Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с заселением полуострова Камчатка
- Сформировать представления о древних людях Камчатки и образе их жизни
- Воспитание патриотизма, гражданственности, терпимости к другим народам и культурам
Оборудование: физическая карта Камчатки, атласы “Люби и знай свой край”, фотографии, лист формата А4 или А3, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
(Тема “Древние люди” изучается учащимися в 5-м классе, поэтому было дано опережающие домашнее задание: повторить, что такое древний каменный век, новый каменный век, стоянки человека)
Вопросы к классу:
– Когда и где появились на планете первые люди?
– Как шло заселение планеты? (назовите части света по мере их “открытия” древними людьми?)
– Какие народы населяют территорию нашего полуострова?
3. Целеполагание
4. Изучение нового материала
– Заселение территории. Рассказ учителя с элементами беседы.
Предположительно первые люди на Камчатке появились около 15 тыс. лет назад (во время последнего оледенения). На территории полуострова проживали предки северо-американских индейцев, так как Камчатка одно из звеньев Берингии. Она представляла собой сухопутный мост, соединяющий северо-восточную оконечность Евразии и северо-запад Северной Америки. Люди в это время проживали в родовых общинах, занимались охотой и собирательством. Наиболее значительные археологические находки расположены в нижнем течении реки камчатки (оз. Ушковское).
Около 10-11 тыс. лет назад населяющие территорию Камчатки предки эскимосов, алеутов и ительменов находились на уровне развития древнего каменного века. Они жили в полуземлянках, занимались охотой и рыболовством. В быту используются собаки.
6 тыс. лет назад появляются первые поселения в районе г. Петропавловска-Камчатского, оз. Ушковского и долины реки Облуковина. В это же время получает развитие керамика, обработка камня, кроме того большое значение имеет рыболовство.
В результате сильнейшего извержения вулкана Ксудач (3 тыс. лет назад) большая часть полуострова была засыпана пеплом, это привело к многочисленным жертвам и миграциям населения
В процессе рассказа производиться запись в тетрадь:
3 тыс. лет назад (1 тыс. лет до н.э.)
Извержение влк. Ксудач
Жертвы и миграции
6 тыс. лет назад новый каменный век
Ушковские стоянки, возле г. Петропавловска-Камчатского и долина р. Облуковина
Расщепляли камень, керамика, преобладало рыболовство
10-11 тыс. лет назад древний каменный век
Ушковские стоянки
Предки эскимосов, алеутов и ительменов
Азия –> Аляска (через Камчатку)
Полуземлянки, хозяйство – рыболовство, охота, имели собак
Около 15 тыс. лет назад оледенение
Ушковские стоянки (оз. Ушковское, нижнее течение реки Камчатка)
Самые отдаленные предки северо-американских индейцев
Камчатка, Чукотка –> Северная Америка
Родовая община, хозяйство – рыболовство, охота
– Стоянки на территории камчатского края и образ жизни людей. Рассказ о древних стоянках: Ушковские, район Петропавловска и Елизова, Жупанова
5. Закрепление
Вопросы к классу:
– Когда появились первые люди на Камчатке?
– Предками, каких народностей они были?
– Закройте глаза и представьте, что вы очутились в каменном веке, что вы видите, что слышите, какие запахи разносятся по воздуху. У вас на партах лежат чистые листы бумаги, карандаши, опишите или нарисуйте, что вы почувствовали или увидели.
6. Домашнее задание.
Выучить записи в тетради, если необходимо доделать последнее задание.