Цель:
- Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Воспитание терпения, умения слушать других.
Ход урока
I. Наблюдение.
На доске текст:
Не умею.
Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!
- Проведите наблюдение над записями на доске.
Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по
стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по
стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и
разделите их на группы.
Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.
Проверка. Мнения учеников.
- Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают
дополнительные оттенки значения предложениям
текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что
получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой
стихотворения?
Высказывания детей.
- Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?
Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.
- Какими эти предложения являются по отношению
к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.
Дети делают вывод:
- Предложения текста можно разделить на
утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем
словом, с которым она связана. Определите, к какой
части речи относится это слово. Какой вывод можно
сделать?
Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.
II. Определение темы урока.
- Определите тему, задачу и цель урока.
Дети называют тему урока.
- Правописание "не" с глаголами.
Задача:
Как писать не с глаголами.
Цель:
Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.
III. Создание проблемной ситуации.
- А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку):
Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.
- Все ли слова понятны в сказке?
- Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.
(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)
- Определите грамматическое значение слова
негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите
проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами
раздельно, а столкнулись с тем, что не написана
слитно с глаголом.
Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?
- Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.
Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.
- Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
- Попробовать убрать "не".
(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)
- Чем стала частица "не" в глаголе
негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?
Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.
Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.
IV. Закрепление.
- Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.
Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:
- Определить часть речи.
- Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
- Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.
Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.
- Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.
IV. Самостоятельная работа.
(не)читать, (не)доумевать, (не) писать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)считать, (не)учить, (не)сдобровать, (не)видеть, (не)слушать, (не)годовать.
V. Проверка.
Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.
(по времени - работа с учебником : упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)
VI. Итог. Выводы.
VII. Домашнее задание:
Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".