Свою статью хочется начать словами философа, музыканта начала XX столетия Хазрата Инайят Хана: “В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпровождения, а музыканта как затейника. Хотя нет никого, кто бы, живя в этом мире, думая и чувствуя, не считал бы музыку самым священным из всех искусств, потому что фактически то, о чем искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами; но то, что даже поэт находит трудным для выражения в поэзии, выражается в музыке. Музыка затрагивает глубочайшие части человеческого существа, она проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира”.
В свете этого высказывания урок музыки дает возможность растущей личности прикоснуться к мировой музыкальной мудрости, испытать волнение души, осознать его и, осознав, обращаться и погружаться в музыку снова и снова, чтоб находить в ней источник жизненных сил, идеи для творчества, вдохновение.
Урок музыки по программе с 1 по 8 класс проходит один раз в неделю и длится 45 минут. Естественно, за это время невозможно сделать из учеников все понимающих и тонко чувствующих музыкантов. И моя задача как учителя за этот небольшой отрезок времени дать такой заряд ученику, чтобы ему хотелось слушать и музицировать вне урока, искать дополнительные пути, ведущие к общению с музыкой и находить их, стремиться творчески подходить ко всему, с чем его сталкивает жизнь. Поэтому урок музыки можно рассматривать как толчок к дальнейшему развитию творческих способностей как учащихся, так и самого учителя.
Оценивание на уроке музыки
Так сложилось, что в последние три года я веду музыку в начальной школе (1–4-е классы) и в старшем звене (10–11-е классы). Чтобы добиться атмосферы эмоциональной раскрепощенности, свободного проявления творчества, на уроке музыки не ставятся оценки ниже 4 и 5 баллов. В основном, все ученики за урок получают “5”. Собственно, когда ставится оценка 4, она “ставится” учителю за то, что он не смог найти способа захватить внимание ученика настолько, чтобы включить его в процесс музицирования полностью. Практически безоценочная или “пятерочная” система на уроке способствует готовности учащихся включиться в процесс музицирования с радостью, без страха, что если что-то не получится, то тебя негативно оценят.
Также, для того чтобы не создавать негативных психологических условий, убивающих всякое желание учащихся включаться в процесс творчества, проявлять себя, на уроке исключено принуждающее одиночное опрашивание, оценивание вслух индивидуальных музыкальных способностей ученика, сравнение учащихся друг с другом. Учащиеся, приходя на музыку, чувствуют поддержку и доброжелательное расположение к ним учителя, поэтому также стараются проявить себя с лучшей стороны. Таким образом, все участники процесса обучения получают позитивный заряд энергии, дающий им возможность жить и творить с радостью.
Пути повышения интереса школьников к предмету музыка
На уроках музыки учащиеся не только музицируют, поют, но и знакомятся с творчеством и отдельными произведениями многих крупных композиторов. Для повышения мотивации к предмету музыка, с целью улучшения качества обучения школьников, для расширения представлений обучающихся о музыкальном мире мною широко используется проектная технология создания творческого продукта, так или иначе связанного с музыкой.
Количество часов, отведенных на музыку по базовому компоненту, ее несколько “второстепенная” (по количеству часов, но не по значению для развития личности) роль, а также большая загруженность школьников по основным наукам – факторы, которые, напервый взгляд, не позволяют привлекать учащихся к проектной и исследовательской деятельности по предмету. Выход из этой ситуации мной найден в следующем:
- Объединение усилий с учителями одной кафедры – кафедры искусств (совместные проекты по мировой художественной культуре, изобразительному искусству).
- Объединение с учителями других гуманитарных кафедр – филологов и историков (подготовка совместных докладов по темам, затрагивающим смежные области, например, “Роль музыки Бетховена (Largo из 2 сонаты для фортепиано) в повести Куприна “Гранатовый браслет” и т.д.).
- Объединение усилий с учителями кафедры иностранных языков (создание песенного репертуара на иностранных языках, выступление учащихся в вокальных конкурсах, типа “Talent showy” – английский песенный конкурс, “L’Etoile” – французский вокальный конкурс).
- Объединение усилий с учителями информатики. Для них важен процесс технического освоения учеником самого проекта, а содержание его может быть любым, в том числе и связанным с областью музыки (мультимедийные презентации “Музыка и притча”, “Музыка и поэзия”, подготовка буклетов к музыкальным событиям гимназии и сборников, типа “Песни нашей гимназии”).
- Включение музыки (конкурсное исполнение всем классом песен, музицирования, музыкального оформления) как составляющей части в Творческие события гимназии.
