Оборудование и оформление кабинета
- На демонстрационном столе – приборы и принадлежности для опытов: спиртовка, бумажный стаканчик, или картонная коробочка, емкость с водой, пинцет, монета, блюдце, бумага, спички, стеклянный стакан, магнитофон.
- На классной доске:
а) плакат “С физикой – и в шутку, и в серьез” (название игры).
б) плакат:
“Физика! Какая емкость слова!
Физика – для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!”.
- Дидактический материал: оценочный лист для жюри, кроссворды, карточки для игроков, бумага, ручки.
План мероприятия.
- Представление команд.
- Разминка.
- Конкурс кроссвордов.
- Конкурс болельщиков
- Конкурс “Физики - испытатели”.
- Конкурс “Физики - лирики”.
- Конкурс болельщиков.
- Конкурс артистический.
- Конкурс болельщиков.
- Слово жюри.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем игру-конкурс “С физикой – и в шутку, и всерьез”. Как известно, физика одна из самых серьезных и точных наук, которая требует к себе особого внимания и окружает нас буквально повсюду. Многие явления и процессы, происходящие в окружающей среде можно объяснить, если знать и понимать этот предмет.
Т.о., цель нашего мероприятия обобщить и систематизировать все знания, которые ребята получили. И, конечно же, расширить кругозор, научиться наблюдать и объяснять различные физические явления, проявить свои творческие и интеллектуальные способности.
Игра состоит из нескольких конкурсов, каждый из которых будет оцениваться жюри, а в жюри у нас сегодня: (перечислить Ф.И.О., должность). Каждый из членов жюри получает вот такой оценочный лист, на котором отмечены все конкурсы, максимальное количество баллов и отводимое время на каждый конкурс.
1. Представление команд
Ведущий: Итак, первый конкурс – это представление команд. Каждая команда делает сообщение о названии команды, девизе, эмблеме. При оценке учитывается оригинальность, остроумие, юмор, отражение физического содержания. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4.
(Команды по одной представляются, жюри подводит итоги.)
2. Разминка
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу. Перед началом любого соревнования необходимо хорошо размяться, чем мы сейчас и займемся. Итак, следующий конкурс – разминка. На этом этапе игроки каждой из команд, должны не задумываясь, быстро отвечать на вопросы. Если команда не ответила, то ход переходит к другой команде, если же и эта команда затрудняется ответить, то право ответа предоставляется болельщикам. За каждый правильный ответ насчитывается по 1 баллу.
(Примерные вопросы.)
– Почему нельзя мясо сварить высоко в горах? (Из-за низкого атмосферного давления температура кипения воды ниже 100 оС.)
– Почему каша при варке пригорает ко дну кастрюли, а суп нет? (На дне быстро нагреваются и крупа, и жидкость, а конвекция лучше в жидкости.)
– Какой прибор служит для измерения скорости! (Спидометр.)
– Какой прибор служит для измерения атмосферного давления! (Барометр.)
– Почему человек, выходя из воды замерзает? (Происходит явление испарение, сопровождающееся потерей теплоэнергии.)
– Назовите наибольшую скорость? (Скорость света.)
– Почему во время снегопада теплеет? (Т.к. происходит крисстализация воды, в процессе которой выделяется теплота.)
– Почему сильный дождь охлаждает воздух? (На испарение влаги после дождя расходуется внутренняя энергия.)
– Какой цвет получится, если сложить все цвета? (Белый.)
– Первый человек в космосе? (Ю.Гагарин.)
– Изобретатель радио? (Попов.)
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
3. Конкурс кроссвордов
Ведущий: Итоги подведены, можно переходить к следующему испытанию – конкурсу кроссвордов. Цель этого конкурса выяснить, кто же из соперников более эрудирован в области физики. Командам выдается листок с кроссвордом, необходимо заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы и прочитать слово, находящееся в зашифрованных клетках.
(Раздаются кроссворды игрокам и жюри.) См. Приложение
Кроссворд 1
- Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы? (Упругость.)
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (Молекула.)
- Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (Конвекция.)
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты? (Топливо.)
- Знак для обозначения числа? (Цифра.)
- Действие для проверки правильности теоретических рассуждений? (Опыт.)
- Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание? (!)
Кроссворд 2
- Мельчайшая частица вещества? (Атом.)
- Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания? (Изохорный.)
- Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (Капилляр.)
- Прибор для определения точки росы? (Гигрометр.)
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое? (Отвердевание.)
- Процесс получения жидкости из газа? (Конденсация.)
- Синоним слова “эксперимент”? (Опыт.)
(Пока игроки разгадывают кроссворды, проводится игра с болельщиками.)
4. Конкурс болельщиков
Ведущий: Ну, а пока наши команды разгадывают кроссворды, мы с вами то же не будем терять зря время, а поиграем. Задание будет такое: “Найдите ошибку в литературном произведении”.
Например:
1) “Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла”.
(Неверно, что в “мире поубавилось тепла”, должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется)
2) “… Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули”.
