План урока по информатике в 11-м классе. Практическая работа "Создание меню и панелей инструментов проектов в Delphi"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • дать понятие о функциях ввода и вывода данных
  • формировать практические умения создания меню и панелей инструментов проектов
  • формирование и развитие приемов умственного труда, ИКТ-компетентности

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Ход урока

Организационный этап.-1 мин

Подготовка уч-ся к работе на уроке:

  • обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
  • психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Этап проверки выполнения домашнего задания-6 мин.

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Опрос по домашнему заданию у доски. Фронтальная работа с классом.-6 мин.

Каждый учащийся получает по 1-2 вопроса. Результаты засчитываются в общую отметку по результатам практической работы.

  1. Перечислите основные окна системы программирования Delphi и объясните их назначение.
  2. Каковы основные этапы разработки проекта на языке Delphi и порядок его сохранения?
  3. Какие существуют режимы работы с проектом в системе программирования Delphi?
  4. Что можно изменить в выбранном объекте: набор свойств, набор методов, значения свойств?
  5. Каким образом можно изменить значения свойств программного объекта?
  6. Какие объекты могут быть использованы при конструировании
    графического интерфейса проекта?
  7. На какие события реагирует кнопка?
  8. В чем состоит разница между типом, именем и значением переменной?
  9. Какие основные типы переменных используются в языке программирования Delphi?
  10. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе?
  11. Какой тип данных используется в аргументах и возвращаемых значениях математических функций?
  12. Какой тип данных используется в аргументах и возвращаемых значениях строковых функций?
  13. Какие существуют способы установки значений свойств элементов управления с использованием окна Свойства?
  14. Какие элементы могут входить в состав строковых выражений?
  15. Какие элементы могут входить в состав логических выражений?

Этап закрепления новых знаний и способов действий.-27 мин.

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с презентацией "Функции ввода и вывода данных".- 7 мин.

Функции ввода и вывода данных

Функция InputBox(). Функция InputBox() позволяет вводить данные с помощью диалоговой пане ли ввода. Аргументами этой функции являются три строки, а значением функции является строка по умолчанию или строка, введенная пользователем. Синтаксис функции следующий:

Переменная := InputBox('Заголовок', 'Подсказка', ['ЗначениеПоУмолчанию'])

В процессе выполнения этой функции появляется диалоговое окно с текстовым полем:

  • в строке заголовка панели будет печататься значение первого аргумента 'Заголовок';
  • на самой панели печатается значение второго аргумента 'Подсказка';
  • в текстовом поле печатается значение аргумента 'ЗначениеПоУмолчанию' (если это значение отсутствует, содержимое текстового окна также отсутствует).

Диалоговое окно ввода функции InputBox()

Если пользователь щелкнет по кнопке ОК, то значением функции станет строка, введенная пользователем в текстовом поле. Если пользователь щелкнет по кнопке Cancel, то значением функции станет строка 'ЗначениеПоУмолчанию'.

Функция MessageDlg(). Функция MessageDlg() позволяет выводить сообщения не на форме, а на специальной панели сообщений, на которой можно разместить определенный набор кнопок и информационный значок о типе сообщения. Кроме того, функция MsgBox() получает определенное значение, которое может быть присвоено целочисленной переменной. Синтаксис функции следующий:

Переменная := MessageDlg('Сообщение',Тип,[Кнопки],Справка)

Аргумент 'Сообщение' выводится на окно сообщений.

Аргумент Тип задается именованной константой и определяет вид информационного значка, который помещается на окно сообщений.

Таблица . Константы, задающие тип панели сообщений

 

Аргумент Кнопки задается набором именованных констант, разделенных запятыми и заключенными в квадратные кнопки, и определяет набор кнопок, размещаемых на панели.

Таблица. Константы, определяющие набор кнопок на панели сообщений

Константа Набор кнопок
mbOk ОК
mbYes Да
mbNo Нет
mbOkCancel ОК, Отмена
mbAbortRetryIgnore Стоп, Повтор, Пропустить
mbYesNoCancel Да, Нет, Отмена

Аргумент Справка - параметр, определяющий раздел справочной системы, который вызывается нажатием клавиши {F1}. Если вывод справки не предусмотрен, то значение аргумента Справка должно быть равно 0. Например, если функции задать аргументы MessageDlg('Сообщение',MtWarning,mbYesNoCancel,0), то будет выведена следующая окно сообщений:

Диалоговое окно сообщений функции MessageDlg()

Нажатие на кнопку приводит к вычислению значения функции, которое зависит от нажатой кнопки. Значение, возвращаемое функцией MessageDlg(), позволяет определить, какая из кнопок была нажата.

