Урок изучения новой темы "Эталон – представитель предельных одноатомных спиртов"

Разделы: Химия


Девиз урока:

“Всякое вещество от самого простого до самого сложного имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: состав, строение, свойства”.

Б.М.Кедров

Цели:

  • развивающие: развитие познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей личности, приобретение навыков самостоятельной работы в микрогруппах, раскрытие творческого потенциала ученика; усвоение операций сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и систематизации;
  • обучающие: всесторонне исследовать и изучить этиловый спирт (строение, физические и химические свойства, получение и применение)
  • воспитывающие: воспитание целеустремленности, активности в приобретении знаний, любознательности, творчества и аккуратности в выполнении задания.

Активизация внимания. Учитель предлагает классу поиграть в игру на внимание “Найди меня”. На переносной доске в таблице написаны буквы, за две секунды вам нужно запомнить порядок написания букв и повторить их. После того как дети посмотрели на доску, я ее убираю. Затем учащиеся работают в своих карточках, после чего я опять показываю эту табличку и проверяю правильность написания букв. Так как такие игры я провожу очень часто, то дети стараются не только запомнить порядок написания букв, но и ищут ключевое слово. (КИСЛОРОД).

Л С И К
О Р О Д

Ход урока

1. Мотивация

Актуализация знаний

Закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. Показываю карточку: С Н .

Слово “кислород” было использовано для активизации внимания не случайно.

На сегодняшнем уроке мы начнем изучать соединения, в состав которых, кроме углерода и водорода, входит кислород. Показываю карточку: С Н О .

Эти соединения объединяются под общим названием кислородосодержащие.

Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса, а какого, вы узнаете, отгадав загадку:

Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты.
А называемся … (спирты)

Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса спиртов.

2. Объявление темы и цели урока

Историческая справка:

“Еще в 4 веке до н.э. люди умели приготавливать напитки, содержащие винный спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых или ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В 11 веке алхимики обнаружили, что при нагревании вина образуются пары летучего вещества, которые при охлаждении конденсируются в жидкость со жгучим вкусом. В средние века винный спирт считался одним из сильнейших лекарственных средств, одно из его названий “жизненная вода”. Впервые в 15 веке слово “алкоголь” применил к этиловому спирту основатель иатрохимии Теофраст Парацельс. В 18 веке А.Лавуазье установил, что в состав этанола входят углерод, водород и кислород. Молекулярную формулу этилового спирта определил в 1833 году Й. Берцелиус”.

Учитель. Спирты – это обширный класс органических соединений. Но мы сегодня начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты.

Спирты являются производными предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Общая формула веществ этого ряда Сn Н2n+1ОН, или R – ОН

Согласно систематической номенклатуре названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – ол

Все ли слова в теме урока вам понятны?

Ученики спрашивают:

– Почему называют эти спирты предельными? – Какие спирты называют одноатомными? (Те, которые содержат одну гидроксогруппу).– Правильно, по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные.

Зная качественный состав формулы спирта, давайте сами попробуем вычислить количественный состав первых трех представителей гомологического ряда спиртов и дать им название.

На магнитной доске расположены карточки с формулами веществ: С6Н6, С2Н5ОН, СН4, С3Н7ОН, С4Н10, С2Н2, СН3ОН, С2Н4, С4Н9ОН. Ответом на вашу задачу будет одна из карточек, расположенная на магнитной доске.

У доски работают три ученика:

  1. Массовая доля кислорода в составе предельного одноатомного спирта равна 0,5.Определите формулу спирта. Ответ: СН3ОН.
  2. При сгорании 0,1 моль предельного одноатомного спирта было затрачено 6,72л кислорода (н.у.). Определите формулу спирта. Ответ: С2Н5ОН
  3. При взаимодействии предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 11,2л (н.у.) водорода и образовалось 82г алкоголята натрия. Определите формулу спирта. Ответ: С3Н7ОН,

Карточки с ответами учащиеся располагают в колонку:

СН3ОН.
С2Н5ОН
С3Н7ОН,

Учитель. Из карточек вы составили гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Какие вещества называются гомологами? (Гомологами называются вещества, имеющие разный количественный состав, но одинаковые химические свойства.)

– Сегодня на уроке мы с вами самостоятельно изучим свойства одноатомных спиртов.

Для этого я вам предлагаю план исследования этого вещества:

  1. физические свойства
  2. химические свойства
  3. способы получения
  4. области применения
  5. влияние на организм

Класс разбивается на группы, каждая работает над своим пунктом плана.

  • ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (работа 1 группы)

Определить основные характеристики физических свойств: цвет, прозрачность, плотность, растворимость в воде, температуры кипения и замерзания.

“Почему в гомологическом ряду одноатомных спиртов нет газообразных веществ? Чем объясняется большая растворимость этанола в воде? Почему при смешивании одинаковых объёмов этанола и воды, объём раствора уменьшается?”

  • ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (2 группа)

Этанол может вступать в реакции: с активными металлами, галогенводородами,

кислородом. Запишите уравнения химических реакций в отчёте:

С2Н5ОН + Na;
                + НВr;
                + О2;

  • ПОЛУЧЕНИЕ ЭТАНОЛА (3 группа)

Для получения этанола можно использовать:

1. Реакцию гидратации этилена:

C2H4 + H2O = С2Н5ОН

2. При пропускании смеси паров этаналя с водородом над никелевым катализатором :

СН3СОН + Н2 = С2Н5ОН

3. Спиртовое брожение под действием ферментов:

С6Н12О6 = 2С2Н5ОН +2 СО2

  • ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА (4 группа )

Этанол может использоваться как топливо ( в т.ч. для ракетных двигателей).

Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии)

  • ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ( 5 группа)

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах. Особенно ядовит метиловый спирт: 5–10 мл спирта вызывают слепоту и сильное отравление организма, а 30 мл могут привести к смертельному исходу. Этиловый спирт – наркотик. При приеме внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм.

Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается реакция. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.

Например: при употреблении 100 грамм пива ориентировочно погибает 3000 клеток мозга, 100 грамм вина – 5000, 100 грамм водки – 7500 клеток.

За годы у пьющего человека погибает миллион клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая все системы органов без исключения. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет.

Лабораторный опыт

“Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”

Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, воздействуют на организм подростка.

Методика: в стакан приливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид вареного.

Следствия употребления алкоголя могут быть и более глубокими. При частом потреблении появляется привыкание, пагубное пристрастие к нему и, в конце концов, тяжелое заболевание – алкоголизм. Спиртом поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что может вести к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Печень, где должно происходить разрушение спирта, не справляясь с нагрузкой, начинает перерождаться, в результате возникает цирроз. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, так как в растущем организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, а они особенно чувствительны к токсическому воздействию. Поэтому у молодежи быстрее, чем у взрослых, может появиться алкоголизм.

3. Этап: оценочно-рефлексивный

Каждая группа учащихся оценивает свою исследовательскую деятельность на уроке, доводит до сведения класса результаты исследования, подводится итог урока, где я отмечаю, что ребята выполнили исследовательскую задачу, сумели спрогнозировать и доказать особенности строения, свойства, получение и применения столь важного вещества как этанол. Решили сложные проблемные вопросы по своей теме. Поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок и эксперимента.

В конце урока учитель выставляет оценки каждой группе.

4. Закрепление

Самостоятельная работа (дифференцированная)

1. Осуществите превращения:

Метан – ацетилен – этан – хлорэтан – этанол – этилен

2. Решим задачу:

Задача. При дегидратации одноатомного спирта получили углеводород этиленового ряда, 14 г которого способны реагировать с 40 г брома. Определите этот спирт.

Ответ: C4H9OH, бутанол.

3. Выполним упражнение:

Подчеркните химические формулы предельных одноатомных спиртов:

СН3ОН, С2Н5ОН, СН2 = СНСН2ОН, СН ССН2ОН, С3Н7ОН,

СН3СНО, С6Н5СН2ОН, С4Н9ОН, С2Н5ОС2Н5, НОСН2СН2ОН.

4. Тест (проверочные слова: молодцы, успехов).

1 вариант 2 вариант
1. Какие из предложенных веществ относятся к классу спиртов:

м) СН3ОН
и) СН3СН2СООН
в) СН3СН(ОН)СН3

2. Этанол относится к спиртам:

ш) многоатомным, предельным;
б) одноатомным, непредельным
о) одноатомным, предельным.

3. С какими из перечисленных веществ взаимодействует этанол:

л) натрий;
и) оксидом серебра
п) железом

4. Какое вещество образуется при нагревании этилового спирта до температуры выше в присутствии концентрированной серной кислоты?

к) уксусный альдегид
в) диметиловый эфир
о) этилен

5. Водород выделяется в реакции ...

ы) этанол + уксусная кислота
д) этанол + Na металлический
б) этанол + вода

6. Спирты имеют окончание:

К) “ен”
Ц) “ол”
О) “ин”

7. Выделите области применения этанола:

а) сельское хозяйство
г) металлургия;
ы) медицина;

1. Водород выделяется в реакции ...

ы) этанол + уксусная кислота
у) этанол + Na металлический
б) этанол + вода

2. Этанол относится к спиртам:

ш) многоатомным, предельным;
б) одноатомным, непредельным;
с) одноатомным, предельным;

3. Выделите области применения этанола:

а) сельское хозяйство
г) металлургия;
п) медицина;

4. С какими из перечисленных веществ взаимодействует этанол:

е) натрий;
и) оксидом серебра
п) железом

5. Какие из предложенных веществ относятся к классу спиртов:

х) СН3ОН
и) СН3СН2СООН
в) СН3СН(ОН)СН3

6. Какое вещество образуется при нагревании этилового спирта до температуры выше в присутствии концентрированной серной кислоты?

к) уксусный альдегид
в) диметиловый эфир
о) этилен

7. Спирты имеют окончание:

к) “ен”
в) “ол”
о) “ин”

V. Оценочный этап

Оценивается и комментируется деятельность каждого ученика.

Домашнее задание

Прочитайте параграф 24–25 и выполните № 1, 2 с. 116 (все).

№ 12*, 17* (по желанию).

Рефлексия

– Какую мы цель ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Чему вы научились? Были ли моменты непонимания? Смогли мы их разрешить в ходе разговора? Было ли результативным наше сотрудничество? Урок завершен, спасибо за сотрудничество.

Библиография

  1. Большой справочник для школьников. Химия. Е.А. Алферова. М.: Дрофа, 1998.
  2. Настольная книга для учителя химии. О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2004.
  3. В помощь школьному учителю. М.Ю. Горковенко. М.: ВАКО, 2006.
  4. Научно-методический журнал “Химия в школе”.
  5. Учебно-медодическая и научно-популярная газета для преподавателей химии. Газета “Химия”, Издательский дом "Первое сентября".