Тема. Звонкие и глухие согласные.
Цели:
- способствовать организации работы учащихся над различием звонких и глухих согласных;
- формировать умения у учащихся находить звонкие и глухие согласные;
- пробудить интерес у школьников к живописи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки, таблица «Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные», орфоэпическое лото, «Этимологический словарь русского языка» (сост.Е.Грубер), репродукции картин И.И.Машкова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие
Добрый день, мои друзья,
Встречи с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
2) Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.
II. Проверка выполнения домашнего задания
1) Проверка выполнения индивидуального задания.
Работа у доски (с тетрадью).
Решение фонетической задачи.
Задача. Определите, в каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел;
б) съел;
в) сяду;
г) съешь;
д) поешь.
Ответ: г).
2) Выполнение задания, подобному домашнему упражнению 271
Задание. Чем различаются приведённые слова по звуковому составу? Составьте словосочетание с любыми двумя парами слов. Сделайте разбор одного словосочетания.
Нос – нёс, был – бил, пуд – путь.
3) Работа по карточке
«Продолжи ответ».
1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает … 2. Гласные звуки бывают … и состоят только из … 3. Согласные бывают ... , … 4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные …
III. Актуализация опорных знаний
1) Словарно орфографическая работа (взаимомопроверка)
Лу..ший уч..ник, к..ричн..вый п..ртфель, зн..комый пр.дмет , в..сьмилетний п..мощник, ..кончить п..сьмо, ч..дес(?)ный п..ртрет, уд..вит..льная в..кт..рина.
Дополнительное задание: разбор слова по составу (помощник).
2) Орфоэпическое лото
Распределить слова по учебным предметам (ИЗО, математика, физкультура) и расставить ударение.
Слова: гуашь, эскиз, натюрморт, акварель; координата, вектор, интеграл, кроссовый, акробатика, лазанье.
– Что такое натюрморт? Запись слова в словарик. Какие натюрморты вам известны?
3) Рассмотрение репродукций картин И.И.Машкова
4) Творческое задание
Составить предложение по картине.
Художник И.И.Машков изобразил…(дары природы) или нарисовал.. (красочный натюрморт).
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1) Слово учителя. Однажды в стране
Фонетика появился волшебник из другого
королевства. Ему так она понравилась, что он
захотел поближе познакомиться с её жителями.
Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень
огорчился. . Поэтому решил каждому жителю
подарить по волшебному «костюмчику». Это
касалось, в частности, согласных звуков.
– Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели
согласные звуки?(Они стали звонкими и глухими,
твёрдыми и мягкими).
Твёрдые и мягкие согласные были рассмотрены нами
на прошлом уроке, а сегодня мы должны будем
научиться различатьзвонкие и глухие согласные
звуки.
2) Работа с учебником (с.116.) Ответы на вопросы §56 (в слове стол есть глухие и звонкие согласные, шкаф – все согласные глухие, в слове журнал – только звонкие согласные).
– Как вы определили, где глухие, а где звонкие согласные? (Глухие произносятся без голоса, звонкие – с голосом и шумом.)
3) Знакомство с теоретическими сведениями на с.116.
– Каких согласных – звонких или глухих – больше в русском языке? (Звонких – 20, глухих – 16). Это одно из доказательств того, что русский язык звучный.
4) Работа с таблицей
Пользуясь учебником, заполнить вторую часть таблицы (глухие согласные).
V. Первичная проверка понимания изученного
1) Работа с учебником.
Упр.276 (устно).
Вывод: парные звонкие и глухие согласные – разные звуки, с их помощью мы различаем слова по смыслу.
2) Чтение правила на стр.118
3) Работа с дидактическим материалом
Образец: Сказка-сказочка
1) Я люблю народные сказки
2) Как душисты ягодки земляники!
3) От ветра клонилась гибкая берёзка
4) Лодка медленно плыла по реке
5) Громко лает дворняжка.
VI. Закрепление новых знаний и способов действий
1) Лексическая работа
На доске записаны слова: батут, йогурт, жалюзи, боулинг, бандана, лаваш, билборд.
– Где вы встречались с этими словами? Дайте лексическое значение этих слов.
Подчеркните:
1 вариант – глухие согласные;
2 вариант – звонкие согласные.
2) Индивидуальная работа
Работа с этимологическим словарём (билборд)
Синтаксический разбор предложения: Улицы
столицы изобилуют билбордами. (Назвать
грамматическую основу).
3) Лингвофизминутка.
Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.
VII. Обобщение и систематизация знаний
Разноуровневые самостоятельные задания.
На «5»:Записать в 1-й столбик слова, в которых происходит озвончение глухого согласного, а во 2-й столбик – слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.
Образец: Озвончение: просьба; оглушение: дуб.
Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул,ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил.
На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные.
Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания»
На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков.
[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
------------------------
[п]
VIII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Проверочная работа. Тестирование.
1. Сколько звуков в слове день?
А) 4;
Б) 3;
В) 5.
2. Какой согласный не имеет пары по глухости?
А) [м]
Б) [ж]
В) [б]
3. Оглушение – это:
А) звонкий согласный меняется на парный глухой;
Б) глухой согласный меняется на парный звонкий.
4. Какой согласный имеет пару по глухости?
А) [х]
Б) [щ]
Ответы: 1) б; 2) а; 3) а; 4) в.
IX. Коррекция знаний и способов действий
Дополнительное задание:
Луна или Марс?
Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.
X. Информация о домашнем задании
Индивидуальное задание:решить фонетическую задачу.
Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?
А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.
Ответ: Б.
§ 55, стр.116, 118. Упражненние 277 или 279 (по выбору).
XI. Подведение итогов урока
– Пользуясь составленной вами таблицей,
выясним, какие же звонкие и глухие согласные
образуют пары?
– Какие звуки не имеют парных звуков?
XII. Рефлексия «Выбери дистанцию»