Таким образом, объединение усилий учителя музыки с другими учителями-предметниками, ежегодное участие всем классом в Творческих событиях гимназии дает возможность ученику с минимальными дополнительными затратами времени расширить содержание познаваемого музыкального материала. Такая система позволяет привлечь внимание учеников к предмету, увеличить количество школьников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности по музыке, а также добиться роста качества этой работы.
Проектная деятельность учащихся на уроках музыки
Если раньше в исследовательской деятельности по музыке принимали участие единицы, то сейчас возможность заниматься этим представляется почти каждому. В этом особую роль играют компьютерные технологии, которые сегодня стали доступны большинству гимназистов. Порицаемое обществом увлечение подростков компьютером можно направить в позитивное русло, вовлекая школьников в работу над проектами эстетической направленности.
Совместно с учащимися разработана серия проектных работ под названием “Синтез искусств в создании художественного образа”. Учащийся, работающий над проектом, привлекает знания по литературе, музыке, изобразительному искусству. Качество работ, уровень исследовательской деятельности с переходом из класса в класс возрастает. Если работа в 8-м классе (проект “Музыка и притча”) предполагает только подбор текста и изображения к предложенным музыкальным произведениям, то в 10–11-х классах (“Классическая музыка и поэзия”, “Музыкальный клип”, “Песенник”) необходимо самостоятельно уловить эмоциональные смысловые и идейные соотношения различных видов искусств и выразить их в собственном творческом продукте.
Виды проектов, выполняемых учащимися, отражающих результаты исследований по предмету музыка:
а) мультимедийные презентации
- “Музыка и притча” 8-й класс
- “Классическая музыка и поэзия” 10–11-й класс
б) публикации
- “Песенник” (например: “Песни нашей гимназии”, “Мои любимые песни” и т.д.)
- “Буклет о музыкальном событии”, “Буклет о музыкальном творческом объединении учащихся гимназии”
За основу проектной методики мною взята американская программа, разработанная Институтом компьютерных технологий “Intel “Обучение для будущего””.
Для примера приведем План создания проекта по предмету музыка для учащихся 8 класса “Музыка и притча”:
- ставятся цели и задачи проекта;
- класс разбивается на 4 группы;
- в каждой группе выбирается организатор проекта;
- в каждой группе предполагается наличие ученика, умеющего хорошо работать с программами Publisher или Power Point;
- группа (или 1–2 ученика) выбирает притчу для работы;
- группа (или 1–2 ученика) ищет и подбирает музыку, соответствующую притче;
- группа (или 1–2 ученика) подбирает иллюстрационный материал для притчи;
- обсуждение и утверждение в группе исходного материала для создания проекта;
- техническое создание слайд шоу;
- представление и защита каждой группой своего проекта на итоговом занятии.
Роль Творческих событий гимназии в музыкальном образовании школьников
2. В гимназии существует система Творческих событий. Творческие события, в которых участвуют все гимназисты с 1-го по 11-й класс, включают в себя несколько составляющих: конкурс эрудитов, конкурс газет и плакатов, конкурс театральных постановок, а также музыкальный конкурс, в котором весь класс должен исполнить песню, соответствующую основной теме (например: “День воинской славы России”, “Здоровое будущее”, “День сибирской природы”, “Фестиваль профессий” и др.)
Естественно, на учителя музыки ложится основная доля ответственности за этот конкурс, он выступает первым помощником классного руководителя. Работа над песней проводится как на уроке, так и за рамками его. Совместно с учащимися выбирается песня, учитель музыки руководит ее разучиванием, работой с солистами, он учит детей правилам работы с музыкальной аппаратурой (микрофонами, CD- проигрывателями). И когда класс именно в музыкальном конкурсе творческого события занимает первое место, это также является победой учителя музыки.
Система Творческих событий, позволяет видеть рост качества хорового пения. Развитие классного коллектива как коллектива исполнителей проходит несколько этапов. От простого одноголосного пения хором без использования микрофонов в начальной школе исполнительское мастерство класса вырастает до умения (в 10–11-х классах):
- петь на несколько голосов,
- выделять, если необходимо, солистов,
- использовать танцевальные движения для наиболее полного раскрытия содержания музыкального произведения,
- умело пользоваться микрофонами,
- осознанно выстраивать драматургию песни.
Методическое обеспечение образовательного процесса по предмету музыка
Мной разработана и апробирована программа “История русской и зарубежной музыкальной культуры для учащихся 10–11-х классов гимназии”. Эта программа прошла испытание временем, она учитывает как общие, так и специфические условия гимназии и индивидуальные особенности педагога, который по ней работает.