(После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека.)
Ведущий: Время подходит к концу, сдайте, пожалуйста, листы с кроссвордами на проверку жюри. Пока жюри оценивает вашу работу, мы переходим к следующему конкурсу.
5. Конкурс “Физики - испытатели”
Ведущий: Следующий конкурс называется “Физики - испытатели”. С помощью этого конкурса можно узнать, кто из игроков умеет наблюдать и объяснять физические явления. Представитель из каждой команды показывает по одному опыту-фокусу, а соперники должны дать объяснение происходящему. На подготовку ответов отводится по 1-2 мин. Оценки: за правильный ответ – 2 балла, за хорошо поставленный опыт – 2 балла, за четко поставленный вопрос – 1 балл.
(Демонстрация опыта.)
Например:
1) “Как достать монету из воды, не замочив рук?” (В блюдо наливают немного воды, бросают монетку. В стеклянный стакан, помещают горящую бумагу, дают ей прогореть 2-3 сек, а затем быстро переворачивают и ставят в блюдо. Вода из блюда начинает “уходить” в стакан, и монету можно достать, не замочив рук.)
2) “Негорящая бумажная коробочка с водой над пламенем спиртовки” (коробочку из плотной бумаги заполняют водой и щипцами держат над горящей спиртовкой. Через некоторое время вода закипает, но коробочка не горит).
(Ведущий делает выводы: кто более полно ответил на вопрос; кто лучше поставил опыт; кто правильно сформулировал вопрос; затем слово предоставляется жюри.)
6. Конкурс “Физики – лирики”
Ведущий: Многие знаменитые ученые – физики были людьми всесторонне развитыми. Например, Эйнштейн играл на скрипке, Ломоносов писал стихи, которыми зачитывался сам император. Томас Юнг в 14 лет знал 9 языков и на вступительных экзаменах в университет (он в 14 лет уже закончил школу и поступал в университет) перевел предлагаемый ему текст на 9 языков, не включая латынь. Поэтому следующие два конкурса будут определять не только ваши интеллектуальные способности, но и творческие. Итак, следующий конкурс называется “Физики - лирики”.
Каждой команде дается задание написать короткий рассказ или стихотворение, используя следующие связанные с физикой и астрономией слова:
1) Время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
2) Тепло, молекула, луна, излучение, явление, тяжесть.
7. Конкурс болельщиков
Ведущий: Пока наши игроки придумывают рассказ или стихотворение, мы с вами тоже займемся творческой работой. И проведем конкурс болельщиков. Задание будет такое, надо составить как можно больше слов из слова “электродинамика”. Время на выполнение задание – 2-3 мин.
(Слово “электродинамика” написано заранее на доске.)
Ведущий: Ваше время истекло, давайте проверим, что у вас получилось. У кого больше всех слов? Назовите свои слова.
(Отметить самого активного болельщика.)
Ведущий: Ну что же, “физики - лирики”, ваше время так же истекло. Прошу капитанов команд зачитать полученные произведения.
(Зачитываются рассказы или стихи, карточки отдаются жюри, подводятся итоги.)
8. Конкурс артистический
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы приступаем к следующему творческому заданию – это конкурс артистический, который проводится на основе домашнего задания. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.
Например, можно показать: броуновское движение, электрический ток и т.п.
Оценки максимальное количество баллов – 5; оценивается в первую очередь оригинальность сценария, артистизм, костюмы.
(Команды показывают свои сценки.)
9. Конкурс болельщиков
Ведущий: Пока жюри подводит окончательные итоги, мы с вами немного поиграем. Игра называется “Внимание!”. Такое качество как внимание необходимо нам везде и повсюду, невнимательному человеку очень трудно и учиться, и работать, даже элементарно, перейти дорогу. Сейчас мы посмотрим, кто же из вас обладает этим качеством.
(1–2 ребят из команды просят выйти и выполнять несложные задания: поднять руки вверх, руки в сторону; повернуться налево, направо, присесть и т.п. Затем они выходят из класса, а у остальных спрашивают: “Какого цвета глаза, волосы, во что был одет? и т.д.”. И определяют самого внимательного.)
10. Слово жюри
Ведущий: Наша игра подошла к концу, и мы сейчас подведем итоги сегодняшнего конкурса.
(Слово предоставляется жюри.)
Ведущий: Всем большое спасибо! Все были молодцы! Победившая команда получает “5”, проигравшая – “4”, особо хочется отметить ребят, которые демонстрировали опыт, и самых активных болельщиков!
Оценочный лист для жюри
Название конкурса | Время | Максимальное кол-во баллов | 1-я команда | 2-я команда |
1. Представление команд | 3–5 мин | 4 | ||
2. Разминка | 3–5 мин | 5 | ||
3. Конкурс кроссвордов | 7 мин | 7 | ||
4. “Физики-испытатели” | 8–10 мин | 5 | ||
5. “Физики – лирики” | 7–8 мин | 10 | ||
6. Конкурс артистический | 7 мин | 5 | ||
Итого |