Цели: ближе познакомиться с учащимися класса и их родителями; установить благоприятный психологический климат в классном коллективе.
Оформление: детские рисунки, шары, фотографии учеников, поздравительные открытки ко дню рождения класса.
Ход классного часа
I. Вступительное слово ко дню рождения класса
Классный руководитель:
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в первый класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его, как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих...
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!
Сергей Михалков
II. Беседа-рассуждение “Для чего нужны знания?”
(На экране показываются фрагменты выпускного бала 11 класса 2008г. Звучит песня “Прекрасное далеко”)
Классный руководитель: Каждый год, взрослея, дети получают все новые и новые знания, учеба в школе помогает ребятам освоить интересные и сложные науки, дает возможность попробовать свои силы, участвуя в школьных предметных олимпиадах, ученических научно-практических конференциях, заниматься экспериментальной и исследовательской работой под руководством учителей. Какие пословицы об учебе вы знаете?
Учащиеся называют пословицы об учебе:
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Не учась, и лаптя не сплетешь.
- Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
- Век живи – век учись.
- Учеба и труд все перетрут.
Классный руководитель:
Но часто ли мы задумываемся, как здорово, что мы можем учиться и стать в будущем хорошими мастерами своего дела? Наверное, нечасто.
Считается самым обыденным делом, что мы каждый день идем в школу и узнаем что-то новое. Как вы думаете, ребята, всегда ли так было? (Чтение и обсуждение письма ученика прошлых лет. Письмо зачитывает один из ведущих).
Матюкова Светлана: Так было не всегда. Когда-то давно многие в школу не ходили, не учились и во время войны. Да и школа была совсем другой. А если мы поинтересуемся жизнью наших прадедушек и прабабушек, то узнаем про их жизнь, про то, как они учились.
Из того времени до нас дошло письмо Петра Голубцова, который проживал в Смоленской губернии. Вот это письмо:
“Школа у нас раскрывала свои двери в большинстве с 1 октября.
В школу начинали ходить не все в одно время, кто неделей позже, кто днем раньше, а возраст первоклассника зависел от расстояния до школы. Если дети жили ближе к школе, начинали ходить в школу с 9 лет, а издалека – с 12, а то и вовсе с 13.
Отучится такой школьник 4 года и в парни выходит, а девчата в невесты. Но девочки учились редко. Ходить в класс ежедневно не являлось обязательным, ученики иногда пропускали занятия неделями. Самое главное, что нужно было знать ученику, как зовут царя-батюшку, царицу, их дочерей. За незнание строго наказывали и учитель, и поп.
Не было ни бумаги, ни книг. Писали на клочках, не было портфелей, авторучек. Вместо портфеля у нас была полотняная сумка, а в ней книги. Для 1 класса ученику полагалось иметь букварь, молитвенник, книгу для чтения.
Получить затрещину от учителя или попа – это дело было самое простое, стоит только заикнуться, не молиться, как сразу ее получишь. Самым легким наказанием было стоять столбом, его применяли только к детям богатых родителей, а для бедных мера наказания за любой пустяк – это отстоять час-другой на коленях, на виду у всего класса”.
Классный руководитель:
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, многому могли научиться школьники на таких занятиях?
- Кем могли стать школьники, которые учились в такой школе?
(Они могли стать только крестьянами и выполнять только простую работу, где не нужны знания.)
Чем больше у нас знаний, тем шире кругозор выбора профессии. А как вы думаете, откуда мы черпаем (берем) эти знания? (Из книги.)
Классный руководитель:
М. Горький сказал: “Всякое знание полезно. Любите книгу – источник знаний, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда”. (цитата записана на доске)
Большой мир человечества не появился вместе с нами и не кончится после нас. Если подумать, что было до нас, когда нас еще не было? Сотни, тысячи лет истории существования человека разумного.
Труднейший путь от каменного топора до заводов-автоматов и космических кораблей, от примитивной речи до шедевров литературы и искусства, театра и кино. Можно до бесконечности перечислять великое множество удобств, созданных разумом человеческим.
Вот мы пишем шариковой ручкой, а ведь каких-то полвека назад ее и в помине не было.
- Ребята, а как вы думаете, что дают знания человеку, зачем они вообще нужны?
- Ответы учащихся: Помогают человеку получить хорошую профессию, дают возможность общаться с другими людьми, помогают в обыденности, раскрывают все возможности горизонта искусства, культуры.
Классный руководитель: (подведение итогов вступительной беседы). Знания строят всю нашу будущую жизнь. Уроки знаний, нравственности, добра, любви мы с вами будем извлекать в течение всей жизни.
III. Основная часть
Смирнова Таня:
Ученье... Человеком правят страсти,
А ты у этой страсти был во власти.
Учился с каждой четвертью упорней,
Твой табель взгляд родителям ласкал.
А ты был счастлив. Мечтал ты лучшим стать учеником.
И ты был прав. Умение учиться
Не менее, чем знанья, пригодится.
Софронова Настя:
О, мудрецы времен,
Дружней вас не сыскать!
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
(Показ презентации медалистов 2008 г.)
Классный руководитель:
Мне хочется, чтобы в вашей памяти остались самые светлые и самые добрые воспоминания о школе и классе, в котором вы учитесь. Те знания, которые вы получаете на уроках, всегда пригодятся вам в жизни. Возьмем к примеру, “Русский язык” и его помощников “Словарь” и “Справочник”.
Русский язык: (Лукин Алеша)
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Словарь: (Акцораев Максим)
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Справочник: (Крылов Костя)
Вас ждут грамматические загадки.
