Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме " Наш родной язык"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цели:

  • повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
  • продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически формулировать свои мысли, связно излагать материал, закрепить навыки работы со справочной литературой;
  • способствовать расширению представлений учащихся о многообразии русского языка.

Задачи:

  • Закрепить умения учащихся видеть содержательные, структурные особенности слов русского языка;
  • Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти, коммуникативных навыков;
  • Создать условия для формирования толерантности, умения искать и находить нужные решения, упорства в достижении поставленной цели.
  • Показать средства художественной выразительности при составлении и написании письма;
  • Создать условия для раскрыть внутреннее “я” при выступлении, формирования общей культуры обучающихся, расширения их кругозора, знаний о родном языке;
  • Создать условия для развития лингвистических способности учащихся и их познавательной активности;
  • Закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

Предполагаемый результат работы:

1. Прийти к выводу, что

  • слова русского языка по своей структуре и лексическому значению очень интересны;
  • Для объяснения лексического значения многих слов необходимы разносторонние знания

2. Интерес к изучению родного языка повысится, появится необходимость обращения к дополнительной литературе.

Оборудование:

  • Высказывание И. Тургенева
  • Мультимедийная установка, презентация (Приложение 1);
  • Дорожки красного, жёлтого, зелёного цвета;
  • Листы формата А-4, шариковые ручки;
  • Стенд с сочинениями учащихся на тему: “Великий и могучий…”;
  • Выставка книг о русском языке.

Участники: учащиеся 5–7-х классов.

Краткий план мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя: сообщение целей и предполагаемого результата.
  3. Выбор участников игры.
  4. Пролог(выбор дорожки).
  5. Игра на дорожках.
  6. Чтение стихотворений о родном языке.
  7. Подведение итогов, награждение победителей.
  8. Интервью с победителем.

Предварительная подготовка: формируются жюри, подготовка дорожек, отбор участников игры, подготовка чтецов, отбор стихотворений, написание сочинений, оформление стенда, выставки.

Система начисления очков: жюри в составе учителей и старшеклассников оценивают правильность, полноту и грамотность оформления ответа, принимает решение о переходе участника в следующий тур.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создать проблемную ситуацию для продуктивной работы.
  • Сообщение целей, предполагаемого результата;
  • Организовать отбор учащихся для игры на дорожках;
  • Озвучивать вопросы игры;
  • Давать правильные ответы;
  • Работать с презентацией,
  • Организовать выступление чтецов,
  • Следить за отведённым временем для определённого вида деятельности;
  • Помочь учащимся самостоятельно подвести итог мероприятия.
Понять цели урока и включиться в творческую деятельность.

Грамотно, логично, обдуманно отвечать на вопросы.

Исследовать текст и сделать определённые выводы для расстановки ударений в словах.

Применить ранее полученные знания на практике.

Уметь логически размышлять и выстраивать ответы.

Сделать выводы по мероприятию с помощью учителя.

Ход игры

Вступительное слово учителя:

И.С. Тургенев сказал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками... Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!” (Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами обратимся к истории нашего русского языка и попробуем узнать некоторые интересные факты о словах, которые встречаются нам практически каждый день. Наша игра называется “Умники и умницы” и является прототипом одноименной телевизионной игры. Я вам напомню правила. Сначала мы отберём трёх участников, затем они выберут дорожку и будут отвечать на вопросы. Красная дорожка – два этапа, но ошибаться нельзя. Жёлтая – три этапа, один раз можно ошибиться. Зелёная – четыре этапа, два раза можно ошибиться. А определять правильность ответов поможет нам уважаемое жюри. (Представление жюри)

Тема нашей игры: “Наш родной язык” (Слайд 3)

Выбор участников:

присутствующие должны объяснить значение слова перо в данных примерах, жюри определяет правильность, полноту, логичность ответов. (Слайд 4)

Пишут не пером, а умом.

Теперь жди, когда исчезнет чёрная пахота, а потом пшеница в несколько зорь даст густо-зелёное перо, а там начнёт и колосится.

Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Пролог. Выбор дорожки.

В русском языке есть слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Как в сказке: поставишь ударение на одном слоге – назовёшь один предмет, перенесёшь ударение на другой слог – предмет назовёшь другой. Поэт Я. Козловский написал шуточное стихотворение с такими словами. Слушаем первое задание. Расставьте ударения в подчёркнутых словах. (Листы, ручки на столах)

(Слайд 5)

На двери замка
Нет замка,
Живёт щегол здесь
Первый щеголь,
И утром белка
Из белка
Ему взбивает гоголь-моголь.

Проверка. (Слайд 6)

На двери замка
Нет замка,
Живёт щегол здесь
Первый щеголь,
И утром белка
Из белка
Ему взбивает гоголь-моголь.

Задание второе: объясните, почему каждому образованному человеку в России необходимо знание русского языки, его правил и норм? ( 2–3 минуты на подготовку.)

