Игра "Умники и умницы". Тема: "Государственные символы России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Ключевые слова: умники и умницы


Цели урока:

  1. Дать учащимся основные знания о Государственном Флаге, Гербе и Гимне России.
  2. Воспитывать у них уважительное отношение к Государственным символам как символам государственной власти и чести гражданина страны.
  3. Воспитывать чувство гордости за историю своего Государства.

Форма: Игра “Умники и умницы”.

Методы: Интеллектуальный марафон.

Подготовительная работа: Рассказ-беседа с использованием наглядных пособий, расширяющие знания учащихся “Твой Кремль”.

Оформление:

  • Государственные Гербы и Флаги СССР;
  • Флаг гвардейского корабля;
  • Флаг Главнокомандующего Военно-Морским Флотом;
  • Вид на Кремль;
  • Герб и Флаг России;
  • Выставка книг “Наше достояние”.

Т.С.О: магнитофон, запись песни “Я люблю тебя, Россия”, “ Государственный Гимн”, мультимедийная система.

Литература: 1. Учебник “История России”; 2. “Твой Кремль”; 3. Материалы из Интернета.

Тема: “О Государственных символах России”

Цель:

  1. Дать учащимся основные знания о Государственном Флаге, Гербе и Гимне России;
  2. Воспитывать у них уважительного отношения к Государственным символам как символам государственной власти и чести гражданина страны.
  3. Форма: Игра “Умники и умницы”.
  4. Методы: интеллектуальный марафон.
  5. Подготовительная работа: рассказ – беседа с использованием наглядных пособий “Твой Кремль”, расширяющих знания учащихся.

Ход игры

Звучит песня “Я люблю тебя, Россия”.

Добрый день, уважаемые ребята и гости нашей игры. Сегодня у нас особая, необычная тема – “Государственные символы России”. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Родине.

Под музыку “С чего начинается Родина” ученик читает стихотворение:

“Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается,
А в нем конца и края нет.

Ведущий: Спасибо. Хочется поблагодарить вас, ребята, за собранный к этой игре материал, отражающий символы нашего государства. А теперь позвольте представить наш высокий ареопаг:

  1. Людмила Николаевна Лавренец – директор школы
  2. Ольга Васильевна Анашкина – организатор школы
  3. Любовь Кирилловна Ананьина – библиотекарь школы

Для участия в игре приглашаются первые три агониста. Перед вами три дорожки, которые предлагаю разыграть следующим образом. До сегодняшнего дня вы разделились на три группы, каждая из которых получила задание сочинить короткое стихотворение о символах нашего государства Прошу подойти к дорожкам по одному представителю группы. Уважаемый ареопаг, вам предстоит определить дорожки первым агонисгам. (Агонисты читают стихи).

Флаг.

Чем он дорог мне?
Как и всем в моей стране
Символом свободы, власти, чести,
Тот, который гордо нам нести.
Нет прекраснее на свете Флага, гимна и герба
Каждому, друзья, поверьте
Помнить надо их всегда!

Герб России.

Он прекрасен. В нём есть всё:
Петра Великого короны,
Власти символы,
Мощь двуглавого орла
Как торжество над чёрной силой!
Ареопаг дает оценку. Агонисты определяют дорожки.

Мы начинаем первый агон.

Вопрос для участника на красной дорожке (показывая флаг)

1. Почти десятилетие на рубеже XVII-XVIII века бело-сине-красный флаг служил
боевым знаменем России как на суше, так и на море. С кем связывает
народная молва бело-сине-красный флаг.

(С именем Петра Великого)

2. Назовите день Государственного флага Российской федерации. Когда он установлен?

(22 августа 1994)

Вопрос для участника на желтой дорожке (показывая фото)

1. Перед вами флаг России. Что олицетворяют цвета флага?

(Белый – свободу, синий – Богородицу, красный – смелость, великодушие).

2. Где можно увидеть Государственный флаг России? А самый большой?

(На государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждениях, на жилых домах в дни праздников и памятных событий, в рабочем кабинете президента, на его машинах, судах. Флаг 3 на 4 над

Кремлем).

3.Новый корабль проходит обряд крещения. Что вы знаете об этом?

(Служили торжественный молебен в присутствии царских сановников, иногда царя и членов императорской семьи. Во время молебна судно и поднятые флаги окроплялись святой водой, и под звуки национального гимна и салюта судно спускали на воду)

Вопрос для участника на зеленой дорожке.

1. Когда был утвержден Государственный флаг России?

(В 1917 – был утверждён России красного цвета, в 1918 – первая конституция установила официальный образец Государственного флага красного цвета с золотистыми буквами РСФСР. Государственный флаг России был прият в 1923)

2. Где записаны следующие слова: “Лица, виновные в осквернении Государственного флага РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

(В Положении о Государственном флаге России. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление нации и государства).

После ответа демонстрируется фото государственного флага РСФСР и СССР.

3. Назовите имена кораблей известных в истории России.

(Полтава, Гангут, Дмитрий Донской, Император Александр 3, Князь Суворов, Св. Петр, Аврора, Русалка).