В содержании и структуре учебной программы по “Истории музыкальной культуры” для 10–11-х классов гимназии выделяются три сквозные линии: “Язык музыки”, “Музыкальные портреты” и “Опыт музыкально-творческой деятельности”.
При выстраивании первой из них рассматриваются:
- Специфика музыки и ее место в ряду других искусств.
- Предназначение музыки и ее возможности в духовном совершенствовании личности.
- Средства музыкальной выразительности: мелодия, метр, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, форма, жанры, фактура, агогика, регистры и т.д.
При выстраивании второй линии рассматриваются:
- Стилевые направления русской и западноевропейской музыки XVIII–XX вв. (барокко, классицизм, романтизм и т.д.).
- Изучение музыкального искусства в опоре на жанры: симфония, концерт, соната, сюита, опера, оперетта, мюзикл, балет, кантата, оратория, романс, песня и т.д.
- Западноевропейская музыкальная культура XVIII–XX вв.: И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Вагнер, Дж. Верди, К.Орф, и т.д.
- Русская музыкальная культура XVIII–XX вв.: М.И.Глинка, М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Д.Д.Шостакович, С.С.Прокофьев, А.Ф.Муров и др.
- Раскрытие многообразных связей музыки и жизни.
- Выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов.
Опыт музыкально-творческой деятельности приобретается учащимися 10–11-х классов:
- в хоровом, ансамблевом и сольном пении;
- в слушании музыки.
Урочная форма работы дополняется внеурочной музыкальной деятельностью учащихся:
- занятия в музыкальных творческих объединениях;
- участие в музыкальных конкурсах;
- участие в творческих событиях (ТС) на параллелях классов;
- участие в фестивалях детского и юношеского творчества;
- посещение музыкальных театров, концертов филармонии и т.п.
О роли образования и самообразования учителя музыки
Трудно не заметить, как стремительно летит время, с какой головокружительной быстротой обновляется техника, меняются стили, направления, точки зрения. Профессия музыканта требует от учителя быть в курсе музыкальных новинок, смены стилевых направлений, а также умения разбираться в постоянно обновляющейся воспроизводящей и компьютерной технике, поэтому повышать свою квалификацию приходится практически ежедневно.
Пройдя в 2001 году полные курсы переподготовки по музыке, подтвердив на аттестации высшую квалификационную категорию как учитель, я приняла решение идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников и освоить новый для меня “инструмент” – компьютер. Поэтому мной практически подряд были окончены сначала курсы “Интернет-технологии в управлении образованием”, затем курсы для учителей “Intel. Обучение для будущего”.
Теперь компьютер – один из моих любимых “инструментов”. Он помогает мне говорить на одном языке с моими учениками, создавать электронные журналы для наблюдения за позитивными изменениями в развитии музыкальных способностей детей, делать совместные мультимедийные презентации, чтобы наслаждаться единством звука и изображения, и многое другое.
Самообразование – это еще один из мощнейших, на мой взгляд, способов поддержания себя в отличной профессиональной форме. Я посещаю представления в музыкальных театрах города, хожу на концерты в филармонию, выписываю и читаю профессиональные книги и журналы по музыке (“Музыкальная жизнь”, “Музыка” и т.д.). И, конечно же, делюсь всем мною прочитанным, увиденным и услышанным с учениками и коллегами.
Сейчас читаю много эзотерической литературы, постоянно развиваюсь духовно-нравственно, искренне верю в то, что именно Любовь даст возможность людям жить счастливо на нашей планете.
Заключение
Подводя итог выше изложенному, хочу сказать: мне нравится жить во время стремительных перемен, меняться самой, видеть, как дети, которых я учу, теперь не только поют, слушают музыку, но и создают творческие продукты в соответствии со своими современными интересами. Мне приятно видеть, что современные ученики занимаются наукой и с удовольствием развивают свои музыкальные способности.
И я горжусь тем, что во многом, благодаря мне, наша школа – самая музыкальная и поющая среди всех школ города. Это отмечают те, кто хоть раз побывал у нас даже на самом научном мероприятии.
Мне выпала огромная честь быть учителем музыки. Музыка развивает способность, с помощью которой человек учится ценить все, что есть прекрасного в искусстве, науке, в повседневной жизни.
Хазрат Инайят Хан писал, что многие люди подобны инструментам; когда хорошая музыка предстает перед ними, они откликаются, настраиваются на нее, становясь частью прекрасного мира.
Моя задача сделать так, чтобы звучащих инструментов становилось все больше и больше на Земле, чтобы однажды весь мир зазвучал как один огромный прекрасный и стройный оркестр!