Цель: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
Задачи:
- осмыслить и повторить знания, полученные в курсе истории Средних веков;
- закрепить знание исторических понятий, хронологию событий;
- развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
- воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.
Форма проведения мероприятия: игра
Место игры в образовательном процессе:
- интеллектуально-познавательное творческое дело в рамках предметной недели обществознания;
- обобщающе-закрепляющая творческая форма по курсу “История Средних веков”.
Оборудование мероприятия:
- дидактический материал;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- средневековые монеты.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые учащиеся, учителя. Сегодня в рамках творческой недели обществознания мы проводим игру: “Путешествуем по Средним векам”.
У каждого периода всемирной истории есть свое имя. Это имена вам хорошо известны: история первобытного общества, история древнего мира, история нового времени.
А у эпохи, которую мы с вами изучали на протяжении долгого времени, есть свое имя – история Средних веков.
Наша игра посвящена истории Средних веков.
И начнем ее с представления команд. Их сегодня две. Это команда 6 “а” класса и команда 6 “в” класса (в каждой команде по 6-7 участников).
Также на нашей игре присутствуют гости.
Проводить игру с технической стороны нам поможет учитель информатики – Лысцова Ольга Александровна.
И у нас есть еще одно свободное место, где лежит мешочек с монетами. Эти монеты 16 века.
Мы с вами знаем, что монеты представляли собой реальную ценность. Ведь их изготавливали из драгоценных металлов. Разных видов монет существовало великое множество. Они различались между собой размером, весом, ценой. Принять фальшивую монету за настоящую или ошибиться в определении ее вида значило понести немалый урон.
Как вы думаете, кто должен здесь появиться?
Разобраться в средневековых деньгах было совсем непросто. Вот почему появились люди, которые специально занимались монетами, знали соотношение между различными их видами, легко узнавали “порченые” деньги. Их называли менялами.
В качестве меняла у нас сегодня будет учащаяся 7-го класса.
И каждый ваш правильный ответ меняла будет обменивать на монету.
В конце игры мы подсчитаем ваши монеты и обменяем их на сладкие призы.
Итак, мы начинаем нашу игру.
Домашнее задание
Представление команд: название команды, девиз, атрибуты и т.д.
Гости могут помочь в объявлении присуждении монет каждой команде.
1 тур
Разминка
Участникам предлагается исторический блиц/опрос – моментальный ответ. Каждой команде будет предложено по 10 вопросов.
За каждый правильный ответ – 1 средневековая монета.
1 команда
- Искусство красивого и изящного письма, особенно развитое у арабов (каллигра?фия).
- Работа зависимого крестьянина на поле или в хозяйстве сеньора (ба?рщина).
- Человек, заключивший договор с сеньором и обязанный ему военной службой (вассал).
- Товарищество, созданное купцами для защиты своих интересов (ги?льдия).
- Служители церкви (духове?нство).
- Глава епархии (епи?скоп).
- Религиозное учение, проповедником которого был Мухаммед (ислам).
- Торговец, человек, профессионально занятый торговлей (купец).
- Хозяйство, в котором все необходимое производится, а не покупается или обменивается (натуральное хозяйство).
- Система земледелия, основанная на чередовании яровых и озимых посевов с паром (трехполье).
2 команда
- Форма земельного держания, предоставляемого на условиях военной службы и на определенный срок (бенефиций).
- Независимый город, имевший собственное управление (город-коммуна).
- Отряд преданных вождю, королю или крупному сеньору воинов, его главная военная сила (дружина).
- Священная книга мусульман (Коран).
- Повинность крестьян, обязанных отдавать сеньору определенное количество продуктов собственного труда или денег (оброк).
- Торговый налог (пошлина).
- Состязание рыцарей, устраивавшееся по определенным правилам (турнир).
- Здание для заседаний городского совета (ра?туша).
- Место постоянной торговли (рынок).
- Ближайший советник папы (кардинал).
2 тур
Историческая личность.
Вопросы задаются командам поочередно. Время на обдумывание до 1 минуты. За каждый правильный ответ 3 средневековых монеты. Также имеются 2 подсказки. Каждая подсказка – это минус одна монета.
Для проведения этого тура нужен проектор и интерактивная доска, т.к. вопросы и подсказки проецируются на экран.
1 вопрос: (Аттила, Бич Божий)
В исторических трудах римских и германских писателей он запечатлен кровавым и гнусным варваром, присланным на землю карать грешных и порочных властителей. А в германских народных сказаниях он предстает совсем другим – справедливым и добрым королем.
1 подсказка
Гунны, прогнав из причерноморских степей вестготов, пришли в Центральную Европу, туда, где сейчас находится Венгрия. Здесь, убив двоюродного брата и других родственников, он установил свое господство.
Его предшественник получал даже ежегодное жалованье из римской казны и сражался на стороне Рима против германцев. Ему же захотелось стать властителем Запада.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Аттила, Бич Божий)
2 вопрос: (Хлодвиг)
Он стал вождем одного небольшого франкского племени, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Через пять лет он уже подчинил себе государство бывшего римского наместника в Галлии. А к концу жизни ему принадлежала фактически вся Галлия.
1 подсказка
Он принял крещение в соответствии с официальным вероучением церкви. По его распоряжению была составлена Салическая правда.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Хлодвиг)
3 вопрос: (Карл Великий)
В 768 году у франков появилось сразу два новых короля – это были два брата, но один из них через три года умер, и тогда он стал единственным правителем Франкского государства. И уже через несколько лет королевство франков будут почтительно называть империей.
1 подсказка
Он был удачливым и искусным воителем. Две трети своего долгого правления – а это без малого 50 лет – он провел в походах и сражениях, отвоевывая у соседей все новые и новые земли.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Карл Великий).
