В настоящее время пробивают себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, развивающего образования и требуют в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале, принадлежит методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Проект - это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные технологии".
Структура учебного проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
- Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные интересы. (разработать учебное пособие для пользования кабинетом математики)
- Индивидуальный проект - научное исследование. (Социальный опрос о значимости и необходимости изучения математики)
- Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа. (создать сайт любознательных математиков)
- Творческий проект - свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. (работы на НПК)
- Ролевой проект - участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей. (театральное представление)
Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.
Классификация проектов по продолжительности.
- Мини-проекты - 1 урок или менее урока.
- Краткосрочные - 4-6 уроков.
- Недельные проекты.
- Годовые проекты.
Виды презентаций.
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма.
- Игра с залом.
- Научная конференция.
- Ролевая игра.
- Экскурсия.
- Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.
- Реклама.
Роль учителя.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.
В результате формируются у детей:
- Рефлексивные умения (осмысление задачи)
- Поисковые умения.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной деятельности, происходит плодотворное развитие личности.
Бывают персональные и групповые проекты.
Преимуществом персонального проекта является формирование чувства ответственности, приобретается опыт деятельности на всех этапах, а группового - приобретаются навыки сотрудничества, проект бывает более глубокий и разносторонний. Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Я считаю, школа настоящего и будущего немыслима - без школы проектов.