Цель: научить грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Задачи:
- образовательные: формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать
- воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников
Ход урока
1. Организационный этап
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашему бескрайнему Северу в поисках слов, которые злой северный ветер разбросал по тундре. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (Чум.)
– Объясните значение слова “чум” (Переносное жилище саамов, сделанное из шкур оленя.)
– Названия, каких жилищ саамов вы ещё знаете? (Тупа, вежа, кувакса.)
- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове? ([Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.)
– Какая орфограмма встречается в этом слове? (Гласная после шипящей.)
– Как пишется слово “чум”?
– Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
– Все ли слова будем искать в тундре? (Нет.)
– А какие? (Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
2. Постановка темы и цели урока
(Формулируют учащиеся.)
3. Этап оперирования знаниями и способами деятельности
– Днём саамы, сидя в чуме, видели Солнце, а ночью – звёзды. А мы на необычном северном небе видим буквы. Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этих звуков.
[Ж] – согл., зв. парн.,тв.
[Ш] – согл., глух. парн.,тв.
[Щ’] – согл., глух. непарн.,мягк.
– С какими гласными они дружат? (а, и, у)
– Какие сочетания с этими буквами встречаются в русском языке, которые пишутся по правилам? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Что это за правила?
Физкультминутка
Физкультминутка проходит для профилактики близорукости.
“Письмо” сочетаний букв (жш, чщ) глазами.
Игра “Снежки”
– Кидая “снежок” друг другу, назовите по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Игра “Поймай слово”
– А теперь отправимся к глубокому северному озеру. Там обитают не простые рыбы, а рыбы-слова. Давайте поймаем этих рыбок!
(Дети выходят к доске и “ловят” слова.)
– Запишите эти слова, подбирая к ним слова-признаки. Обозначьте графически орфограмму.
(Один ученик – у доски, остальные выполняют задание в тетрадях.)
зубастая щука
душистые ландыши
упругая пружина
грозовая туча
– Устно составьте предложения с полученными словосочетаниями.
– А теперь – привал.
(Проводится физкультминутка.)
– Продолжаем наше путешествие за словами. В морозные дни всегда мечтается о тёплой весне, ярком солнышке. И следующее задание немножко нас “согреет”. У вас на партах карточки с заданием. Прочитайте.
_________________________. Ребята ____________бегали в _____________. Весной там цветут________ __________. Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост. Слова для справок: рощ--, ландыш--, ч—сто, пуш—стый, душ—стые, ж—вую. |
– “Соберите” предложения, используя слова для справок. Какая орфограмма встречается в этих словах?
– О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
– Запишите название текста.
Письмо текста с комментированием.
4. Подведение итогов и формулирование выводов
– Вот и пришла пора возвращаться домой. Мы собрали все слова, которые ветер разбросал по тундре. Назовите их.
– Слова с какой орфограммой мы искали? (слова с гласной после шипящей)
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
5. Дифференцированное домашнее задание
А) Спиши, вставляя пропущенную букву. Обозначь орфограмму.
Ёж_к, ч_чело, камыш_, ж_раф, ш_ло, ч_йка, ч_йник, ч_до, ч_с, щ_вель
Б) Собери слово из слогов, запиши слова. Обозначь орфограмму.
да, за, ча вель, ща ча, встре |
да, ка, ши, ран у, ча, да ще, ви, до, чу |
В) Составь из слов предложения. Запиши. Обозначь орфограмму.
пушистые, кружились, снежинки
Веры, у, новые, лыжи
мороза, не боятся, и, стужи, дети