Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе программы " Мир и человек", разработанной А.А.Вахрушевым (образовательная программа "Школа 2100:").
Данный учебный предмет имеет своей целью: дать обучающимся представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний.
Изучение предмета "Окружающий мир" способствует решению следующих задач:
- Подвести учеников к сознанию объективно существенных связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, используя предметные знания и умения;
- Развивать познавательную активность;
- Формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе;
- Формировать общеучебные умения исследовательского характера: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в различных источниках, пользоваться энциклопедиями, справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент "Полезные привычки" 8ч., который представлен следующими темами: Самоуважение. Привычки. Дружба. Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить "нет". И снова алкоголь. Алкоголь в компании.
Учебный предмет изучается в 4 классе, состоит из 34 часов, в том числе 16 часов на практические и лабораторные работы.
Содержание программы носит интегрированный, пропедевческий характер. При проведении уроков используются практические работы, элементарные опыты, беседы, деятельностные игры, работа в группах, работа в парах, экскурсии, межпредметная интеграция, исследовательская деятельность.
Широкая содержательная область даёт каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Богатое содержание не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности, либо индивидуально, либо в группе, обучение шло через желание школьника и его природную любознательность. В программе курса выделены:
- виды связей между различными компонентами окружающего мира;
- общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями;
- исследовательские умения и навыки, которые влияют на развитие познавательных умений и навыков учащихся, на повышение учебной мотивации, на сохранение индивидуальности ребенка, на развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, на овладение обучающихся умениями и навыками самостоятельной работы.
Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников.
Итоговый и тематический контроль проводится в виде тестов, самостоятельных и проверочных работ.
В результате изучения данного предмета учащиеся должны:
Иметь представление
- о строении и функционировании тела человека;
- о простых механизмах, позволяющих увеличить силу человека;
- о свойствах воды, воздуха, горных пород и минералов, металлов, топлива;
- об электричестве, свойствах звука и света, новейших технологиях;
Устанавливать связи
- между растениями и животными;
- между деятельностью человека и природой;
Владеть исследовательскими умениями
пользоваться источниками информации об
окружающем мире (наблюдать, проводить измерения
и опыты);
Знать
- об изготовлении орудий труда и возникновении речи - как об основном отличии человека от животных;
- об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- об основных этапах становления человека и его разума;
- важность воды для жизни живых организмов и человека;
- основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Уметь
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ухода за растениями;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Материал, выделенный курсивом, не включен в примерную программу.
Учебно-тематический план.
№ | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |||
лабораторных, практических, | проверочных работ | |||||
1. | Человек и его строение. | 16 | 6 | 3 | ||
2. | Рукотворная природа. | 18 | 10 | 5 | ||
Итого: | 34 | 16 | 8 |
Содержание программы.
4 класс (34 часа)
Раздел "Человек и его строение" - 16 часов
Как устроен организм человека. Кожа - "пограничник" организма. Как человек двигается. Путешествие бутерброда. Как удаляются ненужные вещества. Для чего и как мы дышим. Волшебная восьмерка. Что такое кровь. Почему наш организм работает слаженно. Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств. Родители и дети. Отчего мы иногда болеем. Наши предки - древесные жители. На заре человечества.
Р.К. Вкусы и увлечения. Самоуважение. Привычки. Дружба. Учусь сопротивляться давлению.
Практические работы и опыты:
1. Определение свойств кожи.
2. Измерение объема грудной клетки до и во время вдоха, после выдоха.
3..Наблюдение за работой мышц в локтевом суставе (определить на ощупь, какие мышцы, как себя ведут при сгибании и разгибании руки).
4. Наблюдение за частотой дыхания до и после физической нагрузки (Приложение 1).
Групповая исследовательская работа:
1. Сформулировать правила питания и объяснить их смысл.
2. "Органы чувств. Устройство. Информация, которую они получают".
3. Сходство и отличие человека и обезьян.
Мини-исследования:
1. Составить меню ужина, в которое включены все необходимые организму вещества. (Приложение 1).
2. Определение частоты пульса. (Приложение 1).
Индивидуальная исследовательская работа:
1. История происхождения человека.
2. История развития орудий труда.
