Уважаемые коллеги! (Слайд 1)
Компьютерные средства обучения не зря называют интерактивными, ведь они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. Компьютер может использоваться на всех этапах учебного занятия: при объяснении нового материала, его закреплении, применении, систематизации и обобщении, контроле и коррекции знаний и способов действий.
Вы, конечно, можете назвать множество возможных форм работы на уроке с применением компьютерного оборудования.
И я, как учитель географии, на основе имеющихся в школе мультимедиа-учебников выделяю пять основных направлений использования компьютера в качестве помощника: (слайд 2)
Первое направление- это демонстрация наглядных материалов.
Мультимедиа-учебник даёт возможность показать новые карты, которых нет в атласах (слайд 3).
Возможен переход от одних объектов к другим (слайд 4,5)
Увеличение фрагментов и наложение друг на друга (слайд 6,7).
Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые объекты (слайд 8,9).
Наряду с картами, можно показывать аэрофотоснимки (слайд 10) и фотоснимки (слайд 11), схемы (слайд 12) и диаграммы (слайд 13,14).
Второе направление-это показ географических процессов (слайд 15) в динамике (слайд 16).
Третье направление-это геоинформационное обучение ( подготовка сообщений, рефератов, слайдовых презентаций и т.п.) (слайд 17)
Четвёртое направление-это проверка знаний, умений и навыков учащихся (слайд 18) с помощью тестовых заданий разного уровня сложности (слайд 19), причём оценку выставляет компьютер (слайд 20), что обеспечивает достаточно высокую степень объективности оценки. Проверка знаний с помощью карты (слайд 21) помогает запомнить географическую номенклатуру и определить точное географическое положение объектов. Проверка с помощью таблицы (слайд 22) систематизирует знания учащихся.
Пятое направление-это самостоятельная работа учащихся (слайд 23). Компьютер даёт большие возможности представления самостоятельных и практических работ с контурными карами (слайд 24), по моделированию объектов (слайд 25), с географическим справочником (слайд 26), задания на группировку объектов (слайд 27), на установление причинно- следственных связей (слайд 28), работа с диаграммами (слайд 29,30).
Посмотрите, какие огромные возможности обеспечивает применение компьютера только на уроках географии! А представьте, что каждый учитель на каждом уроке использует компьютер столь же старательно? Насколько это оправдано по отношению к здоровью ребёнка? (слайд 31)
Ведь правда, возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, не использовать компьютер в учебном процессе уже невозможно, с другой - заповедь :"не навреди" становится особо актуальной в современных условиях обучения.
Так что же является решением уравнения "Школьный компьютер + здоровье = ?"?
Я уверена, что к концу заседания нашей мастерской мы получим ответ на этот вопрос.
Известно, что, если правильно распределить физическую и психологическую нагрузку на организм ребёнка, то, во-первых, эффективность выполнения работы им значительно повысится, а во-вторых, ущерб, наносимый его здоровью, будет наименьшим.
Скажите, а если человек способен выполнять какую-то работу без особых усилий и вредных последствий для здоровья, как можно назвать эту способность? ( К публике) (работоспособность)
Хотите проверить, как изменяется ваша РС! (слайд 32)?
Для этого мы используем ТЕМПИНГ-ТЕСТ (слайд 33)
Перед вами лист бумаги, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке: №1- №2- №3-№6- №5- №4 . Я предлагаю вам поставить карандашом как можно больше точек в каждом квадрате. По сигналу "следующий квадрат!" вы будете переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой квадрат по часовой стрелке. Возьмите в руки карандаши, приготовьтесь, начали! ::.следующий квадрат::.(ставят точки)
А теперь подсчитаем количество точек в каждом квадрате и занесём в этот квадрат (слайд 34).
На втором листе строим графики РС. У каждого из вас будет свой график: абсцисса - 5-секундные промежутки времени, ордината - количество точек в каждом квадрате. Нарисовали? (слайд 35)
А теперь посмотрите на слайд и определите, к какому типу из 5 относится ваш график и как меняются периоды вашей РС? У кого получился график типа "А"? :Покажите графики (обсуждаем все типы графиков).
Типы графиков:
А-график по типу выпуклый: уровень РС испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, далее к 20-30 секунде может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая РС - в первой половине и середине урока с постепенным незначительным снижением к концу.
Б-график по типу промежуточный: уровень РС снижает после первых 10-15 секунд. Наибольшая РС - в начале урока.
В-график по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня РС сменяется кратковременным возрастанием до оптимального (способность к кратковременной мобилизации). Наибольшая РС - в середине урока.
Г-график по типу нисходящий: максимальный уровень РС снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остаётся сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы слабый. Наибольшая РС - вначале урока с резким снижением к середине.
Д-график по типу ровный: максимальный уровень РС удерживается примерно в течение всего времени работы.
У нас получилось : групп
Таким же образом можно поделить любой класс на условные группы и, учитывая индивидуальную работоспособность каждого учащегося, выработать режим использования компьютера в ходе учебного занятия (слайд 36).
Какие виды деятельности с использованием компьютера вы могли бы предложить учащимся теперь уже с учётом этапов индивидуальной РС в период повышения РС?
А какие - в период снижения РС?
(когда снижается РС- повысить, заинтерисовать; когда РС высокая -более сложные задания)
А теперь для тех, кто чувствует прилив работоспособности, я предлагаю следующий тест (тест 2 уровня сложности).
А теперь приглашаем утративших работоспособность поучаствовать в интересном моделировании (тест 1 уровня сложности).
Учёт периодов РС может содействовать сохранению здоровья учащихся при использовании на уроках компьютера? (к публике) А как организовать работу для детей с разными типами работоспособности, если в классе ограниченное количество компьютеров? (к публике).
А какие ещё приёмы здоровьесбережения вы можете предложить к использованию на уроках с применением ИКТ? (упражнения для коррекции зрения, двигательные физкультминутки, периодическое отключение компьютера, учёт возрастных физиологических особенностей, медицинские показания, особенности характера и темперамента, доминирующая модальность (аудиалы, визуалы, кинестетики)
А теперь вернёмся к нашему уравнению (слайд 37).Школьный компьютер + здоровье = ?
Что может быть его решением? Какие будут ваши предложения? ( к публике)
Конечно, без компьютера наша жизнь уже не возможна, но мы всегда должны помнить о самом главном - о здоровье детей. Поэтому наше с вами решение будет таким: ШКОЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР + ЗДОРОВЬЕ= ИКТ + здоровьесберегающие технологии (слайд 38).