Цели:
- повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
- продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически формулировать свои мысли, связно излагать материал, закрепить навыки работы со справочной литературой;
- способствовать расширению представлений учащихся о многообразии русского языка.
Задачи:
- Закрепить умения учащихся видеть содержательные, структурные особенности слов русского языка;
- Создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти, коммуникативных навыков;
- Создать условия для формирования толерантности, умения искать и находить нужные решения, упорства в достижении поставленной цели.
- Показать средства художественной выразительности при составлении и написании письма;
- Создать условия для раскрыть внутреннее “я” при выступлении, формирования общей культуры обучающихся, расширения их кругозора, знаний о родном языке;
- Создать условия для развития лингвистических способности учащихся и их познавательной активности;
- Закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Предполагаемый результат работы:
1. Прийти к выводу, что
- слова русского языка по своей структуре и лексическому значению очень интересны;
- Для объяснения лексического значения многих слов необходимы разносторонние знания
2. Интерес к изучению родного языка повысится, появится необходимость обращения к дополнительной литературе.
Оборудование:
- Высказывание И. Тургенева
- Мультимедийная установка, презентация (Приложение 1);
- Дорожки красного, жёлтого, зелёного цвета;
- Листы формата А-4, шариковые ручки;
- Стенд с сочинениями учащихся на тему: “Великий и могучий…”;
- Выставка книг о русском языке.
Участники: учащиеся 5–7-х классов.
Краткий план мероприятия:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя: сообщение целей и предполагаемого результата.
- Выбор участников игры.
- Пролог(выбор дорожки).
- Игра на дорожках.
- Чтение стихотворений о родном языке.
- Подведение итогов, награждение победителей.
- Интервью с победителем.
Предварительная подготовка: формируются жюри, подготовка дорожек, отбор участников игры, подготовка чтецов, отбор стихотворений, написание сочинений, оформление стенда, выставки.
Система начисления очков: жюри в составе учителей и старшеклассников оценивают правильность, полноту и грамотность оформления ответа, принимает решение о переходе участника в следующий тур.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создать проблемную ситуацию для
продуктивной работы.
|
Понять цели урока и включиться в
творческую деятельность. Грамотно, логично, обдуманно отвечать на вопросы. Исследовать текст и сделать определённые выводы для расстановки ударений в словах. Применить ранее полученные знания на практике. Уметь логически размышлять и выстраивать ответы. Сделать выводы по мероприятию с помощью учителя. |
Вступительное слово учителя:
И.С. Тургенев сказал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками... Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!” (Слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами обратимся к истории нашего русского языка и попробуем узнать некоторые интересные факты о словах, которые встречаются нам практически каждый день. Наша игра называется “Умники и умницы” и является прототипом одноименной телевизионной игры. Я вам напомню правила. Сначала мы отберём трёх участников, затем они выберут дорожку и будут отвечать на вопросы. Красная дорожка – два этапа, но ошибаться нельзя. Жёлтая – три этапа, один раз можно ошибиться. Зелёная – четыре этапа, два раза можно ошибиться. А определять правильность ответов поможет нам уважаемое жюри. (Представление жюри)
Тема нашей игры: “Наш родной язык” (Слайд 3)
Выбор участников:
присутствующие должны объяснить значение слова перо в данных примерах, жюри определяет правильность, полноту, логичность ответов. (Слайд 4)
Пишут не пером, а умом.
Теперь жди, когда исчезнет чёрная пахота, а потом пшеница в несколько зорь даст густо-зелёное перо, а там начнёт и колосится.
Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.
Пролог. Выбор дорожки.
В русском языке есть слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Как в сказке: поставишь ударение на одном слоге – назовёшь один предмет, перенесёшь ударение на другой слог – предмет назовёшь другой. Поэт Я. Козловский написал шуточное стихотворение с такими словами. Слушаем первое задание. Расставьте ударения в подчёркнутых словах. (Листы, ручки на столах)
(Слайд 5) На двери замка |
Проверка. (Слайд 6) На двери замка |
Задание второе: объясните, почему каждому образованному человеку в России необходимо знание русского языки, его правил и норм? ( 2–3 минуты на подготовку.)
Высказывания участников игры.
Объявление результатов. Выбор дорожки.
Игра на дорожках.
Участники выбирают ключевые слова, слушают вопрос и отвечают (если не отвечает игрок, отвечают зрители и получают ордена). (Слайд № 7)
Птицы, мать-и-мачеха, колокольчик, свежий, сыроежка, кораблики, алмаз, братья, цвет, гладиолусы.