В результате изучения тем раздела обучающийся должен:
Овладеть исследовательскими умениями и
навыками:
делать выводы, умозаключения через опору на
жизненный опыт учащихся, работу с текстом
учебника: анализ рисунков, вопросов, текста;
Иметь представление:
- о строении и функционировании тела человека;
- о здоровых увлечениях;
- об охране органов чувств;
Знать /понимать:
- основные органы и системы органов человека, их функции;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- основные этапы становления человека и его разума;
Уметь:
- работать с научно-познавательным текстом;
- применять полученные знания;
Иметь опыт:
- групповой работы;
- проведения исследований по самостоятельно выбранному плану;
- ориентировки в ситуациях и принятие рациональных решений способствующих предупреждению поступков, разрушающих здоровье;
Раздел "Рукотворная природа" - 18 часов
Рукотворная жизнь. На службе у человека. Как стать сильным. Как человек использует свойства воды. Как человек использует свойства воздуха. Горные породы и минералы. Металлы. Приручение огня. Невидимая сила. Чудо - волны. Человек проникает в тайны природы. Как нам жить?
Р. К. Учусь говорить "нет". И снова алкоголь. Алкоголь в компании.
Практические работы и опыты.
1. Выталкивающая сила воды, сообщающиеся сосуды, растворение веществ в воде, опыт по фильтрованию.
2. Опыт с паром, совершающим работу.
3. Опыт со сжатием воды в шприце.
4. Опыт с электрической или зажженной керосиновой лампой.
5. Свойства металлов: пластичность, ковкость, блеск, расширение при нагревании.
6. Опыты: притягивание и отталкивание двух магнитов, натертый о шерсть шарик притягивается к волосам, натертая о шерсть эбонитовая палочка притягивает бумажки.
7. Опыт: показать колебания натянутой струны.
8. Опыт: преломление карандаша в стакане.
Групповая исследовательская работа:
1. Простые механизмы, дающие людям выигрыш в силе: рычаг, колесо, наклонная плоскость, ворот, клин.
2. Применение составных частей воздуха: азота, кислорода, углекислого газа.
3. Световые и звуковые волны.
Мини-исследование: Дом. исследование (стр. 11, № 9, 10.) (Приложение 1).
Индивидуальная исследовательская работа:
1. Одомашнивание животных и растений.
2. История огня (освещение и тепло);
3. Свет и цвет в природе.
4. Оптические эффекты: микро- и макромир.
5. Достижения современного человека.
Экологические проекты: "Капелька", "Какие бывают дожди" (Приложение 3).
В результате изучения тем раздела обучающийся должен:
Овладеть исследовательскими умениями и
навыками:
вести наблюдения через опору на жизненный
опыт, работу с вопросами и рисунками;
демонстрацию предметов, явлений, опытов;
Иметь представление:
- о классификации культурных растений (плодовые, овощные, полевые);
- о простых механизмах, позволяющих увеличить силу человека;
- о свойствах воды, воздуха, горных пород и минералов, металлов, топлива;
- об электричестве, свойствах звука и света, новейших технологиях;
- о взаимосвязях между живой и неживой природой;
- о значении воды и воздуха для жизни растений, животных и человека;
Знать /понимать:
- об основных этапах становления человека и его разума;
- важность воды для жизни живых организмов и человека;
- основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Уметь:
- описывать (устно) объекты (явления) природы;
- пользоваться учебной и дополнительной литературой;
- выполнять правила личной гигиены;
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
Иметь опыт:
- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
- доказывать (устно) высказываемые утверждения;
- исследовательской работы.
Литература.
1. Бахарева А.С. Внекласная работа по природоведению. Методическое пособие для учителей и воспитателей. - Шадринск: Изд - во Шадринского пединститута, 2000. - 58 с.
2. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод. Рекомендации. 2-е изд., доп./ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2005. - 42 с.
3. Вахрушев А.А., Раутиан А.С., Родыгина О.А. Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2003. - 176 с.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007. - 208 с.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с.
6. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для 4-го класса: Человек и природа. В 2 ч./Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006 - 80 с.
7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
8. Полезные привычки: пособие для учителя. Москва, 2000.
9. Полезные привычки: рабочая тетрадь для учеников 4 класс. Москва 2000.