Бинарный урок (информатика + география) по теме "История заселения территории Саратовской области"

Разделы: География, Информатика


Цель урока географии: Показать значение народов и их обычаев в жизни населения Саратовской области.

Цель урока информатики: заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал.

Задачи урока географии:

  1. Познакомить учащихся с особенностями заселения территории.
  2. Выявить особенности миграций и национального состава.
  3. Совершенствовать умения по составлению опорного конспекта на контурной карте.
  4. Развивать у школьников познавательный интерес, активность, самостоятельность.
  5. Воспитывать толерантность.

Задачи урока географии:

  1. Закрепить полученные знания и навыки работы с однотабличной базой данных.
  2. Разработать однотабличную базу данных “Население Саратовской области”.
  3. Заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал.
  4. Создать запрос “Численность населения”.
  5. Создать отчет “Суммарная численность населения”.

Тип урока: география -Объяснение нового материала.

Информатика – закрепление ЗУН.

Форма урока: Нетрадиционный бинарный урок

Время: 2 урока.

Оборудование: Политическая карта мира, карта Саратовской области, компьютер, диск с звукозаписью, опорный конспект-схема, выставка книг, презентация, тест, раздаточный материал.

План урока

Содержание этапа урока Виды и формы работы
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока, инструктаж по ТБ.
3. Актуализация знаний учащихся Фронтальный опрос
4. Объяснение нового материала. Работа с тетрадью.
5. Физминутка.  
6. Обобщение и систематизация знаний. Индивидуальная работа на ПК
7.Закрепление ЗУН Работа на ПК, фронтальная работа
8. Подведение итога. Оценивание.
9. Домашнее задание. Фиксирование д/з

 Оформление на доске

Тема: История заселения территории Саратовской области.

Миграция и национальный состав. Наполнение базы данных с использование форм.

Определение термина - толерантность.

План.

  1. История населения территории области.
  2. Миграция.
  3. Национальный состав.
  4. Создание формы “Население Саратовской области”
  5. Заполнение базы данных через форму.
  6. Создание запроса “Население Саратовской области”
  7. Создание отчета “Население Саратовской области”
  8. Традиции и особенности народов

I. Организация урока

Приветствие.

Сегодня у нас необычный урок. Интегрированный урок. На уроке вы покажете не только знания по географии, но и по информатике.

II. Мотивационное начало урока

Тема урока “История заселения территории Саратовской области. Миграция и национальный состав. Наполнение базы данных с использование форм”.

Учитель информатики: Так как мы в течение урока будем работать на компьютере, необходимо прослушать инструкцию по технике безопасности.

Инструктаж

– Нельзя самостоятельно, без разрешения преподавателя, включать и выключать компьютеры.
– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и проводов.
– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
– Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения преподавателя.
– В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать преподавателя.

Звучит запись пения птиц. <Приложение 2>

Учитель географии интересуется, не услышали ли они в птичьем хоре “лишний голос”. Дети затрудняются ответить, учитель предлагает вернуться к нему в конце урока и обращает внимание на план урока и определение термина – толерантность.

III. Актуализация знаний учащихся

– Что такое база данных?

– Какие объекты включает в себя база данных?

– Назовите классификацию баз данных?

– Что такое запрос?

– Что такое таблица?

– Какие четыре операции выполняет СУБД?

– Что такое отчет?

– Какие типы данных MS Access вы знаете?

– Какие объекты включает в себя база данных?

– Назовите три способа создания таблиц?

IV. Изучение новой темы

1. История населения территории области.

Рассказ учителя географии.

Древний мир таит немало загадок, хотя на фоне Поволжья можно нарисовать картину эволюции общими штрихами и без “машины времени”. Для этого достаточно посетить Исторический музей нашего города. Находки последних лет позволяют заглянуть в эпохи 100-летней давности.

Каменный век…

Теплый климат, бурная растительность речной долины давали тогда все, что необходимо для развития популяции древнего человека.

Рядом – прекрасная вода, рыба, грибы и коренья. Богатая растительность и дикие животные, которых позже удалось приручить, – все это способствовало эволюционному процессу.

На смену диким туземцам пришли кроманьонцы. От них пошел род человеческий, т.к. они обладали сравнительно высокой культурой.

В эпоху металла Поволжье становится колыбелью древнейшей цивилизации России – арийской расы.