Таблица . Значения функции MessageDlg()

Нажатая кнопка Значения функции
ОК idOk
Да idYes
Нет idNo
Отмена idCancel
Стоп idAbort
Повтор idRetry
Пропустить idIgnory

Выполнение практической работы с использованием технологической карты.- 20 мин.

Практическая работа №4. Создание меню и панелей инструментов проектов.

1 уровень: Проект "Проверка знаний". Разработать проект, который задает учащемуся серию вопросов и проверяет правильность ответов. Перед началом тестирования провести регистрацию учащегося.

  Проект "Проверка знаний" на языке Delphi.
1 Разместить на форме кнопку Button1. Создать событийную процедуру TForm1.Button1Click().
2 С помощью функции InputBox() запросить имя и фамилию и присвоить ее значение строковой переменной A, а с помощью функции MessageDlg(), вывести результаты регистрации:

var

A:string;

B:integer;

C:string;

N:integer;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

A := InputBox('Регистрация', 'Введите ваше имя и фамилию:','');

B := MessageDlg('Уважаемый ' + A + ', Вы готовы к проверке знаний?', MtConfirmation, [mbYes,mbNo],0);

If B = idNo Then Exit;

end;

3 Запустить проект и щелкнуть по кнопке Начать проверку.

Рис. 2.17. Проект "Проверка знаний"

4 На появившемся диалоговом окне Регистрация ввести в текстовое поле имя и фамилию. Рис. 2.18. Диалоговое окно ввода Регистрация

5 Аргумент MtConfirmation обеспечивает вывод информационного окна типа Вопрос, а аргумент [mbYes,mbNo] - две кнопки Да и Нет.

Рис. 2.19. Диалоговое окно сообщений типа Вопрос

Щелчок по одно из кнопок приводит к возвращению функцией определенного значения (Да - idYes, Нет - idNo), которое присваивается числовой переменной B.

6 С помощью условного оператора в краткой форме реализуется либо выход из программы (щелчок по кнопке Нет), либо продолжение работы и переход к проверке знаний (щелчок по кнопке Да).

Вопрос задается с помощью функции InputBox, проверка правильности ответа производиться с помощью оператора условного перехода If-Then-Else, а вывод информации о правильности или неправильности ответа с помощью функции MessageDlg() в форме оператора и числовым значением аргумента [mbYes], что обеспечивает вывод информационной панели сообщений с одной кнопкой OK.

7 Ввести в событийную процедуру программный код, реализующий проверку знаний в виде последовательности вопросов. В целочисленной переменной N будем накапливать количество неправильных ответов:

C := InputBox('Чему равен 1 байт?:', 'Первый вопрос','');

If C = '8 бит'

Then

begin

MessageDlg('Правильно!', MtWarning, [mbYes],0);

end

Else

begin

MessageDlg('Неправильно!', MtWarning, [mbYes],0);

N := N + 1;

end;

C := InputBox('Переведите десятичное число 5 в двоичную систему счисления:', 'Второй вопрос','');

If C = '101'

Then

begin

MessageDlg('Правильно!', MtWarning, [mbYes],0);

end

Else

begin

MessageDlg('Неправильно!', MtWarning, [mbYes],0);

N := N + 1;

end;

MessageDlg('Уважаемый ' + A + ', Вы сделали '+IntToStr(N)+' ошибок', MtInformation, [mbOK], 0);

end;

end.

8 Запустить проект, пройти регистрацию и ответить на вопросы. Результат будет выведен с помощью информационного окна функции MessageDlg().

Рис. 2.20. Диалоговое окно сообщений типа Информация

         

2 уровень: В системе программирования Delphi создать проект "Проверка знаний", в котором добавить еще 3 вопроса.

3 уровень: В системе программирования Delphi создать проект "Проверка знаний", в котором добавить еще 5 вопросов.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. 5 мин.

Просмотр получившихся проектов учителем и учащимися. Обсуждение.

Этап коррекции знаний и способов действий. 3 мин.

Озвучивание типичных ошибок, их причин и коррекция результатов.

Этап информации о домашнем задании -1 мин

Создание теста на произвольную тему из 5-и(1-й уровень), 10-и (2 уровень), 15-и (3 уровень) вопросов.

Этап подведения итогов занятия -1 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

Этап рефлексии -1 мин

Закончи фразу "Сегодня на уроке я:"