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой.
(Пар-та).
Словарь:
Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца.
(Р-один-а).
Русский язык:
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно.
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
(Со-чин-ени-е).
Классный руководитель:
У нас сегодня в гостях учитель математики Введенская С.П. Послушайте ее, пожалуйста!
Учитель математики Введенская С.П.
Математика:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась Ма-те-ма-ти-ка!
У меня задания такие:
1) Разделить пять яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзине.
(Один человек берет яблоко вместе с корзиной.)
2) В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему испытание: “Вот тебе бочка. Наполни ее ровно до половины, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-то другим для измерения не пользуйся!”
Работник справился с заданием. Но как?
(Если вода в бочке налита до половины, то, наклонив бочку так, чтобы уровень воды пришелся как раз у края бочки, мы увидим, что высшая точка дна находится также на уровне воды.)
Ласточкина Нина:А иногда случалось и такое...
Выходит География (Норкин Антон с табличкой “География”).
Инсценировка:
Норкин Антон: Учитель задал мне вопрос...
Виноградов Саша: “Где расположен Канин Нос?”
Норкин Антон: А я не знал, который Канин, И показал на свой и Санин!
Выходит История (ученица с табличкой “История”).
Виноградова Маша:
Мы с историей — друзья,
Без нее ни ты, ни я
Никогда бы не узнали как возникла и откуда
Наша русская земля.
(Задает учащимся несколько вопросов из истории).
Появляется Физкультура (ученица с табличкой “Физкультура”).
Платонова Женя: А сейчас соревнования! (проводит несколько эстафет, в которых участвуют и учащиеся, и родители).
Шуточные советы семиклассникам (Читают учителя)
1-й учитель.
Вот настал желанный час:
Вы пришли в 7б класс.
Что ж, послушайте вы нас,
Мы дадим вам всем наказ.
2-й учитель.
Утром рано просыпайтесь,
Хорошенько умывайтесь,
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать.
3-й учитель.
Приучайтесь все к порядку:
Не играть с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожите,
В чистоте портфель держите.
1-й учитель.
Одевайтесь аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикать,
Стул туда-сюда не двигать.
2-й учитель.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься. Будь смелей.
И найдешь себе друзей.
3-й учитель.
Вот и все наши советы.
Их мудрей и проще нету.
Их забыть никак нельзя,
В добрый путь, смелей, друзья!
IV. Выполнение творческого задания в группе.
Классный руководитель:
Учитель делит класс на три группы по рядам и предлагает за пять минут сочинить поздравление с днем рождения класса. Эти поздравления можно оформить на альбомном листке и повесить на доске, а можно представить в устной форме. За самое оригинальное поздравление группа награждается медалями.
V. Поисковая деятельность
Николаева Вика: Сегодня – день рождения нашего класса. Мы все стали семиклассниками. Именинники должны знать о себе все. Я предлагаю вам заняться исследовательской работой по составлению психологического портрета класса.
Вам поиск предстоит осуществить,
Быстроту, смекалку проявить.
Шкатулку вопросов даю вам, друзья,
Ответив на них, мы узнаем, кто ты, а кто я.
Вика выставляет на стол шкатулку, в которой находятся вопросы и поисковые задания для команд. Представители команд вынимают по одному вопросу и приступают к работе.
Вопросы в шкатулке (свернуты трубочкой):
- Какой рост у нашего класса?
- Каков вес нашего класса?
- Сколько нам лет, месяцев, недель, дней?
- Сколько у нас глаз и сколько из них карих, серых, голубых?
- Сколько у нас носов, ртов, ушей?
- Какие прически любит наш класс?
- Сколько у нас родных братьев и сестер?
- Какие у нас домашние животные?
- Чем мы увлекаемся?
Классный руководитель: (Учитель сообщает собравшимся интересные факты об учениках и их родителях из классного журнала)
VI. Выполнение творческого задания в группе.
Класс вновь делится на три группы по рядам. Каждый ряд получает задание: в течение 10-15 минут подготовить сценку на тему “Забавные случаи из жизни коллектива” или подготовить какой-нибудь конкурс, игру, чтобы выявить лидеров класса.
- Фильм – Загадка (Постановка сказки “Теремок” в детском саду. (2002г.) Вопрос: Кто из наших одноклассников играет одну из ролей в этой сказке?)
- Выявление личностных характеристик учащихся.
Маркелова Вика: (раздает пустые эмблемы)
Я вижу, что мы очень дружные, находчивые, умеем работать в группах. Но нам хочется побольше узнать друг о друге.
Представьте, что мы оказались на научном симпозиуме, на который собрались видные ученые, политические деятели. Возле каждого должна быть визитная карточка с указанием имени, рода деятельности. При изготовлении визиток вы можете использовать условные обозначения, короткие слова и фразы, которые характеризуют ваш внутренний мир.
Классный руководитель:
А теперь пусть о вас расскажут ваши товарищи. Предлагаю вам поиграть в игру “Волшебный стул”. (Сначала учащиеся описывают свою визитку)
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства. При этом ни один недостаток не способен “высветить” волшебный стул. (Дети называют качества: умный, нежный, добрый или указывают на поведенческие характеристики: “Он всегда помогает...” и др.)
Подведение итогов мероприятия:
Классный руководитель:
Впереди у нас работа,
Впереди задач решенье.
Будут новые заботы,
Будут новые сомненья.
Будет путь у нас не гладким,
По нему ступайте смело.
Пусть от всяких недостатков
Не страдает наше дело.