Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.
Задачи:
- Познакомить с “музыкальными портретами”, созданными М.П. Мусоргским и С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художниками И.Е. Репиным и Р.М. Волковым.
- Продолжить работу над развитием навыка анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
- Способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.
Вокально-хоровая работа:
- При разучивании музыкальных фрагментов, добиваться изображения характера героя голосом.
- Работать над четким произнесением текста.
Оборудование урока:
Магнитофон (кассеты с записями), ноутбук (диск, презентация с репродукциями картин).
Структура урока
- Слушание: Песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
- Обсуждение “музыкального портрета”.
- Разучивание отрывка из “Песни Варлаама”.
- Сопоставление “музыкального портрета” и портрета И.Репина “Протодьякон”.
- Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.
- Разучивание отрывка из “Арии Кутузова”.
- Знакомство с портретом Р.М.Волкова “Кутузов”.
- Сопоставление двух “портретов”.
- Разучивание песни
- Вывод.
Форма работы
- Фронтальная
- Групповая
Методы
Словесный, наглядно-слуховой, проецирование, анализ.
Ход урока
Учитель
Музыкальный портрет. Михаил Яворский.
Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.
Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?
Учащиеся.
Портрет – это изображение донного человека.
Учитель.
И так, слушаем первый портрет.
Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
Учитель.
Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?
Учащиеся.
Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.
Повторное прослушивание.
Разучивание фрагмента.
Учитель.
Сила добрая или злая?
Учащиеся.
Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.
Учитель.
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?
Учащиеся.
Темп быстрый, тембр голоса низкий, преобладание минорных интонаций, хотя они и сменяются мажором.
Учитель.
А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?
Учащиеся.
Русской народной плясовой
Учитель.
Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?
Учащиеся.
Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.
Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.
Учитель.
Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?
Учащиеся.
Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.
Учитель.
Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?
Учащиеся.
Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.
Учитель.
Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского ( песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.
Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).
Учитель.
Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?
Учащиеся.
Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.
Учитель.
Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.
Учащиеся.
И композитор, и художник не любят таких людей.
Учитель.
Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”
И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.
Учитель.
Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?
Учащиеся.
Кон
Учитель.
А в наше время вы встречались с такими портретами?
Учащиеся.
Нет.
Учитель.
А почему в наше время таких портретов не создают?
Учащиеся.
Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.
Учитель.
То есть искусство отражает окружающую нас реальность.
Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.
Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.
Разучивание арии.
Класс делится на три группы и получает следующие задания:
1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);
2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;
3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.
Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.
Учитель.
Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.
Кто такой Кутузов.
Учащиеся.
Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.
Учитель.
Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?
Учащиеся.
Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.
Учитель.
А как к этому герою относятся и композитор и художник?
Учащиеся.
Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.
Учитель.
А нам передалось отношение авторов к этому герою?
Учащиеся.
Конечно
Учитель.
К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?
Слушание или исполнение отрывка из арии.
Учащиеся.
К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.
Учитель.
Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.
Учащиеся.
Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.
Учитель.
А Варлаама можно назвать богатырем?
Учащиеся.
Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.
(На доске оба портрета)
Учитель.
А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?
Учащиеся.
Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.
Учитель.
Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.
Разучивание песни.
Вывод:
- С какими портретами и их авторами мы познакомились на уроке?
- Как изображаются в музыке и живописи одни и те же герои?
- Что дает нам понять такая “родственность” между музыкой и живописью?