Задачи:
Оборудование: настенная физическая карта Республика Башкортостан, атласы РБ, таблица "Животные и растения РБ занесенные в "Красную книгу", статьи из местной газеты" Баймакский Вестник".
Ход урока
1. Постановка цели.
2. Словарная работа. Разъяснение значения написанных на доске слов:
- Экология
- Экосистема
- Экологический кризис
- Экологический мониторинг
- Экологическая политика
Учитель:
Ребята, обратите внимание на правописание этих слов и запомните, что:
- Экосистема-это совокупность живых организмов и среды их обитания.
- Экосистемы - основной объект изучения экологии.
- Экологический кризис - крайне неблагоприятные изменения природной среды, сопровождавшиеся массовой гибелью животных, растений, деградацией экосистем.
- Экологический мониторинг-система наблюдений и контроля за изменением экосистем.
- Экологическая политика-общегосударственные мероприятия, по решению проблем экологии и охраны природы.
Современная эпоха имеет множество названий, Ее называют "электронной", "космической", "ядерной". А еще нашу цивилизацию можно назвать "мусорной". Объем поступающих в природу отходов равна 40млрд. тонн. В помойные ямы превратились многие внутренние водоемы стран. Загрязнены все крупные реки мира. О том, в каком состоянии окружающая нас среда, вам расскажут ваши одноклассники:
Первый ученик:
Количество мусора, который накапливается в течение года, на одного жителя земли в среднем 150-600кг. Самое большое количество мусора приходится на жителя США-520 кг. , Западной Европы-300кг. , а в Москве на одного жителя приходится 320 кг.
Второй ученик:
Век назад горожанину хватало 1, 5 ведра воды, а сейчас норма- 18 ведер. Но мало кто укладывается в эту цифру. Если вы мылись 5 минут под краном, 30 литров воды убегает в канализацию. А этой воды С лихвой хватило бы, чтобы аккуратно вымыть слона.
Третий ученик:
В конце 1995 г. Эксперты ООН обнаружили, что дыра в озоновом слое над Антарктидой растет гораздо быстрее, чем раньше. Она стала в двое больше, чем 1 год назад и сравнялась по размеру с Европой. Увеличение озоновой дыры влечет за собой увеличение ультрафиолетового облучения.
Четвертый ученик:
Процесс опустынивания протекает со скоростью 7 км в час, 6, 9 млн. га в год. Кроме того, ежегодно 20 млн. га земли приходят в состояние сильной деградации.
Учитель:
Таких примеров можно привести много. Мы остановимся на нашем крае.
Какова экологическая обстановка в Республике Башкортостан и нашем Баймакском крае?
Наша Республика имеет богатые ресурсы: значительная ее часть занята лучшими почвами - черноземами. Здесь много лесов, лугов, пастбищных угодий, рек, озер, В лесах водятся разные виды промысловых животных, в реках и озерах ценные виды рыб, в лугах десятки видов лекарственных и пищевых растений. В недрах - нефть, уголь, руды. Богатые ресурсы позволили создать на территории республики мощную промышленность и с сельское хозяйство, заготавливать древесину в лесах, Выросли крупные города - Уфа, Стерлитамак, Октябрьск, Салават, Нефтекамск, Ишмибай.
Однако в хозяйственной политике республики было сделано много ошибок, что отрицательно сказалось на природе. И в настоящее время в Башкортостане загрязнены водоемы, возникла проблема чистой воды. Выбросы с предприятий и транспорта загрязняют атмосферу. Истощаются ресурсы почв, больше половины которых заражены эрозией. В лесах из-за вырубки происходит смена ценных пород деревьев - ели, сосны, пихты на менее ценную березу, осину. Истощаются прежде богатые травами степи. На них выпасается слишком много скота, и пышные разнотравно- ковыльные пастбища заменились на невзрачные и низкопродуктивные травостои из полыни и типчака.
В прошлом в наших реках было полно рыб, в лесах, степях и лугах водилось много промысловых птиц и ценных зверей. Стали редкими и исчезающими такие животные как:олень, бобр, выхухоль, куница, выдра, барсук, сурок;из птиц: лебедь-шипун, журавль, орел, глухарь, тетерев; из рыб: стерлядь, белуга.
Работа по карте на стр. 18 атласа Респ. Башкортостан. Анализ карты и формулировка вывода.
Ответы учащихся :
- К числу исчезающих и занесенных в Красную книгу относятся такие как:ландыш серебристый, кувшинка белая, ветреница луговая, сон- трава, водяной орех_ чилим, Венерин башмачок.
- Из животных: /используется так же настенный рисунок/: выхухоль, лиса - корсак, бурый медведь, белая куропатка, выдра, марал, косуля, лось, степной сурок, бобр.
Сильными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия по переработке нефти объединения "Башнефтехимзаводы", расположенные в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Туймазы, Белебее, Кумертау.
Ежегодно жители этих городов получают в Уфе - 130 тыс. т. вредных веществ, в Стерлитамаке - 19тыс. т. , Салавате - 13 тыс. т. , Белебее - 10 тыс. т.
Не действуют очистные сооружения таких заводов, как"Авангард" по производству серной кислоты, в "Салаватнефтеоргсинтез" из 250 вредных веществ выбрасываемых в атмосферу. , улавливаются только 17 видов. В Ишимбае, в Уфе выбросы формальдегида превышает 4 раза ПДК. А в таких заводах, как "Каустик", "Сода" используется оборудование уже дважды выработавшие свои ресурсы. И кроме того, воздушные массы постоянно приносят на территорию Башкортостана загрязненный воздух Магнитогорска, Челябинска, Нижнего Тагила и других уральских городов.
