Дети входят в зал (звучит фонограмма зимней вьюги).
Музыкальный руководитель: Что это? Может быть летний ветерок
( Ответы детей). Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы
ветер был холодным, а звук был похож на завывание ветра, затем на звуке «у»
изображаем завывание зимней вьюги. ( Муз.рук. рукой « рисует» в воздухе
линии, моделируя условно высоту и динамику «бури»)
Страшно и неуютно становится от такого ветра.
Отгадайте загадку: Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовём……
Дети: Зима!
Звучит «Вальс» Г.Свиридова. Входит «Зима».
Зима: Здравствуйте!
А вот я и сама
С вьюгой, ветром, холодами
Русская Зима.
Вы меня не испугались?
К тёплой печке не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить я буду с вами?
Дети: Можно!
Зима: Но если можно, то я вас приглашаю в зимнее путешествие. А на чем мы
поедем?
Дети: На лошадке!
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, приготовились. Зима нам будет
рассказывать, а мы с вами будем все это озвучивать.
Зима. Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит ( свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец доехали.
Тпру-у, приехали!
Музыкальный руководитель: Проходите, садитесь. Сейчас зима, и не случайно
наш музыкальный зал превратился в зимнюю поляну.
Зима… Какая она? Какими красками художница природа рисует зиму?
( ответы детей)
Зима. Посмотрите на эту картину. (картина с изображением зимы, по выбору
музыкального рук.). Заснеженный лес. Деревья стоят зачарованные в
кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет
утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи
пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. деревья стоят
неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать
драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом.
Мы смотрим на картину, будто слышим слова «Посмотрите, полюбуйтесь,
как красива наша природа!»
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте попробуем соединить краски
картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют
друг друга. Слушать мы будем музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».
( Дети слушают музыку).
Зима. Не хватает только красивых выразительных стихов о зиме.
Музыкальный руководитель. А вот ( имя ребенка) знает такое стихотворение,
оно так и называется «Зимнее утро».
Ребенок. Александр Сергеевич Пушкин.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами увидели и услышали, как
художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту
и посвящали ей свои произведения.
Зима. Ребята, а что вам нравится зимой?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель. А мы с вами знаем песенку «Снежный ком»
и исполним ее с движениями.
( Игра сопровождается очень простым движением: все двигаются врассыпную,
вращая перед собой предплечьями, имитируя движения снежного кома, на
последние слова стукают себя по лбу и падают на пол).
Ребята, а как называется эта песня?
(Музыкальный рук. играет мелодию песни, дети угадывают)
Песня «Зимушка – зима» муз и слова Л. Вахрушевой.
Журнал «Дошкольное воспитание» №12. 1998г.
Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и
суровая, холодная, морозная. Послушайте песню в исполнении ребят.
Русская народная календарная песня «Зима»
Уж ты зимушка – зима, зима снежная была,
Все кружила и мела, примораживала.
Примораживала, повысушивала,
калинушку с малиной позаламывала.
позаламывала, повызнобила,
С шелковой травы цветы повысушивала.
(Дети садятся в кругу на полу, держа в каждой руке по палочке.
Во время пения выполняют палочками два ритмичных удара, песню поют
под аккомпанемент металлофона)
Музыкальный руководитель. ( вызывает к себе ребенка)
Не рисовал не я не ты
Откуда на окне цветы?Ребенок. Пока я спал, пока он спал
Их Дед Мороз нарисовал.
На окне старик Мороз,
Льдинкой росписи нанес.
Ребята, я вам сейчас раздам ледяные палочки, «карандаши» дедушки
Мороза и мы тоже попробуем нарисовать узоры.
(Звучит музыка по выбору музыкального руководителя. Дети бегут друг за другом, останавливаются, стучат палочками, кружатся и строят на полу общий узор из палочек. ( Игра повторяется).
Зима любуется узором.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Пока девочки готовятся к танцу, мы должны выбрать те музыкальные инструменты, которые больше всего подойдут для танца снежинок.
П.И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев».
(остальные ребята, украшают танец озвучиванием колокольчиков).
Молодцы, ребята. очень красивый у нас получился танец. А теперь давайте поиграем. Зимушка собирай всех в хоровод.
Игра «Зимушка – зима»
(Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод. В центре круга – Зима.
Дети поют, затем произносят « Мы мороза не боимся,
Как снежинки разлетимся».
разбегаются и останавливаются в красивых позах. (игра проводится 2 раза).
Зима. Ребята, мне было с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня еще
много дел в лесу: нужно веточки засыпать снегом. В поле, в лесу,
расстелить белый пушистый ковер и спрятать под ним от мороза зверей,
а зайчикам подарить белые шубки. Да и деда Мороза нужно поторопить,
чтобы заковал речку льдом и подарки для всех ребят приготовил.
До свидания, ребята! (уходит).
Музыкальный руководитель. Зима – волшебница! Мы с ней еще встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими волшебными звуками:
скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и
веселыми зимними играми. А теперь нам пора идти в группу.
Звучит тихая музыка. Дети уходят из зала.