Цель: формирование вычислительных навыков.
Задачи:
- закрепить знания нумерации чисел в пределах 20;
- совершенствовать навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20;
- совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
- развивать логическое мышление, математическую речь;
- воспитывать самостоятельность.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: рисунки планет, ракет, домиков, карта путешествия, наборы геометрических фигур (индивидуальные), сигнальные карточки, карточки с заданиями, перфокарточки, схемы-опоры.
См. Приложение
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме “Сложение и вычитание в пределах 20”.
– Скажите имя и фамилию человека, который первый полетел в космос.
– А кто из вас мечтает побывать на космическом корабле и увидеть нашу Землю из космоса?
– Все хотели бы? Замечательно. Но сначала мы должны доказать что готовы стать космонавтами. Это мы проверим, когда выполним задания:
3. Устный счет
– Запишите число, в котором 6 д. 4 ед., 3 д. 7 ед., 8 д.
– Сколько десятков и единиц в числах: 46, 72, 29.
Игра “Рассели числа в домики”. Состав чисел 11, 12, 13. <Рисунок 4>.
Игра “Математическая цепочка”. <Рисунок 3>.
Занимательная рамка. <Рисунок 1>.
– В кружках этой рамки расставьте цифры так, чтобы сумма их на каждой стороне составила число 12.
Магический квадрат. <Рисунок 2>.
– Какой квадрат называется магическим?
(В таких квадратах сумма по строкам, столбцам и с угла на угол равна.)
– Проверьте, является ли этот квадрат магическим?
Игра “Молчанка”
Учитель показывает карточку с примером на “Сложение и вычитание”, а учащиеся поднимают карточку с числом (ответом).
– Молодцы! Вы доказали, что могли бы стать космонавтами, но нам нужно выбрать маршрут нашего путешествия. Для этого решим круговые примеры. Маршрут известен, ракета готова, знания есть.
– Первая станция “Яблочная”.
– На старт! 3, 2, 1. Пуск!
4. Повторение и закрепление пройденного материала
– Планета “Яблочная”.
– Кто хотел бы попробовать яблочко с этой планеты? Мы сможем взять яблочко, если выполним два задания.
1). Запишите числовое выражение, прочитайте его правильно и решите его.
(9 +5) – 7 =
(12 – 4) + 9 =
( 14 – 7) + 5 =
(14 – 9) + 7 =
7 + (12 – 6) =
5 + (12 – 3) =
2). Проверьте правильность вычислений.
8 + 6 – 4 = 9
6 + 5 – 3 = 9
18 – 9 + 4 = 12
– Молодцы! Берем яблоко и летим дальше.
– Следующая планета “Морковия”. На старт! 3, 2, 1. Пуск!
– Планета “Морковия”.
– Кто хотел бы попробовать с этой планеты морковку?
– Открываем конструкторское бюро.
Работа в парах
– Из набора геометрических фигур постройте космическую ракету.
– Из каких геометрических фигур состоит ракета?
– Запишите числа, которые написаны на геометрических фигурах в порядке возрастания.
– Проверим.
– Составьте из этих чисел три примера на сложение. Проверяем.
– Молодцы. Убрали геометрические фигуры в конверты.
– Следующая планета “ Музыкальная”.
5. Физкультминутка
Под музыку дети исполняют танец “Кря-кря”.
Гимнастика для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
- В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на 1–4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводится упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вниз, вверх. Повторить 3–4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6. Затем налево-вверх – направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6.
– Следующее созвездие “Озадаченное”.
– Мы сможем взять звездочку на память об этом созвездии, если правильно выполним задание.
–Составьте задачу по схеме и решите ее.
– Измените, вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.
– Молодцы!
– Следующая планета “Земля”. На старт! 3, 2, 1. Пуск!
– Планета “Земля”.
– Благодаря дружной работе мы снова на земле.
– Пока нас не было, к нам пришла почта.
Игра “Почтальон”
Кто стучится в дверь ко мне.
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Лувеньгский почтальон.
– На партах домики с номерами. Выбираем почтальонов. Они, решая на конверте пример, доставляют почту – задание адресату. Самостоятельная работа. (Перфокарты).
Обменяйтесь листочками, проверьте работу товарища и оцените ее.
(Дети показывают сигнальные карточки. Зеленый – без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибок.)
6. Итог урока
– Для чего надо знать таблицу сложения и вычитания?