Птицы . Знаете ли вы, что многие птицы получили название по их крику или по цвету оперения. Иногда об этом нетрудно самому догадаться, только надо немного подумать над словом, а иногда приходится обращаться к словарям, в которых говорится о происхождении слов, их истории. Как вы могли бы объяснить название птиц: кукушка, грач, скворец. (Кукушка кричит: “Ку-ку! Ку-ку!” Вот и назвали ее кукушкою. Слова грач и скворец составлены из звуков, которые издают эти птицы. “Гра-гра!” – кричат' грачи. “Сквор-сквор,” – поют скворцы.
Мать-и-мачеха .На глинистых склонах оврагов, на косогорах, лесных опушках уже в середине апреля раскрылись навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. Цветы сидят на безлистных чешуйчатых стебельках. Лишь после цветения появляются сердцевидные листья мать-и-мачехи. Пощупайте их – снизу они теплые и мягкие, сверху – холодные. Ответьте, почему этот цветок так назвали? ( Мать-и-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелеными листьями ... Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зеленые, но холодные. Это мачеха.)
Колокольчик . Растет в лесу цветок, голубой, как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке'. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается. “ Кап-кап, динь-динь,”- звенят капельки, ударяясь о траву. Птицы слышат это и начинают щебетать: “Утро, утро наступило!” А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Вопрос:Какого цвета колокольчик? С чем сравнивается колокольчик? Почему о цветке колокольчика говорят, что он звенит? ( ответ по тексту)
Свежий . Одинаково ли значение слова свежий в сочетаниях: свежий ветер – свежая рыба – свежая булка – свежая рубашка – свежая газета? Как называются слова, имеющие несколько значений? (участник объясняет значение слова свежий в каждом словосочетании, делает вывод, что значения неодинаковые, отвечает на вопрос)
Сыроежка . Через лесное оконце открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами – пень, и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой. Вдруг вижу – слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки носиком – тюк в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла. (М. Прuшвuн)
Объясните, почему сыроежку так назвали? (ответ-объяснение с использованием текста)
Кораблики . Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Желтые, красные, оранжевые – целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно, горделиво! Большой еще запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (Д. Кайгародов)
Почему листья сравниваются с корабликами? (ответ-объяснение с использованием текста)
Гладиолусы . Осенью в садах красуются гладиолусы с крупными цветами разных нежных оттенков, и их сорта носят столь же красивые названия: “Тихий дон”; “Снежная лавина”, “Снегурочка”.
Скажите, каков, по вашему мнению, цвет гладиолусов, о которых говорится в отрывке? (ответы-объяснения с использованием сравнения).
Цвет . Какие цвета взяли свое название от следующих предметов:
1. Цвет оперения шейки голубя. 2. Цвет плодов каштана. 3. Цвет корицы. 4. Цвет сирени. 5. Цвет апельсина. 6. Цвет фиалки. ( Голубой, каштановый, коричневый, сиреневый, оранжевый, фиолетовый)
Братья . О каких братьях говорится в загадке?
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
Назовите всех этих братьев и объясните, почему их так назвали (2–3 названия месяцев объяснить.)
Алмаз . Алмаз – драгоценный прозрачный камень, отличается особым блеском и необыкновенной твердостью. Алмаз ограненный и отшлифованный, называется бриллиантом. О стойком человеке говорят: Он тверд, как алмаз. Свой глаз – алмаз. Алмаз алмазом режется. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(В образной речи алмазом называют то, что сияет, блестит, искрится, переливается всеми цветами, является твёрдым и точным.)
Подведение итогов.
Награждение победителя.
Награждение зрителя, набравшего наибольшее количество орденов.
Интервью с победителем.
Победителю предлагается ответить на вопросы о роли русского языка, о необходимости каждодневного совершенствования знаний по русскому языку, о величии родного языка.
Заключительный этап.
Чтение стихотворений о родном языке (на выбор учителя).
Слово учителя: вот и подошла к концу наша игра, каждый сделал для себя определённые выводы о нашем великом и могучем языке. Я надеюсь, что вы узнали для себя сегодня что-то новое, поняли, русский язык многогранен, что его изучением необходимо заниматься постоянно. Всего доброго! До новых встреч!
Используемая литература:
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1989.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М-Л., Просвещение, 1966.
- Введенская Л.А. Наш родной язык. М., Просвещение, 1998.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. М., 1998.
- Чкаников И. Игры со словами. М., 1985.