Использование цветочных мотивов в фактурной живописи

Разделы: МХК и ИЗО


Издавна цветы играли особую роль в диалоге человека с окружающим миром.

Драгоценный дар мироздания – так всегда воспринимались красочные соцветия, которые клали на алтарь божеств, подносили смертным в знак их отличия, служили символом духовной близости человеческих душ.

Лохматые, буйные головы пионов напомнят вам о вихрастом мальчишке с соседней дачи, о далекой из детства июньской грозе. Тяжелый георгин… Он  родственник того бархатного занавеса, что закрывался и вновь открывался от не прекращавшихся аплодисментов: букет лег у ног великого актера, а вы переживали – поднимет не поднимет?

А помните, вам подарили розу – одну, на длинном-длинном стебле, бордового, почти черного цвета? Она была изысканно стройна, кажется, даже потупила взор в узкой стеклянной вазе. Но сквозь эту воспитанность и сдержанность прорывалась бешеная страсть!

Отчаянная охапка сирени на крыльце. Белые калы, изо всех сил пытающиеся замаскировать наивность надменностью… Улыбающиеся лопоухие подсолнухи… Загадочные орхидеи…

Цветы много рассказывают за нас и про нас.

Цветы необходимы человеку и потребность в любовании ими вошла в его плоть и кровь. Они составляют основу многих натюрмортов, широко используются в декоративной живописи, в текстильной промышленности как мотивы для создания тканей.

Работа над цветочными композициями была канонизирована еще в древнекитайских трактатах о живописи. А японская философия икебаны…

Вот и я, жительница средней полосы, выросшая среди цветущих лугов Владимирской земли, решила обратиться к теме цветов в своем художественном творчестве. Техника, в которой я работаю, была с легкой руки коллег названа фактурной живописью.

Тема фактурного мазка, имеющего объем или особенную структуру, волновала меня еще в студенческие годы. Учась на художественно-графическом факультете Владимирского пединститута, мы смотрели много творческих работ владимирских пейзажистов: Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина. Как никто владимирцы экспериментировали с фактурой мазка, подмешивая в краску, например, речной песок, добиваясь особой игры светотени на полотне.

«Подсмотрев» у них эту шалость, я решила тоже поэкспериментировать. Уже спустя много лет опытным путем,  я пришла к самому дешевому, доступному и простому варианту: использование ДВП, древесных опилок, клея ПВА и акриловых или гуашевых красок. Наклеенные на ДВП опилки дают прекрасную фактурную основу. Черный фон – особую бархатистость после нанесения цветного изображения. Цвет наносится полусухой кистью с минимальным использованием воды. Работы получаются яркие, сочные по цвету, незаменимые для оформления интерьера.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

На художественно-графическом отделении Юрьев-Польского педколледжа, где я работаю уже почти 20 лет, у студентов много возможностей научиться рисовать растительные и цветочные элементы: это и пленэр, и занятия ДПИ, и учебные натюрморты с цветами. Но там цветы выступают лишь только как объект тренировки для решения более крупных задач. Поэтому составляя программу по предмету «Современная живопись», я большую часть времени уделила в ней фактурной живописи, а именно, изображению цветочных элементов. Хочется передать студентам свой многолетний опыт. Ребятам нравится сам процесс создания картины: выбор цветочного мотива, любование цветами, частичная стилизация форм и цвета. И, хотя, это только еще начало 2 курса, дети стараются грамотно «сочинить» картину, многое спрашивают, делают эскизы графически и в цвете, коллективно обсуждают успехи и неудачи, советуют друг другу. А уж технология грунтовки вообще приводит их в неописуемый восторг: когда из прозаических материалов получается красивая бархатистая фактура.

Композиции иногда напоминают голландские и фламандские натюрморты, но чаще всего, глядя на них, вспоминаются японские трехстишия:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Исса

Протянул ирис
листья к брату своему.
Зеркало реки.

Басё

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Роль педагога в этом процессе заключается не только в обучении технике, но и, прежде всего, в духовном, эмоциональном настрое студента, поддержке его в стремлении выразить себя через творческий процесс создания картины. Тем более, если это – цветы.

В этой краткой статье о красоте и творчестве я сознательно не углубляюсь в технические тонкости. Надеюсь, что люди интересующиеся, ищущие, желающие перенять этот опыт найдут возможность и время для личного контакта.