Урок русского языка в 5-м классе "Звонкие и глухие согласные"

Разделы: Русский язык


Тема. Звонкие и глухие согласные.

Цели:

  • способствовать организации работы учащихся над различием звонких и глухих согласных;
  • формировать умения у учащихся находить звонкие и глухие согласные;
  • пробудить интерес у школьников к живописи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки, таблица «Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные», орфоэпическое лото, «Этимологический словарь русского языка» (сост.Е.Грубер), репродукции картин И.И.Машкова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие

Добрый день, мои друзья,
Встречи с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

2) Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.

II. Проверка выполнения домашнего задания

1) Проверка выполнения индивидуального задания.

Работа у доски (с тетрадью).

Решение фонетической задачи.

Задача. Определите, в каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?

а) сел;
б) съел;
в) сяду;
г) съешь;
д) поешь.

Ответ: г).

2) Выполнение задания, подобному домашнему упражнению 271

Задание. Чем различаются приведённые слова по звуковому составу? Составьте словосочетание с любыми двумя парами слов. Сделайте разбор одного словосочетания.

Нос – нёс, был – бил, пуд – путь.

3) Работа по карточке

«Продолжи ответ».

1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает … 2. Гласные звуки бывают … и состоят только из … 3. Согласные бывают ... , … 4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные …

III. Актуализация опорных знаний

1) Словарно орфографическая работа (взаимомопроверка)

Лу..ший уч..ник, к..ричн..вый п..ртфель, зн..комый пр.дмет , в..сьмилетний п..мощник, ..кончить п..сьмо, ч..дес(?)ный п..ртрет, уд..вит..льная в..кт..рина.

Дополнительное задание: разбор слова по составу (помощник).

2) Орфоэпическое лото

Распределить слова по учебным предметам (ИЗО, математика, физкультура) и расставить ударение.

Слова: гуашь, эскиз, натюрморт, акварель; координата, вектор, интеграл, кроссовый, акробатика, лазанье.

– Что такое натюрморт? Запись слова в словарик. Какие натюрморты вам известны?

3) Рассмотрение репродукций картин И.И.Машкова

4) Творческое задание

Составить предложение по картине.

Художник И.И.Машков изобразил…(дары природы) или нарисовал.. (красочный натюрморт).

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

1) Слово учителя. Однажды в стране Фонетика появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. . Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Это касалось, в частности, согласных звуков.
– Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели согласные звуки?(Они стали звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).
Твёрдые и мягкие согласные были рассмотрены нами на прошлом уроке, а сегодня мы должны будем научиться различатьзвонкие и глухие согласные звуки.

2) Работа с учебником (с.116.) Ответы на вопросы §56 (в слове стол есть глухие и звонкие согласные, шкаф – все согласные глухие, в слове журнал – только звонкие согласные).

– Как вы определили, где глухие, а где звонкие согласные? (Глухие произносятся без голоса, звонкие – с голосом и шумом.)

3) Знакомство с теоретическими сведениями на с.116.

– Каких согласных – звонких или глухих – больше в русском языке? (Звонких – 20, глухих – 16). Это одно из доказательств того, что русский язык звучный.

4) Работа с таблицей

Пользуясь учебником, заполнить вторую часть таблицы (глухие согласные).

V. Первичная проверка понимания изученного

1) Работа с учебником.

Упр.276 (устно).

Вывод: парные звонкие и глухие согласные – разные звуки, с их помощью мы различаем слова по смыслу.

2) Чтение правила на стр.118

3) Работа с дидактическим материалом

Образец: Сказка-сказочка

1) Я люблю народные сказки
2) Как душисты ягодки земляники!
3) От ветра клонилась гибкая берёзка
4) Лодка медленно плыла по реке
5) Громко лает дворняжка.

VI. Закрепление новых знаний и способов действий

1) Лексическая работа

На доске записаны слова: батут, йогурт, жалюзи, боулинг, бандана, лаваш, билборд.

– Где вы встречались с этими словами? Дайте лексическое значение этих слов.

Подчеркните:

1 вариант – глухие согласные;
2 вариант – звонкие согласные.

2) Индивидуальная работа

Работа с этимологическим словарём (билборд)
Синтаксический разбор предложения: Улицы столицы изобилуют билбордами. (Назвать грамматическую основу).

3) Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.

VII. Обобщение и систематизация знаний

Разноуровневые самостоятельные задания.

На «5»:Записать в 1-й столбик слова, в которых происходит озвончение глухого согласного, а во 2-й столбик – слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

Образец: Озвончение: просьба; оглушение: дуб.

Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул,ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил.

На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные.

Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания»

На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков.

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
------------------------
[п]

VIII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Проверочная работа. Тестирование.

1. Сколько звуков в слове день?

А) 4;
Б) 3;
В) 5.

2. Какой согласный не имеет пары по глухости?

А) [м]
Б) [ж]
В) [б]

3. Оглушение – это:

А) звонкий согласный меняется на парный глухой;
Б) глухой согласный меняется на парный звонкий.

4. Какой согласный имеет пару по глухости?

А) [х]
Б) [щ]

Ответы: 1) б; 2) а; 3) а; 4) в.

IX. Коррекция знаний и способов действий

Дополнительное задание:

Луна или Марс?

Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.

X. Информация о домашнем задании

Индивидуальное задание:решить фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

Ответ: Б.

§ 55, стр.116, 118. Упражненние 277 или 279 (по выбору).

XI. Подведение итогов урока

– Пользуясь составленной вами таблицей, выясним, какие же звонкие и глухие согласные образуют пары?
– Какие звуки не имеют парных звуков?

XII. Рефлексия «Выбери дистанцию»