Конспект урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: Правописание слов с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Задачи:

  • образовательные: формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать
  • воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников

Ход урока

1. Организационный этап

Мы сегодня отправимся в путешествие по нашему бескрайнему Северу в поисках слов, которые злой северный ветер разбросал по тундре. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (Чум.)

– Объясните значение слова “чум” (Переносное жилище саамов, сделанное из шкур оленя.)

– Названия, каких жилищ саамов вы ещё знаете? (Тупа, вежа, кувакса.)

- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове? ([Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.)

– Какая орфограмма встречается в этом слове? (Гласная после шипящей.)

– Как пишется слово “чум”?

– Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

– Все ли слова будем искать в тундре? (Нет.)

– А какие? (Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

2. Постановка темы и цели урока

(Формулируют учащиеся.)

3. Этап оперирования знаниями и способами деятельности

Днём саамы, сидя в чуме, видели Солнце, а ночью – звёзды. А мы на необычном северном небе видим буквы. Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этих звуков.

[Ж] – согл., зв. парн.,тв.

[Ш] – согл., глух. парн.,тв.

[Щ’] – согл., глух. непарн.,мягк.

– С какими гласными они дружат? (а, и, у)

– Какие сочетания с этими буквами встречаются в русском языке, которые пишутся по правилам? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Что это за правила?

Физкультминутка

Физкультминутка проходит для профилактики близорукости.

“Письмо” сочетаний букв (жш, чщ) глазами.

Игра “Снежки”

– Кидая “снежок” друг другу, назовите по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Игра “Поймай слово”

А теперь отправимся к глубокому северному озеру. Там обитают не простые рыбы, а рыбы-слова. Давайте поймаем этих рыбок!

(Дети выходят к доске и “ловят” слова.)

 – Запишите эти слова, подбирая к ним слова-признаки. Обозначьте графически орфограмму.

(Один ученик – у доски, остальные выполняют задание в тетрадях.)

зубастая щука
душистые ландыши
упругая пружина
грозовая туча

– Устно составьте предложения с полученными словосочетаниями.

А теперь – привал.

(Проводится физкультминутка.)

Продолжаем наше путешествие за словами. В морозные дни всегда мечтается о тёплой весне, ярком солнышке. И следующее задание немножко нас “согреет”. У вас на партах карточки с заданием. Прочитайте.

_________________________.

Ребята ____________бегали в _____________. Весной там цветут________ __________.

Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.

Слова для справок: рощ--, ландыш--, ч—сто, пуш—стый, душ—стые, ж—вую.

“Соберите” предложения, используя слова для справок. Какая орфограмма встречается в этих словах?

– О чём или о ком текст?

– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)

– Запишите название текста.

Письмо текста с комментированием.

4.  Подведение итогов и формулирование выводов

Вот и пришла пора возвращаться домой. Мы собрали все слова, которые ветер разбросал по тундре. Назовите их.

– Слова с какой орфограммой мы искали? (слова с гласной после шипящей)

– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?

5. Дифференцированное домашнее задание

А) Спиши, вставляя пропущенную букву. Обозначь орфограмму.

Ёж_к, ч_чело, камыш_, ж_раф, ш_ло, ч_йка, ч_йник, ч_до, ч_с, щ_вель

Б) Собери слово из слогов, запиши слова. Обозначь орфограмму.

да, за, ча
вель, ща
ча, встре
да, ка, ши, ран
у, ча, да
ще, ви, до, чу

В) Составь из слов предложения. Запиши. Обозначь орфограмму.

пушистые, кружились, снежинки
Веры, у, новые, лыжи
мороза, не боятся, и, стужи, дети