Тема проекта: “Кто раскрасил радугу”
Предмет: ознакомление с окружающим миром
Класс: 4
Возраст: 10 лет
Состав участников - одноклассный
Время работы над проектом: 2 недели
Форма работы: внеурочная
Тип проекта: исследовательский
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся
Цели обучения, развития, воспитания при работе над проектом:
- формирование навыков поисковой и исследовательской работы;
- развитие навыков проведения эксперимента;
- формирование навыков представления результатов работы;
- применение информационных технологий для презентации полученных результатов;
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
Информационно-техническое обеспечение:
- набор необходимого лабораторного оборудования;
- научно-популярные издания по занимательной химии;
Дополнительно привлекаемые специалисты: учитель физики
Проблема проекта – как появляется радуга и почему она разноцветная
Цель: исследовать природное явление радугу
Задачи (способы решения):
- осуществить поиск информации по обозначенной проблеме;
- осуществить планирование экспериментальной части проекта:
- подобрать необходимое оборудование в школьном кабинете физики;
- познакомиться и применить необходимые меры технической безопасности и защиты при проведении эксперимента;
- провести анализ полученных результатов;
- выбрать форму отчета о проделанной работе;
- представить отчет на лицейском Дне науки;
Работа над проектом
I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности. Роль учителя – направляющая.
II этап – поисковый и исследовательский – учащиеся собирают информацию о радуге, проводят опыты, готовят представление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная.
III этап – правильное оформление полученной информации. Роль учителя – обучающая.
IV этап – презентация проекта и его продукта. Роль учителя – сотрудничество.
Презентация проекта: презентация проведена на лицейском Дне науки, на котором присутствовали учащиеся, учителя.
Продукт проекта: мультимедийная компьютерная презентация.
Общие выводы:
Осуществление данного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, провести анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом
- узнали из дополнительной литературы о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная
- определили, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги
- нашли ответ на вопрос «Почему радугу так назвали?»
- познакомились со способом получения радуги в «домашних условиях»
КТО РАСКРАСИЛ РАДУГУ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Какого цвета свет
Радуга – одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над её природой. Древние греки думали, что радуга - это улыбка богини Ириды.
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали в дополнительной литературе. Вот, что мы узнали
Солнечный свет или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов.
В 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света».
На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Повторить опыт Ньютона может каждый школьник. Повторила этот опыт и я, но с искусственным источником света.
Наблюдение разложения света в спектр при прохождении его сквозь призму мы наблюдали в классе, используя призму и проектор.
Для этого мы “поймали” призмой белый луч и получили изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играл на стене всеми цветами радуги (эти разноцветные, яркие полоски и называют солнечным спектром). Так мы проникли в тайну луча, в которую 300 лет назад проник знаменитый английский учёный.
Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными, радужными.
Радуга – самый знаменитый, всем известный спектр.
Значит, чтобы появилась радуга, солнечному лучу надо пролететь сквозь призму?
Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга?
1.2. Как появляется радуга
Ничего странного здесь нет. Радуга – это просто, это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя.
Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто оказывается строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Все радуги — это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба.
Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». По первым буквам слов и вспоминают цвета.
Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе.
Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
1.3. Когда появляется радуга
Тогда возникает вопрос: почему мы не всегда во время дождя при солнце видим радугу?
- Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.
- Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя.
Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!
Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии!
Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.
А бывает ли радуга без дождя?
Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Опыт «Цвета радуги»
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт, который описан в книге «Большая книга экспериментов для школьников».
Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.
Ход опыта:
- Наполнили лоток водой
- Поставили зеркало с наклоном как показано на рисунке
- Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.
- Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.
В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.
Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
2.2. Реализация результатов исследовательской работы на практике
Возникает вопрос: как мы можем использовать полученные в ходе работы знания и умения?
Подрастают младшие братья и сёстры, мы поможем им узнать тайну солнечного луча, поможем разгадать и объяснить природное явление радугу.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный.
Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой. Но есть условия, при которых такое удивительное явление природы можно увидеть.
Мы познакомились со способом получения радуги в «домашних условиях».