Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Форма: интегрированный урок географии и музыки.
Цель: обеспечить восприятие и первичное осмысление материала о особенностях географического положения некоторых стран Европы и Азии, о их историческом и культурном развитии, о влиянии особенностей культурного развития этих стран на творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Д.Б. Кобалевского.
Оборудование: Политическая карта Мира, атласы 7 класс, контурные карты "Страны Евразии", музыкальный центр для прослушивания отрывков из музыкальных произведений: "Индийский гость" (сюита "Шахеразада"), "Неаполитанский танец", "Арагонская хота", "Китайский танец (чай) (балет "Щелкунчик"), "Вариации на тему народной японской песни "Вишня".
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок географии и музыки.
На предыдущем уроке мы познакомились с крупными странами материка Евразии. Убедились, что каждое государство имеет свои особенности, которые влияют не только на развитие хозяйства этих стран, но и на развитие музыкальной культуры. Особенности других государств повлияли и на творчество русских композиторов. Бывая в разных странах и знакомясь с их народным музыкальным творчеством, русские композиторы в своих произведениях отражали своеобразие природы и самобытность народов этих стран.
Цель нашего урока - определить географическое положение некоторых стран Европы и Азии и узнать в каких музыкальных произведениях русских композиторов нашли отражение особенности культурного развития этих стран.
Для работы нам понадобятся: "Политическая карта Мира", атлас 7 класс, контурная карта "Страны Евразия" - для определения географического положения стран и обозначения их на карте
Новый материал урока предлагаю оформить в тетради в виде опорного конспекта в форме таблицы. Начертите таблицу в тетради.
Государство (столица) | Имя композитора, на творчество которого оказали влияние особенности этого государства | Музыкальное произведение, в котором композитор отразил особенности страны |
1. Индия (Дели) S=3 млн300т км2, Н=1млр.95 млн. чел. |
Николай Андреевич Римский-Корсаков | "Индийский гость" (сюита: "Шахеразада") |
2. Италия (Рим) S=301т. км2 Н=58 млн. чел. |
Петр Ильич Чайковский | "Неаполитанский танец" |
3.Испания (Мадрид) S=505т. км2 Н=40,4 млн. чел. |
Михаил Иванович Глинка | "Арагонская хота" |
4.Китай (Пекин) S=9млн.600т.км2 Н=1 млрд.314млн. чел. |
П.И.Чайковский | "Китайский танец" (чай) (балет "Щелкунчик") |
5.Япония (Токио) S=372т. км2 Н=127млн. чел. |
Дмитрий Борисович Кобалевский | Вариация на тему народной японской песни "Вишня". |
Итак, первое государство, о котором пойдет речь Индия (учащиеся записывают конспект урока в таб.).
3. Изучение новых знаний и способов действий (информация о странах сообщается уч-ся, которые готовили опережающие задания).
1. Государство Индия. Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан (обозначьте на контурной карте границу государства). Омывается Аравийским морем, Бенгальским заливом Индийского океана. S=3 млн.300 т. км2, численность населения=1 млрд.95 млн. чел. - это второе государство в Мире по численности населения. Столица- город Дели (современное название Нью-Дели).
Необычайно красивая, удивительная природа Индии, подсказала сюжеты народных индийских танцев. Индийский танец, песня и музыка неразделимы. Особенности индийской музыки повлияли на творчество Н.А. Римского-Корсакова, который создал сюиту: "Шахеразада" на основе восточных сказок: "Тысяча и одна ночь". Это сказка в музыке. Одна из частей сюиты посвящена Индии и называется: "Индийский гость" (звучит фрагмент сюиты) Вы слышите фрагмент сюиты. Обратите внимание, на сколько точно русский композитор Римский-Корсаков отразил характер Индии в музыке.
2. Италия. Италия располагается в Южной Европе в центре Средиземного моря. Занимает Апеннинский полуостров и острова: Сицилию и Сардинию (отметить на контурной карте и в таблице). S=301т. км2
Столица - г. Рим. Численность населения 58 млн. чел.
Среди крупных городов выделяют Милан и Неаполь. Для Италии характерна типичная средиземноморская погода: большое число солнечных дней, красивая природа, теплое море, обилие садов, виноградников. По производству вина Италия занимает первое место в Мире. Может по этой причине, может по другой, но итальянцы считаются самым музыкальным народом в Мире. И не даром даже 7 нот гармонии, были созданы в XI веке итальянским монахом Гвидо д' Ареццо. Италия- родина оперы. В Милане расположен один из старейших оперных театров Мира - "Ла Скала". Путешествовал по Италии и русский композитор Петр Ильич Чайковский, который слышал много итальянских песен и танцев, но особое впечатление произвели серенады, которые он услышал в городе Неаполе. Особенности жанра неаполитанской песни нашли отражение в музыкальной пьесе П. И. Чайковского "Неаполитанский танец" (звучит фрагмент произведения). Обратите внимание, в запеве звучит песенная мелодия, а в припеве - живой, стремительный неаполитанский танец.
