Урок обучения грамоте с использованием ИКТ "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"

Разделы: Начальная школа


Цель познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

  • дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
  • способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование:

  • карточки: “согласные”, “гласные”;
  • предметные картинки – солнышки для рефлексии,
  • карточка с буквами Ж, ж;
  • портрет жука для домашнего задания,
  • карточки со скороговорками.

Техника:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • колонки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

- Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто “и-и-и-и…”.

- Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока (презентация 1)

- Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек
(жираф).

-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)

- Как можно назвать всех одним словом?

-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ж])

-А это кто? (СЛАЙД№4)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?

- Как бы вы назвали наш урок?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ж].

- Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.

РАБОТА В ПАРАХ:

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

- Какой это звук? (согласный)

- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)

- Как произносится звук? (звонко)

- Послушаем, как произносится звук в словах. Игра “Поймай звук”.

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

  • Пиджак, рубашка, майка
  • Шарф, жилет, шапка
  • Шорты, бриджи, штаны
  • Брюки, носки, джинсы

- Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?

Расскажите, что узнали про звук [ж]?

- Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).

Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.

Физминутка.

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

- Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

- У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).

- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)

- Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Проверим ваши знания. Поиграем в игру “Большая -маленькая”.

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

6. Закрепление.

- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада. (Буклет садоводу-огороднику , приложение 1)

7. Итог урока

- Как назывался наш урок? Почему?

8. Рефлексия

-Продолжите предложения (СЛАЙД №9)

- Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].  Рисунок 1.

А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].

9. Домашнее задание

- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.

рисунок 2.