Постановка проблемного вопроса:
А какова экологическая ситуация в нашем районе? По степени освоенности и загрязненности наш район и вообще Зауралье относится к более благополучным районам. Наиболее загрязненная часть Башкортостана - Западная, второе по степени загрязненности занимает горная часть, и на третьем месте- Зауралье.
Но в нашем Баймакском районе тоже, в разной степени пострадали от хозяйственной деятельности людей- почти все компоненты.
Беседа, для выявления знаний по экологическим проблемам района.
После выяснения проблем, учащиеся делают записи в тетерадях:
- Проблемой №1 в районе является загрязнение малых рек. Они загрязняются "сельскохозяйственным сбросом, т.е. отходами животноводческих ферм.
- Сохранение степей. /Выступает ученик, знакомит с содержанием статьи "Как овцы степь съели" от17 января 1991года газеты"Октябрьское знамя" Учащиеся анализируют и комментируют статью.
- Эрозия почв. На территории Зилаирского совхоза, усиленные эрозионные процессы, образование оврагов, в результате интенсивного земледелия. Эрозия почв происходит и из-за строительства дорог без учета направления течения талых вод.
По городам Баймак и Сибай:
- Загрязнение воздуха
- Сброс сточных вод в реку Таналык
- Выпас домашнего скота в пределах города- в скверахи газонах, в местах лесонасаждений и садов.
Учитель:
Как видите, окружающая нас природа , серьезно больна, Экологическая ситуация некоторых территорий стала характеризоваться большой напряженностью и достигла экологического кризиса. Только экономический ущерб от этого исчисляется многими миллиардами рублей, не говоря уже о социальном, моральном, эстетическом и других видах ущерба. Экологические проблемы волнуют всех Особенно проникновенно, ис горечью пишут об этом поэты.
"Лирическая минутка"
С заранее полученными стихотворениями выступают учащиеся:
Первый ученик:
"В музее естествознания"/Р. Рождественский/
До теперешнее нашей Земли,
До ее снегов и метелей
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели,
Это личная их беда, за нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда,
И смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь направо и ветвь налево,
"Человек разумный" сидит
На вершине этого древа.
А над ним проносится век:
Повороты, круговороты:
Да неужто и человек -
Тупиковая ветвь природы?
Второй ученик :
А природа опять, то предельно проста,
То одета в цветастые перья
Удивляет меня не ее красота,
Удивляет ее терпение!
И когда сквозь асфальт,
Лепестков не теряя
Продирается после полуночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Для меня это, прежде всего -
Крик о помощи!
Третий ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он к нам открыт, в жару и стынь,
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Четвертый ученик:
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю,
Берегите!
М. Дудин.
Учитель:
Да, если красота природы вдохновляет, заставляет создавать картины, слагать песни, облагораживает человека, то такие стихи призывают к действию. И конечно люди осознают, что нужно что-то делать, действовать. Для охраны природы и рационального использования ресурсов в Башкортостане сделано и делается много.
Работа по карте на стр. 20 "Природопользование" по атласу Республики Башкортостан.
Ответьте на вопросы:
- Какие организации созданы в РБ по охране природы?
- Какие природоохранные мероприятия проводятся в РБ?
- Какие памятники природы имеются в РБ?
- Назовите заповедники, заказники РБ?
- Какие меры по охране и рациональному использованию ресурсов приняты в Баймакском районе?
Ответы учащихся по Баймакскому району:
-Проводятся лесонасаждения, окольцевание города деревьями хвойных пород
-Памятниками природы объявлены и охраняются:Лиственный лес в районе деревни Бахтигареево/ 100-летние деревья/, водопад Гадельша, создан заповедник"Ирендык".
По городу Баймак:
Осуществляется переход на чистое топливо- производится газофикация, строительство загородных кард, для домашних животных/ коров, овец населения
Учитель:
Все это необходимо, конечно. Но самое главное, ребята, то, что необходимо вернуть человеку любовь и уважение к земле, поднимать экологическую культуру населения. Эта задача важнее всех. И ее можно назвать экологией нравственной. Мы должны бороться за возрождение экологически чистой, здоровой среды обитания. Если не сумеем сохранить Землю, мы погибнем, не только как биологический вид, а как уникальная форма разумной жизни, оказавшейся недостаточно разумной чтобы выжить.
Поэтому мы должны иметь полную и правдивую информацию о состоянии природы, чтобы не повторять чужих ошибок, и всеми усилиями стараться предотвратить возможную катастрофу.
Взаимоотношения людей и природы нашли свое отражение в народном устном творчестве, а именно в пословицах, поговорках.
Вспомните, какие вы знаете поговорки, пословицы?
Ответы учащихся:
- Срубил дерево - посади два.
- Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
- Человек не напрасно прожил жизнь, если он посадил дерево.
- Возвращай земле долг и будет толк.
- Больше леса- больше снега, больше снега- больше хлеба, ит. д.
Вывод: вы ребята, будущие рабочие, служащие, директора предприятий. Очень скоро от вас будет зависеть обеспечение сохранности природы. Я верю, что вы внесете в это благородное дело свой вклад. Помните, что бережное отношение к природе- это долг каждого гражданина. А сейчас, пока учитесь, вы можете вести среди своих сверстников, соседей и другого населения города разъяснительную работу. Помогать поднимать экологическую культуру населения. Сами выполнять, и с других требовать выполнение правил поведения на природе.
Задание на дом:
Составить "Кодекс" законов туриста, Какие пункты, какие правила вы бы включили в "Кодекс"?