3. Испания. Государство расположено на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского п-ва, (обозначить на контурной карте и записать в таблицу). Омывается водами Средиземного моря и Бискайского залива.S =505т. км2 Численность населения=40,4 млн. чел. Столица- город Мадрид. Глава государства - король.
Испания создала свои национальные инструменты, известные всему миру - гитара и кастаньеты - две пары деревянных пластин, соединенных попарно, которые крепятся на руку. Всему миру известны испанские танцы - болеро и хота. Русский композитор Михаил Иванович Глинка путешествовал по Испании 2 года. Когда он побывал в Арагонии - это область на северо-востоке Испании, то впервые увидел народный танец - хоту, который исполняется под гитару и кастаньеты. После возвращения в заснеженную Россию, Глинка, вспоминая солнечную Испанию, Арагонию и танец хоту сочинил симфоническое произведение "Арагонская хота" (звучит музыкальный фрагмент). Мы предлагаем вам послушать музыку веселого, зажигательного танца и конечно вы услышите звучание кастаньет.
4. Китай. Китайская народная республика (КНР). Государство в центральной и восточной Азии (обозначить на контурной карте и заполнить табл.). S=9млн 600т. км2 Численность населения=1 млрд. 314 млн. чел. (1 место в мире). Столица-г. Пекин. Природа Китая разнообразна от хвойных лесов до пустынь. Наиболее благоприятно для выращивания сельскохозяйственных культур восточное побережье, где муссонный тип климата с обилием осадков. Урожай собирают 3 раза в год. Основная сельскохозяйственная культура - рис, чай. Китай - родина чая, его насчитывают около 400 сортов.
Особенность Китая - как родины чая в балете: "Щелкунчик" отразил П. И. Чайковский. Второе действие балета происходит в царстве сластей: шоколад, леденцы, кофе, чай. Каждая сладость показана танцем, который имеет свое название: арабский танец (кофе), испанский танец (шоколад), а китайский танец (чай) (звучит музыкальный фрагмент). Прислушайтесь, это веселый, зажигательный танец, но он непривычен для нашего слуха, т.к. в китайской музыке не 7, а 5 нот.
5. Япония. Государство в восточной Азии. Расположено изолировано от материка на Японских островах в Тихом океане. Протянулся на 3000 км (обозначить на контурной карте и записать в табл.). S=372 тыс. км2 Численность населения= 127 млн. чел. Столица-г. Токио. Глава государства - император. Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островами, покрытые лесами из разнообразных по составу деревьев: дуб, бук, красивоцветущих камелий и лавра. Японцы любят природу и заботливо охраняют её. Один из красивейших праздников Японии - это праздник цветения вишни (сакуры).
На таком празднике однажды побывал Дмитрий Борисович Кобалевский, он был восхищён красотой вишневых рощ и красотой народных песен. Д.Б. Кобалевский, после посещения Японии, сочинил для фортепиано вариации на тему японской народной песни "Вишня" (звучит муз. фрагмент). Вы слушаете, как изящна и грациозна японская музыка.
4. Первична проверка понимания изученного материала.
Ребята, давайте вспомним, что мы узнали нового на уроке?
(учащиеся отвечают, используя план-конспект в таблице).
5. Контроль и коррекция знаний и способов действий.
А сейчас я попрошу вас заполнить тест. Мы прослушаем ещё раз 5 музыкальных фрагментов, а ваша задача - определить из какого это музыкального произведения, кто его автор и указать название страны, чьи особенности оказали влияние на создание этого произведения.
Тест.
Ф.И._______________________
№ | Фрагмент музыкального произведения | Автор музыкального произведения | Особенности какой страны оказали влияние на автора? |
Что на уроке больше всего понравилось:_________________________________
Что было самым трудным:______________________________________________
Что осталось непонятным:______________________________________________
Спасибо за работу!
6. Домашнее задание
Домашнее задание - творческое! Нужно вспомнить и записать в тетрадь имена наиболее известных композиторов любых стран Европы или Азии и их музыкальные произведения.
Литература.
- Экономическая и социальная география мира : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. - 16-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.
- Экономическая и социальная география мира : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н. гладкий, С.Б. Лавров.- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
- Новейший энциклопедический справочник. Страны мира / Авт.-сост. Д.О. Хвостова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Большая энциклопедия эрудита. - М.:Махаон, 2004.
- Горячкина Т.В., Ярич И.Г. Страны Мира современный справочник, ООО "Дом Славянской книги", г. Москва, 2005.