На найденных сосудах хорошо видна символика древних племен нашего края единства земли (ромб) и солнца (вращающиеся лучи свастики). Свастика раньше рисовалась трех лучевой и четырех лучевой, правостороннего изгиба луча и левосторонняя. Правостороннюю свастику считают символом человечности, а левостороннюю – символом злых духов. Трех лучевая свастика неполное добро и зло. К сожалению, в ХХ веке новой эры Адольф Гитлер и его последователи, украв символику у древних волжан, скомпрометировали ее мировым пожаром.

В конце второго начале первого тысячелетия до н.э. на нашей земле жили воинственные племена амазонок… Мужей себе девушки выбирали в племенах, на которые нападали. Когда рождались дети, амазонки выпроваживали мужей вместе с мальчиками в их племя, а девочек воспитывали сами. Со временем скифские юноши переселились к амазонкам. Возникло племя сармат, это в Правобережье. А в левобережье обосновались предки мордвы. Они Финоязычны и по облику европеоиды, со слабой, едва заметной примесью монголоидности.

В первом тысячелетии новой эры началась эпоха кочевого хозяйства – сарматского, тюркского этносов. Все эти культуры оставили свой след на Балаковской земле, и постепенно этнос Поволжья становился пестрым и ярким, как весенний луг…

За 20 веков славяне, русские, мордва, татары, башкиры и другие субъэтносы белой и желтой рас притерпелись общностью территории, культурными и торговыми связями, что все вместе теперь составляет мощный российский этнос. Поэтому любой грамотный россиянин не будет говорить: “Россия – для русских!”. Он скажет: “Россия – для россиян!”…

О появлении славян и русинов в нашей области история умалчивает, хотя следы их культуры сохранились в бассейне реки Хопер.

2. Миграция.

Объяснение учителя географии по схеме.

По ходу изучения вопроса, учащиеся выполняют опорный конспект на контурной карте Саратовской области. Миграционные движения по области сложны и разнонаправлены.

С распадом СССР миграционное сальдо положительно: много беженцев и переселенцев, которые покрыли естественную убыль населения.

За 1992–1995 гг. в наш край прибыло 40000 человек (презентация, Слайд 1). <Приложение>

3. Национальный состав.

Саратовская область многонациональна, в ней проживает более 110 национальностей. Это результат исторического процесса.

Основными по численности в области являются восемь национальностей:

Русские – 85,6%; украинцы – 3,8%; казахи – 2,8%; татары – 2%; мордва – 0,9%; чуваши – 0,8%; белорусы – 0,7%; немцы – 0,6%.

Численность немцев резко снизилась из-за депортации их в 1941 году в Сибирь и Казахстан. Долговременное, совместное проживание сглаживает многие национальные особенности, интернационализирует образ жизни народов.

Учащиеся фиксируют таблицу “Население Саратовской области”

4. Традиции и особенности народов.

Обычаи, традиции, особенности народов в кратких сообщениях учащихся. Итак, вы узнали о том, что мировые религии, которые исповедуют народы Саратовской области, проповедуют только добро. Во-вторых, теперь понятно, почему так разнообразна кухня наших жителей. А главное, вы поняли значение каждого народа в развитии общества.

Каждый народ имеет своих писателей, поэтов, художников, архитекторов и первооткрывателей.

Они подарили любовь к жизни и красоту через свои произведения всему миру.

Детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент.

Вопрос: Какой музыкальный инструмент можно убрать из оркестра, исполняющего это произведение?

Ребята понимают, что в пении птиц, игре слаженного оркестра нет лишнего. В результате дискуссии дети приходят к выводу, что на нашей планете все взаимосвязано и имеет право на жизнь, право на сосуществование.

Сообщение учителя географии о традициях и особенностях народов. <Приложение 3>

Далее учитель обращает внимание на главный вопрос современности…

Каждый нормальный человек мечтает о мире во всем Мире, а для этого всем необходимо быть толерантными к окружающим, вне зависимости от национальности и религии.

V. Физминутка

VI. Обобщение и систематизация знаний

Учитель информатики: Учащиеся рассматривают получившуюся таблицу. Определяют поля, ключевое слово.

Практическая работа.

Рассаживаемся за ПК, инструкционный лист на столах. <Приложение 4>

VII. Закрепление изученного материала

– Предложить учащимся разгадывание кроссворда. (Презентация, Слайд 2). <Приложение>

Вопросы (презентация, Слайд 3–6).

Индивидуальная работа.

3–5 человек рассаживаются за ПК и выполняют тест (тестовая оболочка).

VIII. Подведение итогов

Поблагодарить учащихся за сотрудничество.

IX. Инструктаж домашнего задания

Повторить конспект. Выполнить творческое задание по желанию. Чтение книги Балаковского краеведа Деревянченко.