Эссе

Разделы: МХК и ИЗО


Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое свое,
И нет планет похожих на нее.
(Е. Евтушенко)

Приходилось ли вам сидеть на берегу, усыпанным мелкими разноцветными камешками?

Они, правда, сначала не кажутся разноцветными - этакая однородная сероватая масса, галька:

Невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмешь горсть, просеешь сквозь пальцы: Неожиданно один из камешков останавливает мое внимание. Он круглый, полупрозрачный, но полупрозрачная сердцевина его слегка красноватая, рубиновая. Или напротив, он черный, как лаковый, а по черному лаку - желтый узор, похожий скажем, на пальму. Или по цвету он обыкновенный, серенький, но по форме - чистая женская туфелька. Сравниваю эти камешки со своими учениками. Когда я с ними знакомлюсь впервые, они кажутся все похожими друг на друга, но постепенно, по мере работы понимаешь, что нет ни одного одинакового. Они раскрываются по-разному как та россыпь камней: одни блещут знаниями, другие поют, третьи умеют замечательно мастерить, а четвертые - просто хорошие люди.

Учителю нужно увидеть таланты в детях и помочь их раскрыть. Иногда над этим приходится работать долгое время: шлифовать, полировать, огранять. Это процесс не мгновенный, а длительный, требующий большой выдержки, мудрости и, конечно, любви.

Работу учителя можно сравнить с работой ювелира. Малейшая неточность, и материал теряет свою цену, становится обыкновенной пустышкой, не имеющей ничего общего с драгоценным камнем. Как трудно бывает разглядеть в невзрачном маленьком, сером или бесцветном камешке то, из чего может получиться великолепное украшение. Учительский талант его в том и заключается в том, чтобы из таких маленьких, невзрачных, бесформенных камней сделать настоящие бриллианты.

Как и ювелир, знающий все свойства камня и все тонкости своего искусства, учитель должен овладеть мастерством, с помощью которого каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Но если ювелир в основном работает руками, то инструмент учителя - его сердце.

Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Только им он познаёт души своих учеников, только им можно пробудить в детях чувство прекрасного, приобщить их к искусству, творчеству, научить получать несказанное удовольствие от созидания и удовлетворение от плодов своего труда.

Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза - любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я - человек, учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь.

Может быть, мои ученики и не станут великими художниками, но однажды, прикоснувшись к искусству, едва-едва погрузившись в прекрасное, они вряд ли забудут мир гармонии в слиянии человека и искусства. В том, что выпускники, и нынешние ученики любят рисовать, мастерить, участвуют в смотрах прикладного искусства, есть и моя заслуга. Да разве не в этом наша цель - создать самостоятельно мыслящего человека, творческую личность, способную видеть удивительное в обыденном. Полагаю, что мои уроки искусства и технологии вносят в этот процесс немалую лепту.