.4, с последующей взаимопроверкой)

Молодцы, ребята! Нам пора возвращаться домой. Наше путешествие в волшебном лесу закончилось. Зверюшки благодарят вас!

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
В поле бабочки летают,
В небе кружат птицы,
Но пора вернуться в школу,
Надо нам учиться!

12. Выставление оценок. Итог урока.

13. Домашнее задание:

№6, №7, стр.4.