Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.
Задачи:
- учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
- развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
- воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;
- здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей ( динамическая пауза, смена деятельности);
- коррекционная - организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.
Методические условия:
- предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;
- систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки - помощники, сигнальные кубики для обратной связи.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
III. Актуализация знаний.
1) - Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)
- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (8)
- Какое число у вас получилось? (748). Что вы о нем можете сказать?
(748 - 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 7 сотен 4 десятка 8 единиц).
2) Самостоятельно ( по карточкам):
1 ур. | Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться. |
2 ур. | Прочитай ряд чисел, запиши в порядке
возрастания, исключив "лишнее". 746, 764, 476, 473, 467, 674, 647 |
3 ур. | Прочитай ряд чисел, вставь пропущенное
число, исключив "лишнее", запиши в порядке
убывания. 746, 764, 473, 467, 674, 647 |
Самопроверка: (на доске)
1) 746, 764, 476, 467, 674, 647
2) 467, 476, 647, 674, 746, 764.
3) 764, 746, 674, 647, 476, 467.
- У кого по-другому?
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях "+", покажите на сигнальных кубиках.
Коллективная работа:
- Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?
(От места, которое цифра занимает в записи числа)
- Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) "+" и "-" 3-значные числа;)
3) Работа по вариантам:
- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
I - в. - подчеркнутые числа
II - в. - неподчеркнутые числа
Взаимопроверка:
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях "+", покажите на сигнальных кубиках.
- Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?
(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)
- Где нам могут пригодиться эти умения?
4) Постановка цели урока.
На доске:
800 x 3 200 x 4 234 x 2 468 : 2 600 : 2 693 : 3
- На какие группы можно разбить данные выражения? ("x" и ":" круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).
На доске:
800 x 3 234 x 2 200 x 4 468 : 2 600 : 2 693 : 3
- Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем "x" и ":" круглые 3-значные числа.)
- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает - встает.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)
- У кого такие же ответы? Объясните способ решения.Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.
- Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
234 x 2; 468 : 2. 693 : 3
- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) "x·" и ":" 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
- Кто хочет научиться решать такие примеры?
- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)
- Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)
IV. Операционный этап.
В группах (на черновиках)
- Подумайте, как можно найти значение этих выражений.
Коллективная проверка:
- Проверим, как вы выполнили задание?
- Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):
234 x 2 = (200 + 30 + 4 ) x 2 = 200 x 2 + 30 x 2 + 4 x 2 = 468.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
V. Контролирующий этап.
- А сейчас вы примените полученные знания на практике.
с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132 x 3=100 x 3+30 x 3+2 x 3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)
396:3=300:3+90:3+6:3=132.
- Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?
- 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).
Самостоятельная работа.
1 ур. С.150 N2.- 3-й столбик 2 ур. 3 - 4-й столбики 3 ур. 3 - 4-й столбики + доп. 2432 х 2
8848 : 4
(- Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).
Итог: - Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)
- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
Физминутка.
VI. Решение задачи.
- Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?
"К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?"
- Докажите, что это задача.
- Выделите условие, вопрос.
- Определите тип задачи. (На нахождение частного.)
- Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Назовите числовые данные, что они обозначают?
- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)
В парах: - Составьте графическую модель решения задачи.
Проверка: (у доски 2 ученика: анализ - синтез)
- Какую схему вы составили?
- У кого другая схема?
- Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.
Проверкa: - Сколько шаров получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
- Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш)).
- Какой способ рациональный?
- Кто решил задачу верно?
- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?
Вывод: - Какие знания и умения использовали?
1) умения решать текстовые задачи;
2) внетабличное умножение и деление;
3) умение составлять и решать выражения;
4) знание порядка действий в выражениях.
VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.
"С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?"
- Выделите условие, вопрос.
- Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Назовите числовые данные, что они обозначают?
- Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.
Составление краткой записи, самостоятельное решение.
Использование сигнальных кубиков.
Карточки-помощники: для 1 ур.
№1
1) О + О = О (кг) 2) О : О = О (кг)
№2
1) 236 + 252 = О (кг) 2) О : 4 = О (кг)
Проверка
Итог: - Какие умения отрабатывали?
(Умение делить 3-значное число на 1-значное).
VIII. Установление закономерности.
- Найдите правило, по которому составлен ряд чисел. Вставьте пропущенное число.
Итог: - Какие умения отрабатывали?
(Умение умножать 3-значное число на 1-значное).
IX. Рефлексия.
- Какое открытие сделали для себя на уроке?
- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
- Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?
1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
X. Оценочный этап.
XI. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
Запишите по выбору 1 задание.
1 ур. С. 151 № 6 (по учебнику). 2 ур. Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему. 3 ур. Придумать задачу, с решением на изученную тему.