Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, развивающая.
Пояснение: при хорошей подготовке учащихся можно провести как один урок. При слабой подготовке можно разделить на два урока.
Цель урока.
Повторить и закрепить знания учащихся по способам представления чисел в позиционных системах счисления, переводу целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую и обратно с помощью программных сред обработки числовой информации Калькулятор и MS Excel.
Задачи урока.
- Образовательная – закрепить знания учащихся по способам представления чисел в позиционных системах счисления, переводу десятичных чисел в любую другую и обратно, повторение операций копирования, ввода формул и данных в ячейки электронной таблицы, построение точечных диаграмм.
- Развивающая – развитие логического мышления, формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний, умения обобщать, систематизировать полученные знания.
- Воспитательная – воспитание познавательного интереса учащихся, чувства товарищества, умения слушать.
Изучаемые вопросы:
- Система счисления: позиционная и непозиционная.
- Развернутая форма записи числа.
- Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
- Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую.
Практика. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую с помощью приложения “Калькулятор” и программы “MS Excel”.
Приобретаемые умения и навыки:
- Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно с помощью приложения Калькулятор.
- Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно с помощью ЭТ (Excel).
- Построение точечных диаграмм.
- Использование стандартных функций “ОКРУГЛВНИЗ” и “ОСТАТОК”.
Межпредметные связи: математика – координатная плоскость, округление чисел, деление с остатком.
Домашнее задание: § 45, вопрос № 4 (учебник И. Г. Семакин 7–9).
Ход урока
Мы переходим к изучению темы “Теоретические основы компьютера”. Она включает следующие темы:
- Представление чисел
- Машинная арифметика
- Представление команд
В теме “Представление чисел” рассматриваются следующие темы: “Системы счисления”, “Коды чисел”.
Цель. Повторить и углубить знания о системах счисления, перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую и обратно с помощью программных сред обработки числовой информации Калькулятор и MS Excel.
Презентация “Система счисления”
План изложения темы.
Системы счисления. Виды систем счисления (слайды 3–6). <Приложение 1>
Перевод десятичных чисел из десятичной системы счисления в любую другую и обратно. (Слайды 7–10)
Перевод целых чисел из десятичной системы счисления с помощью приложения Калькулятор в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. (Слайд 11)
Перевод целых чисел из десятичной системы счисления с помощью приложения Excel в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления, используя общий метод перевода.
Теория
I. Основные понятия темы
Цифра – это символ, используемый в записи числа.
Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – алфавит десятичной позиционной системы счисления
I, V, X, L, C, D, M – алфавит римской непозиционной системы счисления
Системы счисления: непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления.
Любое десятичное число можно представить в виде суммы произведений значащих цифр числа на степени десятки. Такое представление называется развернутой формой записи числа.
15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100
2534,6510 = 2 ·103 + 5 ·102 + 3 ·101 + 4 ·100 + 6 ·10-1 + 5 ·10-2
Эти примеры показывают, что в развернутой форме показатель степени десяти зависит от позиции соответствующей цифры в записи числа. Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа. Цифра в разряде единиц умножается на 100 = 1; цифра в разряде десятков умножается на 101 и т.д. Дробные разряды умножаются на отрицательные степени десяти: 10-1, 10-2, 10-3 и т.д.
Степень десятки равна номеру соответствующего разряда в числе.
Формула представления числа
Хb = an? · bп + … + a0 · b0 + a-1 · b-1 + ...
Число можно представить в виде суммы произведений составляющих его цифр на соответствующие степени основания системы. На этом принципе основан перевод чисел из любой СС в десятичную СС.
1111012 = 1 ·25 + 1 ·24 + 1 ·23 + 1 ·22 + 0 ·21 + 1 ·20 = 32 + 16 + 8 + 4 + 1 = 6110
3D16 = 3 ·161 + 13 ·160 = 48 + 13 =6110
Закрепление
- Какое количество цифр используется для записи чисел в восьмеричной СС?
- Назовите наибольшее однозначное число в десятичной СС? В шестнадцатеричной СС?
- Назовите числа соответствующее данному разложению в А8, А10.
1*82 + 3*81 + 5*80 (1358, 9310)
II. Перевод в десятичную СС
Данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток – это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком на основание системы и т.д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное – старшая цифра искомого числа.
Перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых.
Вертикальная черта отделяет целые части от дробных частей. Подчеркиванием отмечены искомые значения цифры дробного числа. Умножение повторяется до тех пор, пока в дробной части очередного произведения не получится ноль или не будет обнаружен период повторяющихся цифр.
Фронтальная работа.
Перевести число из А2 в А10: 1010112 43
Перевести число из А16 в А10: 4А16 74
Перевести число из А10 в А2: 17, 2510 10001, 01
III. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую с помощью приложения “Калькулятор”. (Слайд)
Практическая работа.
I. Перевести число 849 с помощью приложения Калькулятор в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
- Открыть приложение Калькулятор (Вид Инженерный)
- Ввести целое десятичное число 849.
- Перевести это число в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления. Полученные данные скопировать и вставить в электронную таблицу Excel (Практика.xls):
A10 | A10 | A2 | A10 | A8 | ||
849 | 849 | 849 |
II. Перевести с помощью Калькулятора данные из таблицы в десятичную систему счисления, занести их в таблицу Excel и построить точечную диаграмму. Файл сохранить в личной папке под именем praktika.xls
(Раздаточный материал с таблицами). <Приложение 4>
III. Используя метод перевода целого десятичного числа в другие системы счисления переведите число 849 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления, используя функции ЭТ:
= ОКРУГЛВНИЗ ()
= ОСТАТ ()
Теория.
Стандартные функции округления числа ОКРУГЛВНИЗ, ОКРУГЛВВЕРХ
= ОКРУГЛВНИЗ ( <АРИФМ ВЫРАЖЕНИЕ>; <КОЛ-ВО ДЕСЯТ. РАЗРЯДОВ>)
= ОКРУГЛВНИЗ (157,856; 0) 157
= ОКРУГЛВВЕРХ (157,856; 0) 158
= ОКРУГЛВНИЗ (157,856; 2) 157, 85
= ОКРУГЛВНИЗ (С4/2; 0) 78
- Какой объект является аргументом этой функции? (Числовое значение ячейки С4 разделить на 2.)
- Что означает, что второй аргумент имеет значение 0? (Полученное частное округлено с точностью до единицы.)
157, 856 |
78, 928 |
157 |
158 |
157,85 |
78 |
2. Стандартная функция ОСТАТОК
= ОСТАТОК (12, 6) 0
= ОСТАТОК (45, 2) 1
= ОСТАТОК (F4, 2)
= ОСТАТОК (<АРИФМ.ВЫРАЖ>, <НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО>)
61 | 1 |
30 | 0 |
15 | 1 |
7 | 1 |
3 | 1 |
1 | 1 |
6110 = 1111012
Итог урока.
Сегодня на уроке мы повторили и систематизировали ранее полученные знания, но и использовали различные программные среды для решения одной и той же задачи.
Мы сегодня познакомились с новыми возможностями приложения Калькулятор, и с новыми функциями и возможностями Excel.
Приложение 1
(презентация)
Приложение 2 (практическая
работа для учителя)
Приложение 3 (практическая
работа для учащихся)
Приложение 4 (таблицы)
Приложение 5 (текст
практической работы)