Человека всегда интересовало, что представляет собой мир, в котором мы живем, какие явления скрываются за великолепной россыпью звезд, украшающей ночное небо Земли. В ходе астрономических исследований перед людьми не раз возникали удивительные загадки. А поиски ответа не только расширяли и углубляли наши знания о Вселенной, но и помогали решать чисто земные задачи. И решать эти задачи в будущем придется нынешнему поколению.
А как быть, если в учебном плане нет часов на предмет астрономия? Над этим вопросом учителя нашего образовательного учреждения задумались еще десять лет назад. В процессе поиска они пришли к выводу: необходима организация любительских занятий астрономией, т. к. в процессе таких занятий у ребенка вырабатывается немало очень ценных качеств: наблюдательность, аккуратность, выдержка, терпение, точность в выполнении алгоритма, способность мыслить нестандартно, самостоятельность в решении поставленных задач, умение работать с первоисточником, с книгой. Но как строить эту работу с разновозрастными группами учащихся с учетом их психологических особенностей: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску? Осуществить это сложно без достаточной материальной базы. Возникла необходимость в установлении связи с музеем космонавтики аэрокосмического лицея и Мемориальным музейным центром им. Ю.В. Кондратюка, расположенным в доме, где в течение ряда лет он жил и работал.
С первого по одиннадцатый класс учащиеся неоднократно посещают музей, открывая для себя все новые грани, вдохновляющие их к более глубокому изучению достижений космических исследований. Нами была разработана система внеклассных занятий, посвященная изучению проблем космоса, истории освоения космического пространства, пионерам космоса. Предлагаем фрагменты нашей программы.
1 класс. Земля – наш космический дом.
2 класс. Солнце. Что я знаю о нем.
5 класс. Вестники Вселенной.
Рассказывает свет.
8 класс. Рисуем Луну.
Лунный свет.
Луна в тени Земли.
Покрытия звезд Луной.
Фотографирование Луны.
11 класс. Переменные звезды.
Серебристые облака.
В небе – спутники.
Ежегодно проводим декаду посвященную изучению космического пространства.
Цели проведения декады:
- Развитие интереса к теме, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи.
- Формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллективизма, духа соревнования.
- Знакомство учащихся с жизнью и творчеством известных ученых.
Начало занятий связывается с днем запуска первого искусственного спутника (октябрь).
Перечень мероприятий, посвященных 50-летию запуска первого ИСЗ.
- Выставка рисунков и поделок «Космос и я». 5 – 8 классы.
- Посещение музея Ю.В. Кондратюка. 8 кл.
- Физико-математические чтения «Освоение космического пространства». 9-11 классы.
- Путешествие «Наш дом – Земля». 1 класс.
- Викторина «Космос». 2, 3 классы.
- Устный журнал. 4 классы.
- Интеллектуальная игра «Наш космический дом» для учащихся 5 – 8 классов.
В течение всего учебного года проводятся занятия в различной форме: викторина, путешествие, защита проекта и др. В январе – феврале, в день проведения школьной научно-практической конференции в секции «Космос и я» ребята защищают свои проекты. Лучшие работы неоднократно представляются на городском конкурсе исследовательских проектов и на международном художественном конкурсе «Космос и я».
В 2007 году разнообразные по содержанию и технике исполнения работы: лепка, сочинения, фильм, презентации отмечены дипломами конкурса «Космос и я». За оригинальность исполнения работа на английском языке учащихся 10 класса получила специальный приз жюри.
В 2008 году презентация ученика 8 класса «Жизнь в
творческом горении» получила специальный приз
музея им. Кондратюка.
Фильм на стихи ученика 6 класса и музыку ученика 5
класса занял третье место на конкурсе «Космос и
я».
Кроме этого, два года подряд наши ученики
являются дипломантами городского конкурса
исследовательских проектов. В 2007 году трое из них
вошли в десятку призеров, а в 2008 – победу одержал
ученик 5 класса за многоплановость подачи
материалов (презентация, игры, созданные в
программе GameMaker, сайт «Прерванный полет»,
посвященный Юрию Гагарину).
В настоящее время идет исследование необычных фотографий солнечного затмения, сделанных учащимися в августе 2008, решается проблема «Что бы это значило?»
Представляем фрагмент презентации ученика восьмого класса Яковлева Дениса «Жизнь в творческом горении» о жизни и деятельности Ю. В. Кондратюка. (Приложение)