Девиз урока:
“Всякое вещество от самого простого до самого сложного имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: состав, строение, свойства”.
Б.М.Кедров
Цели:
- развивающие: развитие познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей личности, приобретение навыков самостоятельной работы в микрогруппах, раскрытие творческого потенциала ученика; усвоение операций сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и систематизации;
- обучающие: всесторонне исследовать и изучить этиловый спирт (строение, физические и химические свойства, получение и применение)
- воспитывающие: воспитание целеустремленности, активности в приобретении знаний, любознательности, творчества и аккуратности в выполнении задания.
Активизация внимания. Учитель предлагает классу поиграть в игру на внимание “Найди меня”. На переносной доске в таблице написаны буквы, за две секунды вам нужно запомнить порядок написания букв и повторить их. После того как дети посмотрели на доску, я ее убираю. Затем учащиеся работают в своих карточках, после чего я опять показываю эту табличку и проверяю правильность написания букв. Так как такие игры я провожу очень часто, то дети стараются не только запомнить порядок написания букв, но и ищут ключевое слово. (КИСЛОРОД).
Л | С | И | К |
О | Р | О | Д |
Ход урока
1. Мотивация
Актуализация знаний
Закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. Показываю карточку: С Н .
Слово “кислород” было использовано для активизации внимания не случайно.
На сегодняшнем уроке мы начнем изучать соединения, в состав которых, кроме углерода и водорода, входит кислород. Показываю карточку: С Н О .
Эти соединения объединяются под общим названием кислородосодержащие.
Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса, а какого, вы узнаете, отгадав загадку:
Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты.
А называемся … (спирты)
Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса спиртов.
2. Объявление темы и цели урока
Историческая справка:
“Еще в 4 веке до н.э. люди умели приготавливать напитки, содержащие винный спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых или ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В 11 веке алхимики обнаружили, что при нагревании вина образуются пары летучего вещества, которые при охлаждении конденсируются в жидкость со жгучим вкусом. В средние века винный спирт считался одним из сильнейших лекарственных средств, одно из его названий “жизненная вода”. Впервые в 15 веке слово “алкоголь” применил к этиловому спирту основатель иатрохимии Теофраст Парацельс. В 18 веке А.Лавуазье установил, что в состав этанола входят углерод, водород и кислород. Молекулярную формулу этилового спирта определил в 1833 году Й. Берцелиус”.
Учитель. Спирты – это обширный класс органических соединений. Но мы сегодня начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты.
Спирты являются производными предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.
Общая формула веществ этого ряда Сn Н2n+1ОН, или R – ОН
Согласно систематической номенклатуре названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – ол
Все ли слова в теме урока вам понятны?
Ученики спрашивают:
– Почему называют эти спирты предельными? – Какие спирты называют одноатомными? (Те, которые содержат одну гидроксогруппу).– Правильно, по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные.
Зная качественный состав формулы спирта, давайте сами попробуем вычислить количественный состав первых трех представителей гомологического ряда спиртов и дать им название.
На магнитной доске расположены карточки с формулами веществ: С6Н6, С2Н5ОН, СН4, С3Н7ОН, С4Н10, С2Н2, СН3ОН, С2Н4, С4Н9ОН. Ответом на вашу задачу будет одна из карточек, расположенная на магнитной доске.
У доски работают три ученика:
- Массовая доля кислорода в составе предельного одноатомного спирта равна 0,5.Определите формулу спирта. Ответ: СН3ОН.
- При сгорании 0,1 моль предельного одноатомного спирта было затрачено 6,72л кислорода (н.у.). Определите формулу спирта. Ответ: С2Н5ОН
- При взаимодействии предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 11,2л (н.у.) водорода и образовалось 82г алкоголята натрия. Определите формулу спирта. Ответ: С3Н7ОН,
Карточки с ответами учащиеся располагают в колонку:
СН3ОН.
С2Н5ОН
С3Н7ОН,
Учитель. Из карточек вы составили гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Какие вещества называются гомологами? (Гомологами называются вещества, имеющие разный количественный состав, но одинаковые химические свойства.)
– Сегодня на уроке мы с вами самостоятельно изучим свойства одноатомных спиртов.
Для этого я вам предлагаю план исследования этого вещества:
- физические свойства
- химические свойства
- способы получения
- области применения
- влияние на организм
Класс разбивается на группы, каждая работает над своим пунктом плана.
- ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Определить основные характеристики физических свойств: цвет, прозрачность, плотность, растворимость в воде, температуры кипения и замерзания.
“Почему в гомологическом ряду одноатомных спиртов нет газообразных веществ? Чем объясняется большая растворимость этанола в воде? Почему при смешивании одинаковых объёмов этанола и воды, объём раствора уменьшается?”
- ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Этанол может вступать в реакции: с активными металлами, галогенводородами,
кислородом. Запишите уравнения химических реакций в отчёте:
С2Н5ОН + Na;
+ НВr;
+ О2;
- ПОЛУЧЕНИЕ ЭТАНОЛА
Для получения этанола можно использовать:
1. Реакцию гидратации этилена:
C2H4 + H2O = С2Н5ОН
2. При пропускании смеси паров этаналя с водородом над никелевым катализатором :
СН3СОН + Н2 = С2Н5ОН
3. Спиртовое брожение под действием ферментов:
С6Н12О6 = 2С2Н5ОН +2 СО2
- ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА
Этанол может использоваться как топливо ( в т.ч. для ракетных двигателей).
Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии)
- ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах. Особенно ядовит метиловый спирт: 5–10 мл спирта вызывают слепоту и сильное отравление организма, а 30 мл могут привести к смертельному исходу. Этиловый спирт – наркотик. При приеме внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм.
Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается реакция. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.
Например: при употреблении 100 грамм пива ориентировочно погибает 3000 клеток мозга, 100 грамм вина – 5000, 100 грамм водки – 7500 клеток.
За годы у пьющего человека погибает миллион клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая все системы органов без исключения. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет.
Лабораторный опыт
“Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”
Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, воздействуют на организм подростка.
Методика: в стакан приливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид вареного.
Следствия употребления алкоголя могут быть и более глубокими. При частом потреблении появляется привыкание, пагубное пристрастие к нему и, в конце концов, тяжелое заболевание – алкоголизм. Спиртом поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что может вести к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Печень, где должно происходить разрушение спирта, не справляясь с нагрузкой, начинает перерождаться, в результате возникает цирроз. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, так как в растущем организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, а они особенно чувствительны к токсическому воздействию. Поэтому у молодежи быстрее, чем у взрослых, может появиться алкоголизм.
3. Этап: оценочно-рефлексивный
Каждая группа учащихся оценивает свою исследовательскую деятельность на уроке, доводит до сведения класса результаты исследования, подводится итог урока, где я отмечаю, что ребята выполнили исследовательскую задачу, сумели спрогнозировать и доказать особенности строения, свойства, получение и применения столь важного вещества как этанол. Решили сложные проблемные вопросы по своей теме. Поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок и эксперимента.
В конце урока учитель выставляет оценки каждой группе.
4. Закрепление
Самостоятельная работа (дифференцированная)
1. Осуществите превращения:
Метан – ацетилен – этан – хлорэтан – этанол – этилен
2. Решим задачу:
Задача. При дегидратации одноатомного спирта получили углеводород этиленового ряда, 14 г которого способны реагировать с 40 г брома. Определите этот спирт.
Ответ: C4H9OH, бутанол.
3. Выполним упражнение:
Подчеркните химические формулы предельных одноатомных спиртов:
СН3ОН, С2Н5ОН, СН2 = СНСН2ОН, СН ССН2ОН, С3Н7ОН,
СН3СНО, С6Н5СН2ОН, С4Н9ОН, С2Н5ОС2Н5, НОСН2СН2ОН.
4. Тест (проверочные слова: молодцы, успехов).
1 вариант | 2 вариант |
1. Какие из предложенных веществ относятся к классу
спиртов:
2. Этанол относится к спиртам:
3. С какими из перечисленных веществ взаимодействует этанол:
4. Какое вещество образуется при нагревании этилового спирта до температуры выше в присутствии концентрированной серной кислоты?
5. Водород выделяется в реакции ...
6. Спирты имеют окончание:
7. Выделите области применения этанола:
|
1. Водород выделяется в реакции ...
2. Этанол относится к спиртам:
3. Выделите области применения этанола:
4. С какими из перечисленных веществ взаимодействует этанол:
5. Какие из предложенных веществ относятся к классу спиртов:
6. Какое вещество образуется при нагревании этилового спирта до температуры выше в присутствии концентрированной серной кислоты?
7. Спирты имеют окончание:
|
V. Оценочный этап
Оценивается и комментируется деятельность каждого ученика.
Домашнее задание
Прочитайте параграф 24–25 и выполните № 1, 2 с. 116 (все).
№ 12*, 17* (по желанию).
Рефлексия
– Какую мы цель ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Чему вы научились? Были ли моменты непонимания? Смогли мы их разрешить в ходе разговора? Было ли результативным наше сотрудничество? Урок завершен, спасибо за сотрудничество.
Библиография
- Большой справочник для школьников. Химия. Е.А. Алферова. М.: Дрофа, 1998.
- Настольная книга для учителя химии. О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2004.
- В помощь школьному учителю. М.Ю. Горковенко. М.: ВАКО, 2006.
- Научно-методический журнал “Химия в школе”.
- Учебно-медодическая и научно-популярная газета для преподавателей химии. Газета “Химия”, Издательский дом "Первое сентября".