Формирование культуры исследовательской деятельности младших школьников через учебный предмет "Окружающий мир" (4-й класс; образовательная система "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе программы " Мир и человек", разработанной А.А.Вахрушевым (образовательная программа "Школа 2100:").

Данный учебный предмет имеет своей целью: дать обучающимся представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний.

Изучение предмета "Окружающий мир" способствует решению следующих задач:

  • Подвести учеников к сознанию объективно существенных связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, используя предметные знания и умения;
  • Развивать познавательную активность;
  • Формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе;
  • Формировать общеучебные умения исследовательского характера: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в различных источниках, пользоваться энциклопедиями, справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
  • Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент "Полезные привычки" 8ч., который представлен следующими темами: Самоуважение. Привычки. Дружба. Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить "нет". И снова алкоголь. Алкоголь в компании.

Учебный предмет изучается в 4 классе, состоит из 34 часов, в том числе 16 часов на практические и лабораторные работы.

Содержание программы носит интегрированный, пропедевческий характер. При проведении уроков используются практические работы, элементарные опыты, беседы, деятельностные игры, работа в группах, работа в парах, экскурсии, межпредметная интеграция, исследовательская деятельность.

Широкая содержательная область даёт каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Богатое содержание не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности, либо индивидуально, либо в группе, обучение шло через желание школьника и его природную любознательность. В программе курса выделены:

  • виды связей между различными компонентами окружающего мира;
  • общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями;
  • исследовательские умения и навыки, которые влияют на развитие познавательных умений и навыков учащихся, на повышение учебной мотивации, на сохранение индивидуальности ребенка, на развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, на овладение обучающихся умениями и навыками самостоятельной работы.

Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников.

Итоговый и тематический контроль проводится в виде тестов, самостоятельных и проверочных работ.

В результате изучения данного предмета учащиеся должны:

Иметь представление

  • о строении и функционировании тела человека;
  • о простых механизмах, позволяющих увеличить силу человека;
  • о свойствах воды, воздуха, горных пород и минералов, металлов, топлива;
  • об электричестве, свойствах звука и света, новейших технологиях;

Устанавливать связи

  • между растениями и животными;
  • между деятельностью человека и природой;

Владеть исследовательскими умениями

  • пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
  • доказывать (устно) высказываемые утверждения;
  • описывать (устно) объекты (явления) природы;
  • пользоваться учебной и дополнительной литературой;

Знать

  • об изготовлении орудий труда и возникновении речи - как об основном отличии человека от животных;
  • об основных органах и системах органов человека, их функциях;
  • о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
  • об основных этапах становления человека и его разума;
  • важность воды для жизни живых организмов и человека;
  • основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
  • основные свойства воздуха (как газа);
  • применение важнейших полезных ископаемых;
  • об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
  • о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Уметь

  • находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
  • объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
  • ухаживать за своим телом;
  • составлять правильный режим дня.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ухода за растениями;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Материал, выделенный курсивом, не включен в примерную программу.

Учебно-тематический план.

Тема раздела Количество часов В том числе
лабораторных, практических, проверочных работ
1. Человек и его строение. 16 6 3
2. Рукотворная природа. 18 10 5
Итого: 34 16 8

Содержание программы.
4 класс (34 часа)

Раздел "Человек и его строение" - 16 часов

Как устроен организм человека. Кожа - "пограничник" организма. Как человек двигается. Путешествие бутерброда. Как удаляются ненужные вещества. Для чего и как мы дышим. Волшебная восьмерка. Что такое кровь. Почему наш организм работает слаженно. Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств. Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. Наши предки - древесные жители. На заре человечества.

Р.К. Вкусы и увлечения. Самоуважение. Привычки. Дружба. Учусь сопротивляться давлению.

Практические работы и опыты:

1. Определение свойств кожи.

2. Измерение объема грудной клетки до и во время вдоха, после выдоха.

3..Наблюдение за работой мышц в локтевом суставе (определить на ощупь, какие мышцы, как себя ведут при сгибании и разгибании руки).

4. Наблюдение за частотой дыхания до и после физической нагрузки (Приложение 1).

Групповая исследовательская работа:

1. Сформулировать правила питания и объяснить их смысл.

2. "Органы чувств. Устройство. Информация, которую они получают".

3. Сходство и отличие человека и обезьян.

Мини-исследования:

1. Составить меню ужина, в которое включены все необходимые организму вещества. (Приложение 1).

2. Определение частоты пульса. (Приложение 1).

Индивидуальная исследовательская работа:

1. История происхождения человека.

2. История развития орудий труда.