4 вопрос (Мухаммед)
Его жизнь была нелегка, хотя он происходил из знатного рода. В сорок лет к нему пришли первые видения: будто бы прекрасный юноша дает ему книгу и приказывает: “Читай!”.
1 подсказка
Согласно Корану, последний пророк Аллаха. Основатель ислама и арабского государства в Аравии.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Мухаммед)
5 вопрос (Людовик XI)
Он был жестоким, лицемерным, свободным от соображений морали. Современники и потомки видят одно оправдание его правлению: оно служило делу объединения и укрепления могущества Франции.
1 подсказка
Один из тех “новых монархов”, которых не интересовала военная слава и рыцарские доблести. Войне предпочитал интриги и дипломатию.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Людовик XI)
6 вопрос (Карл Смелый)
Он жил старинными представлениями о рыцарских доблестях. Обожал войну. Долгим переговорам предпочитал силу. Любил пышные турниры, красивую одежду, рассказы о старине.
1 подсказка
Герцог Бургундии, “последний рыцарь”, враг Людовика XI. Убит швейцарами в битве при Нанси.
2 подсказка – выводится на экран изображение (Карл Смелый
3 тур
Конкурс капитанов
Задание проводится с помощью интерактивной доски и мультимедийного проектора.
За каждое правильное соотношение – 2 средневековые монеты.
Соотнести понятия с их значением:
1. индульгенция | а) церковный суд |
2. десятина | б) грамота о прощении грехов |
3. инквизиция | в) налог в пользу церкви |
1-б, 2-в, 3-а
Соотнести понятия с их значением:
1. форум | а) главная башня замка |
2. минарет | б) центральная площадь римского города |
3. донжон | в) башня, расположенная рядом с мечетью |
1-б, 2-в, 3-а
Соотнести даты с их значением:
1. 476 | а) Крещение Хлодвига. |
2. 498 | б) Битва при Пуатье. |
3. 732 | в) Падение Западной Римской империи. |
1-в, 2-а, 3-б
Соотнести даты с их значением:
1. 1302 | а) Начало проповеднической деятельности Мухаммеда |
2. 843 | б) Первые Генеральные штаты во Франции. |
3. 610 | в) Верденский договор. Раздел империи Карла Великого |
1-б , 2- в, 3-а
4 тур
Народ
Каждой команде задается по одному описанию. Нужно отгадать о каком народе идет речь.
- Один из семитских народов, издревле живший на территории Аравийского полуострова. (Арабы).
- Германский союз племен. В процессе Великого переселения народов они создали свое государство, позже завоеванное франками (Бургунды).
- Германский племенной союз. Во время Великого переселения народов они прошли длинный путь из Венгрии до Северной Африки. (Вандалы).
- Германский племенной союз, западная ветвь готов. В 410 году они овладели Римом. Их королевство в Испании существовало до начала VIII века и было завоевано арабами (Вестготы).
- Племена восточных кочевников, переселившиеся из Центральной Азии в Европу и создавшие свое государство на территории Венгрии. Сыграли большую роль в падении Западной Римской империи (Гунны).
- Скандинавские народы, в VIII-XI вв. совершавшие многочисленные походы на Европу и Русь. (Норманны).
- Тюркский народ, успешно воевавший против арабов и Византии в XI-XII вв. (Сельджуки).
- Германский племенной союз, создавший в 486 г. государство на территории Галлии (Франки).
5 тур
Разгадай кроссворд
Для проведения конкурса нужен проектор и интерактивная доска.
Командам раздается бланк, который они заполняют в течение 4-7 минут (пока проводится 6 тур “Помоги команде”). Затем результаты заносятся на интерактивную доску и проверяются.
По горизонтали:
- Старинное ручное оружие, напоминающее лук (арбалет).
- Городское сословие в средневековой Европе (бюргерство).
- Главный министр во франкском государстве (майордом).
- Военное сословие в средневековой Европе (рыцарство).
- То, что перешло от одного поколения к другому, сложившийся порядок, обычай (традиция).
По вертикали:
- Главная святыня мусульман (кааба).
- Место покупки и продажи товаров, векселей, ценных бумаг (биржа).
- Лицо, стоящее во главе монархии (монарх).
- Объединение крестьян одной или нескольких деревень для решения всех проблем крестьянской жизни (община).
- Церковная община, объединяющая верующих христиан (приход).
6 тур
Помоги команде
Болельщикам задается по 6 вопросов. За каждый правильный ответ они приносят команде по одной средневековой монете. Конкурс проводится в то время, когда команды обдумывают кроссворд.
1 команда
- Наука, занятая поиском “философского камня”, способов превращения простых металлов в драгоценные (алхимия).
- Ученики Христа, распространявшие Его учение (апостолы).
- Крестьянин, работавший в хозяйстве других людей по найму (батрак).
- Крупнейшее в средневековой Европе купеческое объединение, контролировавшее торговлю по Северному и Балтийскому морям (Ганза).
- Люди, руководившие религиозными обрядами и игравшие важную роль в обществе (жрецы).
- Орган представительства сословий в Англии (парламент). Впервые был созван в 1265 году.
2 команда
- Сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, растений, искусство, которое связано в первую очередь с арабами (арабески).
- Учреждение, занимавшееся в средние века хранением, переводом и предоставлением в долг денег (банк).
- Эпоха массовых передвижений варварских племен, приведших к гибели Западной Римской империи и образованию на ее территории германских королевств (Великое переселение народов).
- Правящий королевский род (династия).
- Дом для молитв у мусульман (мечеть).
Объединение родов, имеющих общее происхождение, обычаи, язык (племя).