"Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь."
Китайская мудрость.
Планируемый результат обучения:
- Знать формулы основных соединений кремния.
- Знать определение силикатной промышленности.
- Знать формулы обычного, химического, хрустального и кварцевого стекла.
- Уметь называть как минимум три области применения кремния и его соединений.
- Записывать уравнения простейших реакций с участием кремния и его соединений.
Цели урока:
- Формирование знаний о кремнии и его соединениях, понятия силикатная промышленность.
- Формирование умения составлять краткий конспект ответа при работе с предложенным текстом.
- Формирование умения делать сообщения по проделанной работе.
- Воспитание культуры общения при работе в группе.
На столах у учащихся:
- учебник по химии 9 класс (авторы Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман).
- технологическая карта по изучаемому вопросу.
- коллекция "Стекло. Изделия из стекла".
- рабочая тетрадь.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала
- Работа в группах над предложенными текстами по технологическим картам.
Технологическая карта 1.
Кремний и его свойства.
Прочитайте текст 35. Закончите следующие предложения.
Кремний в земной коре занимает:
Основная часть песка:
Основная часть глины:
Запишите уравнения реакций получения кремния:
В промышленности.
В лаборатории.
Запишите уравнение реакции взаимодействия кремния с кислородом.
Кремний применяют.
1.
2.
3.
Сделайте сообщение по итогам своей работы для класса.
Технологическая карта 2.
Оксид кремния(+4).
Прочитайте 36.
Запишите формулу оксида кремния(+4).
Оксид кремния(+4) встречается в природе в виде:
1.
2.
3.
Запишите уравнения реакций оксида кремния(+4) c:
Щелочами.
Основными оксидами.
Солями.
Оксид кремния(+4) применяют.
1.
2.
3.
Сделайте сообщение по итогам своей работы для класса.
Технологическая карта 3.
Кремниевая кислота, соли кремниевой кислоты.
Прочитайте текст 37, 38 до треугольника. Запишите формулу кремниевой кислоты.
Запишите уравнение реакции разложения кремниевой кислоты.
Запишите формулы силиката натрия и силиката кальция.
Запишите уравнения реакций взаимодействия:
силиката натрия с угольной кислотой.
силиката натрия с хлоридом кальция.
Соли кремниевой кислоты применяют:
1.
2.
Сделайте сообщение по итогам своей работы для класса.
Технологическая карта 4.
Силикатная промышленность.
Прочитайте текст 39,стр.97-99.
Запишите определение силикатной промышленности.
Найдите в тексте формулу обычного стекла и запишите её.
Найдите в тексте формулу химического стекла и запишите её.
Запишите формулу: К2ОPbO6SiО2 - это формула хрустального стекла.
Ответьте на вопрос, из чего получают кварцевое стекло.
Ознакомьтесь с получением цветных стёкол.
Лабораторный опыт.
Ознакомьтесь с коллекцией "Стекло, и изделия из стекла".
Сделайте сообщение по итогам своей работы для класса с демонстрацией различных стёкол.
б) Cообщения учащихся по проделанной работе.
По ходу сообщений выступающие учащиеся вносят соответствующую информацию в таблицу, записанную на доске. Остальные учащиеся записывают интересующую их информацию в тетради, заполняют таблицу.
Название вещества | Формула |
Оксид кремния (+4) Песок (основная часть) Глина (основная часть) Кремниевая кислота Силикат натрия Стекло: а) оконное. б) химическое. в) хрустальное г) кварцевое |
Закрепление.
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Кремний > Оксид кремния (+4) > Силикат натрия > Кремниевая кислота.
Далее учащиеся меняются тетрадями и проводят взаимопроверку. Выставляют друг другу оценки.
Итоги урока.
Домашнее задание параграф 35-39. Упражнения на странице 101.
На "3" №2
На "4" + №5
На" 5" + №7