В результате изучения тем раздела обучающийся должен:

Овладеть исследовательскими умениями и навыками:

  • делать выводы, умозаключения через опору на жизненный опыт учащихся, работу с текстом учебника: анализ рисунков, вопросов, текста;
  • работать с научно-познавательным текстом через самостоятельное знакомство с содержанием текста; выделение главного и существенного в представленном тексте; передачу прочитанного текста в сжатом виде;
  • давать определения понятиям через сравнительное наблюдение; сравнение научного определения понятий; работу со справочниками; опору на жизненный опыт детей;
  • ставить вопросы по теме учителю, однокласснику через работу с текстом учебника;
  • видеть и решать проблемы через выделение главного в тексте, выдвижение предположений, наблюдение;

Иметь представление:

  • о строении и функционировании тела человека;
  • о здоровых увлечениях;
  • об охране органов чувств;

Знать /понимать:

  • основные органы и системы органов человека, их функции;
  • о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
  • основные этапы становления человека и его разума;

Уметь:

  • работать с научно-познавательным текстом;
  • применять полученные знания;

Иметь опыт:

  • групповой работы;
  • проведения исследований по самостоятельно выбранному плану;
  • ориентировки в ситуациях и принятие рациональных решений способствующих предупреждению поступков, разрушающих здоровье;

Раздел "Рукотворная природа" - 18 часов

Рукотворная жизнь. На службе у человека. Как стать сильным. Как человек использует свойства воды. Как человек использует свойства воздуха. Горные породы и минералы. Металлы. Приручение огня. Невидимая сила. Чудо - волны. Человек проникает в тайны природы. Как нам жить?

Р. К. Учусь говорить "нет". И снова алкоголь. Алкоголь в компании.

Практические работы и опыты.

1. Выталкивающая сила воды, сообщающиеся сосуды, растворение веществ в воде, опыт по фильтрованию.

2. Опыт с паром, совершающим работу.

3. Опыт со сжатием воды в шприце.

4. Опыт с электрической или зажженной керосиновой лампой.

5. Свойства металлов: пластичность, ковкость, блеск, расширение при нагревании.

6. Опыты: притягивание и отталкивание двух магнитов, натертый о шерсть шарик притягивается к волосам, натертая о шерсть эбонитовая палочка притягивает бумажки.

7. Опыт: показать колебания натянутой струны.

8. Опыт: преломление карандаша в стакане.

Групповая исследовательская работа:

1. Простые механизмы, дающие людям выигрыш в силе: рычаг, колесо, наклонная плоскость, ворот, клин.

2. Применение составных частей воздуха: азота, кислорода, углекислого газа.

3. Световые и звуковые волны.

Мини-исследование: Дом. исследование (стр. 11, № 9, 10.) (Приложение 1).

Индивидуальная исследовательская работа:

1. Одомашнивание животных и растений.

2. История огня (освещение и тепло);

3. Свет и цвет в природе.

4. Оптические эффекты: микро- и макромир.

5. Достижения современного человека.

Экологические проекты: "Капелька", "Какие бывают дожди" (Приложение 3).

В результате изучения тем раздела обучающийся должен:

Овладеть исследовательскими умениями и навыками:

  • вести наблюдения через опору на жизненный опыт, работу с вопросами и рисунками; демонстрацию предметов, явлений, опытов;
  • проводить эксперименты;
  • структурировать материал через непосредственное наблюдение, проведение опытов, выделение главного в тексте;
  • обосновывать и аргументировать суждения через анализ фактов, явлений, рисунков, непосредственное наблюдение, выделение главного в тексте;
  • делать выводы, умозаключения через сравнительное наблюдение при практическом и наглядном показе предметов, явлений, при проведении опытов;
  • давать определение понятиям через сравнительное наблюдение и сопоставление своего варианта понятия с вариантом учебника, с научным понятием; практический и наглядный показ предметов, явлений;
  • классифицировать через выделение существенных признаков, работу с вопросами и рисунками;
  • выдвигать гипотезы, предположения через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение; работу с текстом учебника: анализ рисунков, вопросов, текста;
  • доказывать и защищать свои идеи через опору на жизненный опыт детей, непосредственное наблюдение, анализ рисунков, вопросов, текста;

Иметь представление:

  • о классификации культурных растений (плодовые, овощные, полевые);
  • о простых механизмах, позволяющих увеличить силу человека;
  • о свойствах воды, воздуха, горных пород и минералов, металлов, топлива;
  • об электричестве, свойствах звука и света, новейших технологиях;
  • о взаимосвязях между живой и неживой природой;
  • о значении воды и воздуха для жизни растений, животных и человека;

Знать /понимать:

  • об основных этапах становления человека и его разума;
  • важность воды для жизни живых организмов и человека;
  • основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
  • основные свойства воздуха (как газа);
  • применение важнейших полезных ископаемых;
  • об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
  • о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Уметь:

  • описывать (устно) объекты (явления) природы;
  • пользоваться учебной и дополнительной литературой;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

Иметь опыт:

  • пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
  • доказывать (устно) высказываемые утверждения;
  • исследовательской работы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Литература.

1. Бахарева А.С. Внекласная работа по природоведению. Методическое пособие для учителей и воспитателей. - Шадринск: Изд - во Шадринского пединститута, 2000. - 58 с.

2. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод. Рекомендации. 2-е изд., доп./ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2005. - 42 с.

3. Вахрушев А.А., Раутиан А.С., Родыгина О.А. Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2003. - 176 с.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007. - 208 с.

5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с.

6. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для 4-го класса: Человек и природа. В 2 ч./Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006 - 80 с.

7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

8. Полезные привычки: пособие для учителя. Москва, 2000.

9. Полезные привычки: рабочая тетрадь для учеников 4 класс. Москва 2000.