Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.

Задачи:

  • учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
  • развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
  • воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;
  • здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей ( динамическая пауза, смена деятельности);
  • коррекционная - организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.

Методические условия:

  • предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;
  • систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки - помощники, сигнальные кубики для обратной связи.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

III. Актуализация знаний.

1) - Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)

- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (8)

- Какое число у вас получилось? (748). Что вы о нем можете сказать?

(748 - 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 7 сотен 4 десятка 8 единиц).

2) Самостоятельно ( по карточкам):

1 ур. Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
2 ур. Прочитай ряд чисел, запиши в порядке возрастания, исключив "лишнее".

746, 764, 476, 473, 467, 674, 647

3 ур. Прочитай ряд чисел, вставь пропущенное число, исключив "лишнее", запиши в порядке убывания.

746, 764, 473, 467, 674, 647

Самопроверка: (на доске)

1) 746, 764, 476, 467, 674, 647

2) 467, 476, 647, 674, 746, 764.

3) 764, 746, 674, 647, 476, 467.

- У кого по-другому?

- Если задание выполнили верно, поставьте на полях "+", покажите на сигнальных кубиках.

Коллективная работа:

- Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?

(От места, которое цифра занимает в записи числа)

- Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?

(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) "+" и "-" 3-значные числа;)

3) Работа по вариантам:

- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

I - в. - подчеркнутые числа

II - в. - неподчеркнутые числа

Взаимопроверка:

- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях "+", покажите на сигнальных кубиках.

- Кто выполнил работу правильно?

- У кого были ошибки? В чём?

Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?

(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)

- Где нам могут пригодиться эти умения?

4) Постановка цели урока.

На доске:

800 x 3 200 x 4
234 x 2 468 : 2
600 : 2 693 : 3

- На какие группы можно разбить данные выражения? ("x" и ":" круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).

На доске:

800 x 3 234 x 2
200 x 4 468 : 2
600 : 2 693 : 3

- Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?

(1-го, умеем "x" и ":" круглые 3-значные числа.)

- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает - встает.

(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)

- У кого такие же ответы? Объясните способ решения.Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.

- Кто выполнил работу правильно?

- У кого были ошибки? В чём?

- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:

234 x 2; 468 : 2. 693 : 3

- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?

1) мы такие не учились решать;

2) "x·" и ":" 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).

- Кто хочет научиться решать такие примеры?

- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)

- Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)

IV. Операционный этап.

В группах (на черновиках)

- Подумайте, как можно найти значение этих выражений.

Коллективная проверка:

- Проверим, как вы выполнили задание?

- Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):

234 x 2 = (200 + 30 + 4 ) x 2 = 200 x 2 + 30 x 2 + 4 x 2 = 468.

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?

(1 ученик от группы у доски):

468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:

1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

V. Контролирующий этап.

- А сейчас вы примените полученные знания на практике.

с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132 x 3=100 x 3+30 x 3+2 x 3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)

396:3=300:3+90:3+6:3=132.

- Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?

- 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).

Самостоятельная работа.

1 ур. С.150 N2.- 3-й столбик
2 ур. 3 - 4-й столбики
3 ур. 3 - 4-й столбики +

доп. 2432 х 2

8848 : 4

(- Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).

Итог: - Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)

- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?

1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

Физминутка.

VI. Решение задачи.

- Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?

"К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?"

- Докажите, что это задача.

- Выделите условие, вопрос.

- Определите тип задачи. (На нахождение частного.)

- Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Назовите числовые данные, что они обозначают?

- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)

В парах: - Составьте графическую модель решения задачи.

Проверка: (у доски 2 ученика: анализ - синтез)

- Какую схему вы составили?

- У кого другая схема?

- Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.

Проверкa: - Сколько шаров получилось?

(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))

- Кто решил другим способом?

(321:3+318:3=213(ш)).

- Какой способ рациональный?

- Кто решил задачу верно?

- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?

Вывод: - Какие знания и умения использовали?

1) умения решать текстовые задачи;

2) внетабличное умножение и деление;

3) умение составлять и решать выражения;

4) знание порядка действий в выражениях.

VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.

"С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?"

- Выделите условие, вопрос.

- Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Назовите числовые данные, что они обозначают?

- Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)

- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.

Составление краткой записи, самостоятельное решение.

Использование сигнальных кубиков.

Карточки-помощники: для 1 ур.

№1

1) О + О = О (кг)
2) О : О = О (кг)

№2

1) 236 + 252 = О (кг)
2) О : 4 = О (кг)

Проверка

Итог: - Какие умения отрабатывали?

(Умение делить 3-значное число на 1-значное).

VIII. Установление закономерности.

- Найдите правило, по которому составлен ряд чисел. Вставьте пропущенное число.

Итог: - Какие умения отрабатывали?

(Умение умножать 3-значное число на 1-значное).

IX. Рефлексия.

- Какое открытие сделали для себя на уроке?

- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

- Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?

1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?

X. Оценочный этап.

XI. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Запишите по выбору 1 задание.

1 ур. С. 151 № 6 (по учебнику).
2 ур. Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему.
3 ур. Придумать задачу, с решением на изученную тему.