Высказывания участников игры.

Объявление результатов. Выбор дорожки.

Игра на дорожках.

Участники выбирают ключевые слова, слушают вопрос и отвечают (если не отвечает игрок, отвечают зрители и получают ордена). (Слайд № 7)

Птицы, мать-и-мачеха, колокольчик, свежий, сыроежка, кораблики, алмаз, братья, цвет, гладиолусы.

Птицы                      . Знаете ли вы, что многие птицы получили название по их крику или по цвету оперения. Иногда об этом нетрудно самому догадаться, только надо немного подумать над словом, а иногда приходится обращаться к словарям, в которых говорится о происхождении слов, их истории. Как вы могли бы объяснить название птиц: кукушка, грач, скворец. (Кукушка кричит: “Ку-ку! Ку-ку!” Вот и назвали ее кукушкою. Слова грач и скворец составлены из звуков, которые издают эти птицы. “Гра-гра!” – кричат' грачи. “Сквор-сквор,” – поют скворцы.

Мать-и-мачеха                      .На глинистых склонах оврагов, на косогорах, лесных опушках уже в середине апреля раскрылись навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. Цветы сидят на безлистных чешуйчатых стебельках. Лишь после цветения появляются сердцевидные листья мать-и-мачехи. Пощупайте их – снизу они теплые и мягкие, сверху – холодные. Ответьте, почему этот цветок так назвали? ( Мать-и-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелеными листьями ... Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зеленые, но холодные. Это мачеха.)

Колокольчик                      . Растет в лесу цветок, голубой, как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке'. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается. “ Кап-кап, динь-динь,”- звенят капельки, ударяясь о траву. Птицы слышат это и начинают щебетать: “Утро, утро наступило!” А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Вопрос:Какого цвета колокольчик? С чем сравнивается колокольчик? Почему о цветке колокольчика говорят, что он звенит? ( ответ по тексту)

Свежий                      . Одинаково ли значение слова свежий в сочетаниях: свежий ветер – свежая рыба – свежая булка – свежая рубашка – свежая газета? Как называются слова, имеющие несколько значений? (участник объясняет значение слова свежий в каждом словосочетании, делает вывод, что значения неодинаковые, отвечает на вопрос)

Сыроежка                      . Через лесное оконце открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами – пень, и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой. Вдруг вижу – слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки носиком – тюк в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла. (М. Прuшвuн)

Объясните, почему сыроежку так назвали? (ответ-объяснение с использованием текста)

Кораблики                      . Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Желтые, красные, оранжевые – целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно, горделиво! Большой еще запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (Д. Кайгародов)

Почему листья сравниваются с корабликами? (ответ-объяснение с использованием текста)

Гладиолусы                      . Осенью в садах красуются гладиолусы с крупными цветами разных нежных оттенков, и их сорта носят столь же красивые названия: “Тихий дон”; “Снежная лавина”, “Снегурочка”.

Скажите, каков, по вашему мнению, цвет гладиолусов, о которых говорится в отрывке? (ответы-объяснения с использованием сравнения).

Цвет                      . Какие цвета взяли свое название от следующих предметов:

1. Цвет оперения шейки голубя. 2. Цвет плодов каштана. 3. Цвет корицы. 4. Цвет сирени. 5. Цвет апельсина. 6. Цвет фиалки. ( Голубой, каштановый, коричневый, сиреневый, оранжевый, фиолетовый)

Братья                      . О каких братьях говорится в загадке?

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.

Назовите всех этих братьев и объясните, почему их так назвали (2–3 названия месяцев объяснить.)

Алмаз                      . Алмаз – драгоценный прозрачный камень, отличается особым блеском и необыкновенной твердостью. Алмаз ограненный и отшлифованный, называется бриллиантом. О стойком человеке говорят: Он тверд, как алмаз. Свой глаз – алмаз. Алмаз алмазом режется. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(В образной речи алмазом называют то, что сияет, блестит, искрится, переливается всеми цветами, является твёрдым и точным.)

Подведение итогов.

Награждение победителя.

Награждение зрителя, набравшего наибольшее количество орденов.

Интервью с победителем.

Победителю предлагается ответить на вопросы о роли русского языка, о необходимости каждодневного совершенствования знаний по русскому языку, о величии родного языка.

Заключительный этап.

Чтение стихотворений о родном языке (на выбор учителя).

Слово учителя: вот и подошла к концу наша игра, каждый сделал для себя определённые выводы о нашем великом и могучем языке. Я надеюсь, что вы узнали для себя сегодня что-то новое, поняли, русский язык многогранен, что его изучением необходимо заниматься постоянно. Всего доброго! До новых встреч!

 Используемая литература:

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1989.
  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М-Л., Просвещение, 1966.
  3. Введенская Л.А. Наш родной язык. М., Просвещение, 1998.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
  5. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. М., 1998.
  6. Чкаников И. Игры со словами. М., 1985.