Обобщающий урок-игра по теме "Класс млекопитающие"

Разделы: Биология


ЦЕЛИ:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;
  • Развить интерес и познавательную активность учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Задания для конкурсов;
  • Альбомные листы и карандаши;
  • Секундомер.

УСЛОВИЕ ИГРЫ: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки активно , работающим детям из каждой команды.

ХОД УРОКА

“Разминка”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

“Угадай, кто я?”

Вопрос для 1 команды:

- По ледяным Арктическим пустыням в тёплой белой шубе, которой не страшны -600 морозы, бродит это животное. Кто это? (белый медведь)

- Эти громадные животные населяют почти всю Африку от южной границы Сахары до южной оконечности континента и леса Индии, Юго-восточной Азии. Характерной их особенностью является наличие огромных ушей и вытянутый хобот. (слон)

Вопрос для 2 команды:

- На самом маленьком материке Австралии проживает этот забавный сумчатый медведь, который может всю жизнь довольствоваться пищей из листьев эвкалипта, никогда не пить воды и не спускаться с деревьев на землю. Что это за животное. (коала)

- Быстрый бег – единственное спасение для многих животных. Это самое быстрое животное, как вихрь проносящееся по степи, из семейства кошачьих. Скорость его может достигнуть 128 км/ч. Кто это? (гепард)

Вопрос для 3 команды:

- В лесах часто можно встретить красивого и ловкого зверька, который меняет свою шубку зимой с буровато-красной на беловато-серую. Любимые блюда – еловые, кедровые, сосновые шишки. Кто это? (белка)

- Это животное прекрасно существует без света. Глаза, как и уши у него плотно закрыты шерстью, передние лапы мощные, ладонями наружу (похожи на лопаты). Кто это? (крот)

“Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих.”

Вопрос для 1 команды:

- Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

- Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

- Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

“Я – чемпион!”

Вопрос для 1 команды:

- Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
- Какое летающее млекопитающее является самым маленьким? (Таиландская летучая мышь- шмель)

Вопрос для 2 команды:

- Какая обезьяна самая большая? (Человекообразная обезьяна горилла)
- Какое животное является самым высоким существом на земле? (Жираф)

Вопрос для 3 команды:

- Назовите самое крупное животное, обитающее в наши дни на Земле? (самка Синего кита)
- Назовите самых лучших прыгунов в высоту? (Дельфин – 6 м; пума и Африканский леопард – 5,5 м; Кенгуру – 3 м)

“Конкурс художников”

Условие: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику он продолжает рисовать, и т. д.до последнего члена команды.

“Выбери правильный ответ”

Вопрос для 1 команды:

- Когда спят кенгуру?

А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью.

- След какого зверя похож на человеческий?

А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды:

- Какой из этих медведей сумчатый?

А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала.

- Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога?

А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды:

- Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт)

А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды.

- Мех какого животного причислен к геральдическим знакам?

А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

“Игра – гусеница”

Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

“Игра – Шифровка”

Для передачи друг другу сообщений два разведчика придумали шифр. Контрразведке, удалось перехватить одно из сообщений. Какая информация зашифрована.

“Хищная корова хоботом и ластами грызёт насекомых, а рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку” (перечислены 11 групп млекопитающих отрядов хищные, парнокопытные, хоботные, ластоногие, грызуны, насекомоядные, рукокрылые, непарнокопытные, приматы, яйцекладущие, сумчатые)

“Ты мне – я тебе”

Условие: команды по очереди задают вопросы противоположным командам, если отвечающие дают не верный ответ баллы получает команда, задававшая вопрос.

“Животное – загадка”

Командам предлагают рисунок фантастического животного. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунка.

Ответ: (голова и уши зайца, клыки – моржа, тело – овцы, хвост – косули, передние ноги – собаки, задние ноги – слона)

Подведение итогов урока, выставление оценок.