4. Как называется высшая военно-морская награда? (1819 учреждена награда – Георгиевский флаг и вымпел)

К сожалению, первый агон закончили со штрафными очками на зеленой и жёлтой дорожках. Спасибо теоретикам за правильные ответы.

Переход ко 2 агону.

Продолжаем игру и желаем успехов агонистам во втором агоне.

Предлагаем вашему вниманию следующие вопросы для отбора игроков 2 агона

1. Как называли нашу страну от древних времен до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя, Российская Республика, СССР, Российская Федерация.)

2. Как называются документы, в которых записаны своды законов и правил? (Кодексы)

3. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина? (паспорт)

Вопрос участнику на красной дорожке.

1. Как выглядел военно-морской флаг после революции?

(После революции военно-морской флаг получил новые символы. Советский военно-морской флаг – белое полотнище с голубой каймой в нижней части и с изображением в правой половине красной пятиконечной звезды, а в левой – перекрещенные серп и молот. После 1991 года военно-морскому флагу был возвращен Андреевский флаг).

2. Что вы знаете из истории Герба?

(Герб России – двуглавый орел – является государственной Эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет, утверждён в 1497 г. Впервые он появился на Руси как государственный Герб на восковой печати и представлял символ ее освобождения. На лицевой стороне был изображен герб Московского княжества в виде всадника, поражающего дракона (в 1730 г. получившего название святого Георгия). На оборотной стороне был изображен двуглавый орел.

Обратимся к теоретикам. Это орден.

Вопрос участнику на жёлтой дорожке.

1. Где закреплены символы гос. Власти?

(В статье 70 Конституции РФ (1993) закреплены символы государственной Власти: Герб, флаг, гимн.

2. Как выглядит Герб?

(Герб – изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенный на красном щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, объединенных лентой (двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной). В правой лапе орла – скипетр, а в левой – дерисава. На груди на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного, опрокинутого навзничь, и попранного конем дракона).

3. Когда был вновь возвращен на российский герб державный орел?

(В1993)

Вопрос участнику на зелёной дорожке.

1. Где можно увидеть Герб России?

(помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, на зданиях палат, правительства, Конституционного суда, Верховного Суда и прочих судов РФ, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а так же на гербовых печатях, пограничных знаках, знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан РФ.

2. Как выглядел герб СССР?

(Герб СССР утвержден в 1923 и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” В верхней части – пятиконечная звезда

3. До какого года оставался двуглавый орел на печатях? (до 1918 г.)

4. Когда Герб был снят с Кремлевских стен? (в 1935)

Переход к 3 агону.

Приглашаем к дорожкам победителей 1 и 2 агонов и теоретика, набравшего наибольшее количество орденов. Приступая к 3 агону, хочется спросить вас о каком же символе, как вы думаете, пойдет сейчас речь? Вы правы о Гимне. Мы рады поздравить победителя красной дорожки. А также теоретиков, активно принимавших участие и показавших знания

Государственных символов России и их истории. Благодарим ареопаг за работу.

Вопросы для ученика на красной дорожке:

1. Кем написан 2 официальный Гимн?

(Вторым официальным Гимном Российской империи стала торжественно-патриотическая песнь “Боже, царя храни”, написанная В.А. Жуковским (композитор А.Ф. Львов). Впервые она была исполнена в Москве в Большом театре 11 декабря 1833, затем 25 декабря в Санкт-Петербурге.

2. 2 официальный Гимн был самым коротким в мире. Прочтите его.

Боже, царя храни
Сильный, державный
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный,
Боже, царя храни.

Вопросы для ученика на жёлтой дорожке:

1. Что вы знаете о первом официальном гимне?

(Первым официальным гимном стала молитва русских, слова которой, написал В.А. Жуковский на мелодию английского королевского гимна “Боже, храни короля”.

2. Где можно было услышать Гимн?

(Он обязательно исполнялся на военных парадах, разводах, при освящении знамён, на утренних и вечерних молитвах в армии и на флоте, во время принятия присяги, в гражданских учреждениях, на всех официальных церемониях)

3. Когда был утвержден Гимн “Союз нерушимый республик народных?”

(1944 был утвержден новый гимн текст СВ. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова)

Вопросы для ученика на зеленой дорожке:

1. Что стало с гимном в 1917 г?

(Гимн Российской империи был упразднен. Первоначально его роль выполняла “Русская Марсельеза”, а затем – международный пролетарский гимн и партийный гимн российской социап-демократии “Интернационал” текст Э Потле, АЯ.Коца, музыка П. Дегейтера

2. Когда и кем написан последний Гимн?

(В 2001 гимном становится гимн на музыка А.В. Александрова с обновленным текстом СВ. Михалкова)

3. Когда мы слышим исполнение гимна?

(Во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными Органами, например, при поднятии государственного Флага. Государственный Гимн транслируется телерадиокомпаниями в новогоднюю ночь, в дни государственных Праздников, на спортивных соревнованиях)

4. Назовите несколько строчек Государственного Гимна

Россия – священная наша держава
Россия – любимая наша страна
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов Союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши река и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом родная земля!

Припев

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев

Подведём итоги. Слово высокому ареопага.